С уважением к оленю
В Югре возродили народный промысел, связанный с выделкой оленьих шкур
Фото из личного архива Татьяны Любавиной
Бывшие сотрудники нефтегазовой компании, переехав из крупного города Югры в отдаленное село, благодаря гранту открыли предприятие по выпуску изделий из кожи оленя и игрушек, отражающих культуру народов Севера
В селе Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа работает уникальная мастерская «ЛЮКАН». Основатели предприятия, супруги Татьяна и Денис Любавины, выиграв грант на проект по выделке оленьих шкур, открыли предприятие на севере региона в селе с населением 1200 человек. Там же они стали изготавливать развивающие игрушки из дерева.
С культурой народов Севера Татьяна Любавина познакомилась еще в детстве. Она родилась и выросла в селе Казым, где 70% жителей составляет коренное население: ханты, коми-зыряне и лесные ненцы. Ее дедушка по отцу был потомственным оленеводом и принадлежал к роду коми-зырян. Со стороны мамы дедушка был ханты. Поэтому Татьяна в детстве участвовала в национальных праздниках и пела песни народов Севера, росла, соприкасаясь с культурами двух народов — ханты и коми-зырян.
— Многое, чем я сейчас занимаюсь, взяла из детства. На каникулах ездила в оленеводческую бригаду к дедушке, видела большие стада оленей, жила в чуме, управляла оленьей упряжкой, ходила в малице (одежда у оленеводческих народов. — Прим. «Э-У»), обуви из камуса (шкура с ног оленя. — Прим. «Э-У»). Погрузилась в эту жизнь, прониклась ею, — рассказывает Татьяна Любавина. — Моя бабушка работала заведующей лисьей фермой. Выйдя на пенсию, она с дедушкой создала свою небольшую частную ферму для лис. Мы кормили лисят, наблюдали, как они растут, выхаживали слабых. Такие моменты приближали меня к животному миру, воспитывали бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Окончив школу в Казыме, югорчанка поступила в Сургутский государственный университет, где получила специальность инженер-математик и системный программист. После окончания вуза Татьяна семь лет, вплоть до первого декретного отпуска, трудилась программистом в «Сургутнефтегазе». Супруг работал в этой же компании энергетиком.
Находясь в декрете, Татьяна увлеклась ранним развитием детей, изучала разные методики и много занималась с сыном. Вскоре у супругов родилась дочь. Сейчас в семье трое детей — сын и две дочки. Появление первого ребенка погрузило Любавиных в мир детских товаров, предметов интерьера и игрушек. Это увлечение стало толчком к открытию мастерской «ЛЮКАН». Такое название образовалось из соединения начальных букв фамилий Дениса и Татьяны — Любавины и Каневы.
Денис взял на себя техническую часть — заказ оборудования, наладку, запуск, весь производственный процесс, а Татьяна — креатив и общее руководство предприятием. Хозяйка «ЛЮКАН» с основания мастерской придумывает продукцию, пишет проекты на различные конкурсы, общается с дизайнерами, педагогами и клиентами, проводит мастер-классы, работает с детьми.
Первое дело супруги открыли еще в Сургуте. Это было производство световых столов (песочница с наполнителями и подсветками для детей. — Прим. «Э-У»). Столы супруги изготавливали самостоятельно из разных комплектующих и продавали через интернет по всей России. Этим бизнесом семья занималась около двух лет.

Наблюдая за своими детьми, Любавины поняли, какие занятия им больше всего нравятся. Во время поездок в родное село Казым Татьяна заметила, что пятилетний сын тянется к природе: любит ходить в лес, на рыбалку, собирать грибы. Он совсем не хотел возвращаться в Сургут.
— Мы с мужем задумались: а что нас держит в этом городе? Мы не привязаны к работе и можем выбрать место, где хотели бы жить. К тому же мои дети растут в городе и оторваны от национальной культуры, а я выросла в селе и пронизана жизнью предков, частично знаю коми-зырянский язык, — делится предприниматель. — Мне захотелось прежде всего поделиться своими знаниями о наших предках со своими детьми и рассказать им в игровой форме о природе региона и о культуре коренных народов Севера.
Татьяну тянуло и к меху. Поэтому свой первый проект она посвятила производству изделий из оленьих шкур.
В Югре оленеводство — важная часть экономики, а оленеводческие хозяйства дают местным жителям работу и способствуют сохранению уникальной экосистемы. В то же время существует проблема: используется только мясо, а шкуры животных утилизируют, поскольку они считаются отходами и не пользуются спросом. Иногда шкуры отправляют на выделку в другие регионы России. Узнав об этой ситуации, Татьяна Любавина заразила мужа идеей создания цеха по выделке шкур: не пропадать же добру!
Югорчанке удалось выиграть грант на покупку части оборудования для такого производства. Как вспоминает собеседница, по условиям конкурса нужно было вложить в дело половину своих средств. На выигранные 700 тысяч рублей и собственные 700 тысяч Любавины купили первое оборудование для выделки оленьих шкур. Таким образом, супруги попытались возродить традиционный промысел народов Севера. Предприятие они решили открыть в Казыме.

Возвращение к истокам
Оленеводство, как отметила хозяйка «ЛЮКАН», не просто промысел, а многовековая культура, объединяющая природу и традиции. В этой культуре заложено искусство жить в гармонии с суровым миром Севера, где олени являются символом единения с природой и источником