Уроки адаптации
Опубликован рейтинг оценочных компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2024 года
Рынок оценки приспосабливается к снижению спроса, дефициту кадров и проникновению в отрасль технологий
Аналитический центр «Эксперт» представляет ежегодный рейтинг оценочных компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2024 года.
Год переоценки
По результатам обработки анкет совокупная выручка нынешнего списка оценочных организаций упала за 2024 год на 6,3% и составила 343,5 млн рублей. С поправкой на инфляцию (по данным Росстата, 9,5%) фиксируем падение на 15,8%. Это заметное проседание, ведь годом ранее мы отмечали темп роста суммарных доходов участников рейтинга на уровне 33%.
Из 15 компаний, представленных в рейтинге, треть завершили прошедший год с отрицательной динамикой. Причем из топ-5 верхушки рейтинга доходы от оценки снизились у четырех компаний.
Сократилось и количество подписанных отчетов об оценке. За год число отчетов составило 17 296 штук, снизившись, по сопоставимым данным, на 20%. Число штатных оценщиков в компаниях также снизилось за год на 6% и составило 76 человек, в то время как среднесписочная численность всех сотрудников увеличилась на 1%, до 237 человек.
По сравнению с прошлым годом в тройке лидеров рейтинга произошли перестановки. С третьей строчки на лидирующую позицию вышла уфимская компания «Аудит-безопасность». Тюменская «Ассоциация АЛКО» сохранила за собой второе место. Замыкает тройку лидеров компания «Консалтинг Групп» из Екатеринбурга, которая в прошлом году была на пятом месте рейтинга. На долю этих компаний приходится 40% выручки, но темп роста их совокупного дохода снизился на 5%.
Лидером по динамике выручки стала Уральская торгово-промышленная палата, увеличившая свои доходы от оценочной деятельности за год почти в три раза.
Падение выручки в 2024 году наблюдалось по двум из трех основных направлений оценочной деятельности — оценке недвижимого имущества, а также оценке оборудования и транспортных средств.
И тем не менее самый большой вес в структуре суммарных доходов участников рейтинга по-прежнему занимает оценка недвижимого имущества. В 2024 году выручка от этого вида оценки составила 159 млн рублей (46% от совокупной выручки), снизившись за год, по сопоставимым данным, на 14%.
Снизились и темпы выручки от оценки оборудования и транспортных средств. В 2024 году заказы по этому направлению принесли участникам рейтинга 55 млн рублей, что составляет 16% в общих доходах. Это третья по размеру доля в структуре выручки компаний рейтинга, на этом виде услуг участники заработали на 7% меньше, чем годом ранее.
В положительной зоне осталась выручка участников рейтинга от услуг оценки бизнеса и ценных бумаг. Это второй по емкости сектор, на котором компании заработали 77 млн рублей (23% от совокупной выручки). За год общие доходы по этому направлению, по сопоставимым данным, выросли на 5%.
Внушительную динамику продемонстрировало такое направление оценочных услуг, как оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности. По итогам 2024 года доходы участников рейтинга выросли на 23%, составив 15 млн рублей.
В разрезе целей проведения оценки наибольшая доля (28%) совокупного объема выручки участников рейтинга приходится на оценку в рамках покупки-продажи активов и сделок по слияниям и поглощениям (сегмент показал рост на 8%). Доля доходов от услуг, связанных с оценкой текущей ситуации (с кредитованием, страхованием и арендой), достигла 23%.
При этом в прошлом году в 1,6 раза выросла выручка от оценочных услуг в рамках реорганизации и реструктуризации бизнеса (6% в структуре совокупной выручки). Доходы от оценочных услуг в целях банкротства и ликвидации компаний снизились на 5% (4% выручки).
Оценка других ситуаций принесла 33% доходов, при этом спрос упал на 11%. Замыкает список по динамике и объему выручки оценка при приватизации (ее доля — 0,5%, падение на 89%).
Ставка торможения
Главным фактором снижения динамики отрасли участники рынка считают давление жесткой денежно-кредитной политики.
«Высокая ставка ЦБ повлияла на бизнес-процессы предприятий из различных секторов экономики, это привело к резкому сокращению кредитования, для которого, в том числе, были востребованы также и услуги оценки», — отмечает председатель НП «Уральская ПГБ» Илья Симкин.
В частности, довольно сильно просел объем сделок на рынке жилой недвижимости. Вдобавок к высокой стоимости кредита спрос на новостройки подкосила отмена массовой льготной ипотечной программы. В результате, по словам руководителя департамента оценки компании «Инвест-аудит», председателя Пермского регионального сообщества членов Ассоциации «Русское общество оценщиков» Евгения Железнова, существенно сократились объемы оценки для целей залога при ипотечном кредитовании.
Кроме того, Евгений Железнов отмечает еще и практически полное отсутствие спроса на оценку для целей оспаривания кадастровой стоимости. А раньше это было одно из лидирующих направлений. Но причины здесь другого характера.
«Мы связываем стагнацию в этом сегменте с уравниванием рыночной и кадастровой стоимостей на фоне растущих цен на рынке недвижимости, а также с повышением качества кадастровой оценки. Кроме того, большинство объектов уже прошли через процедуру снижения кадастровой стоимости», — объясняет Евгений Железнов.
«Спрос на оспаривание кадастровой оценки существенно снизился еще и потому, что государство не проводит переоценку или проводит ее, не завышая кадастровую стоимость относительно рыночной цены объектов», — добавляет директор компании «Центр экспертизы «Профит» Денис Сюкосев.
Поддержка спроса
Услуги оценщиков требуются еще и в случаях, когда бизнесу приходится проходить юридические процедуры, связанные с ухудшением экономики компаний — банкротство, реструктуризация, продажа бизнеса. В сложной экономической ситуации, как правило, таких сделок становится больше, и спрос на оценку для этих целей растет. Это подтверждают и наши расчеты, и мнения участников исследования.
«Стабилен спрос со стороны юристов, адвокатов и арбитражных управляющих для целей оспаривания сделок купли-продажи имущества, в основном транспорта и в меньшей степени недвижимости, взыскания убытков, реализации имущества через торги», — отмечает Илья Симкин.
Рост спроса на оценку при процедурах банкротств и налоговых споров видит и начальник отдела оценки Уральской торгово-промышленной палаты Полина Андреева.
По словам Дениса Сюкосева, по-прежнему остается спрос на оценку в сделках купли-продажи бизнеса, связанных с санкциями: «Кроме того, услуги оценщиков востребованы при реализации крупных государственных и инфраструктурных проектов».
Ведущий оценщик Patent Family Group Дарья Шимова подтвердила наши выводы о росте спроса на оценку нематериальных активов (НМА): «Многие рассматривают НМА как инструмент управления стоимостью бизнеса. Рост интереса к интеллектуальной собственности также связан с реорганизацией активов в высокотехнологичных компаниях. Продолжается также трансформация бизнеса в условиях адаптации к санкциям. В этих случаях происходит разделение структур, миграция прав и создание новых юрисдикций, а здесь оценка нематериальных активов очень важна. Поддерживает спрос и активизация сделок слияний и поглощений, в которых оценка нематериальных активов (патенты, товарные знаки, лицензии, НИОКР) становится неотъемлемой частью due diligence».
При этом все участники рейтинга отмечают усложнение запроса на услуги оценки со стороны клиентов.
По словам директора компании «Инвест-Актив-Оценка» Артура Мосгольда, зачастую такой запрос включает в себя как сугубо оценочные задачи, связанные с установлением стоимости имущества, так и более общие цели, предполагающие проведение экономических расчетов.
Вопрос в кадре
А найти таких специалистов непросто. В отрасли по-прежнему острой остается проблема дефицита кадров.
«На рынке специалистов не хватает в целом, а для НМА особенно, в этом сегменте необходима комбинация знаний в финансах, праве и технологиях», — формулирует проблематику Дарья Шимова.
По словам заместителя директора компании «Ассоциация АЛКО» Анастасии Миловидовой, специалистов по оценке типового недвижимого имущества на рынке достаточно: «Но мы ощущаем нехватку кадров для оценки сложных проектов, требующих нестандартных решений».
Помимо общих факторов для всей экономики, рынок труда в сегменте оценки ощущает давление со стороны законодателя. Государство в рамках курса борьбы за качество установило довольно жесткие требования к специалистам-оценщикам. Для того чтобы получить право заниматься оценочной деятельностью, диплома о высшем образовании недостаточно. Нужно каждые три года сдавать квалификационный экзамен, причем, чтобы иметь право оказывать полный спектр услуг, приходится сдавать экзамен на получение трех аттестатов: оценка недвижимости, движимого имущества и бизнеса.
А к этому готовы далеко не все сотрудники оценочных компаний, и часть решает уйти из профессии. По словам Полины Андреевой, многие оценщики переходят в смежные отрасли, например, в консалтинг: «Количество специалистов, имеющих все три аттестата, сокращается ежегодно».
По наблюдениям Илья Симкина, отрасль испытывала дефицит профессиональных оценщиков с самого момента ее возникновения: «Но введение квалифицированного экзамена усугубило эту проблематику».
Государство между тем готовит дальнейшее ужесточение.
В 2024 году по инициативе Минэкономразвития в первом чтении принят федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности».
В этом документе законодатель еще больше усилил требования к оценщикам, претендующим на право оценить госимущество. Таким компаниям придется держать в штате минимум двух оценщиков, для которых это место работы основное. Сейчас закон не запрещает специалистам работать по совместительству.
Ужесточается и ответственность специалистов. В ведомстве отмечают, что поправки должны защитить интересы государства при проведении оценки, и предполагают, что новеллы смогут повысить качество оценочных услуг.
По мнению руководителя департамента оценки и финансово-экономической экспертизы» АНО «Национальное экспертное бюро» Сергея Волосникова, чрезмерное госрегулирование в целом негативно отражается на отрасли: «Сначала у рынка отобрали возможность проводить кадастровую оценку, передав ее государственным бюджетным учреждениям. Оценщикам удалось отстоять возможность участия в оспаривании кадастровой стоимости в судах. Сейчас активно обсуждаются изменения в государственном регулировании судебно-экспертной деятельности и введение реестра, что приведет к очередным ограничениям деятельности оценщиков в качестве судебных экспертов».
Вызовы цифровизации
Как и многим другим сегментам рынка, частично заместить рабочие руки могут помочь цифровые решения. Но в отрасли отношение к этому тренду неоднозначное.
Сергей Волосников уже видит результат влияния технологий: «Все реже приходится привлекать оценщиков для определения стоимости наиболее простых объектов оценки, в частности квартир. С развитием искусственного интеллекта (ИИ) моделирование цен на рынке в стоимость стала еще доступней. Недавно Сбер и ДОМ.РФ протестировали в регулятивной песочнице Банка России проект по определению стоимости недвижимости с помощью технологии машинного обучения. ЦБ поддержал инициативу такой автоматизации, отметив, что потребуется изменить законодательство для внедрения сервиса. Таким образом, оценщики в ближайшем будущем могут лишиться одного из направлений — оценки для целей залога».
Впрочем, пока, по мнению Дениса Сюкосева, использование ИИ не имеет массового характера: «Но мы ожидаем большого прорыва в этой области в ближайшие пару лет. ИИ сможет закрыть, по прогнозу, 30–50% задач, которые сейчас выполняются оценщиком».
Дарья Шимова, однако, полагает, что пока искусственный интеллект выступает скорее в роли помощника, нежели замены оценщика.
«ИИ помогает в автоматизации рутинных расчетов, сборе данных по аналогам, анализе больших данных (особенно в сфере патентов и сделок с НМА). Однако в сегменте нематериальных активов важны экспертные суждения», — аргументирует эксперт.
И такой позиции придерживаются многие участники исследования.
Евгений Железнов также видит определенный эффект применения технологии. По его словам, ИИ используется для автоматизации части процессов: «Но его применение возможно для работы с самым простыми и стандартными объектами оценки. Это, как правило, оценка жилой недвижимости и автотранспорта. Технологии позволяют снизить себестоимость работ и время оказания услуг. Мы пока не ощущаем какого-либо влияния на рынок в связи с этим».
Директор оценочной компании «Априори» Сергей Козлов также видит отдельные плюсы применения технологий: «ИИ помогает сократить время на обработку информации, систематизировать данные и хранить их. В банковской сфере практически полностью автоматизирована оценка жилой недвижимости и частично нежилой. В отношении же нетиповых, сложных объектов всегда необходим расчет, выполненный детально оценщиком. Уже появились программы, направленные на оценку бизнеса. Однако результаты показывают, что без профессионального суждения специалиста-оценщика невозможно автоматически построить корректную и полную финансовую модель. Пока что ИИ остается хорошим помощником, но не полноценным исполнителем, плюс действующие определенные ограничения на использование ИИ накладывает необходимость защиты данных».
Горизонт неопределенности
В этом году участники рынка не ждут перелома тенденции в части восстановления спроса и динамики доходов отрасли. По мнению Ильи Симкина, если положительных изменений во второй половине года не произойдет, роста выручки, скорее всего, не будет. Ситуация в экономике остается неопределенной.
«Сейчас сложно прогнозировать. Начало года показало хорошую динамику, однако с конца весны наблюдается спад спроса на оценку нематериальных активов», — отмечает Дарья Шимова.
Не видит предпосылок для сильной динамики всего рынка и Евгений Железнов: «На наш взгляд, в последние годы отрасль в целом растет незначительными темпами. Скорее всего, это происходит не за счет роста объема рынка оценочных услуг, а за счет увеличения стоимости услуг в связи с высокой общей инфляцией в стране. И тем не менее для себя мы запланировали рост выручки на уровне 5–10%».
Полина Андреева тоже рассчитывает на положительную динамику: «Мы в компании планируем рост на 10–15% в связи с увеличением объема услуг для реструктуризации бизнеса и переоценки активов».
Анастасия Миловидова связывает возможности роста с началом цикла снижении ставок: «Смягчение кредитной политики ЦБ позволит возобновить интерес населения к ипотечным продуктам, что, в свою очередь, поможет оценочной отрасли в части увеличения объемов заказов».
|







Надежность как фактор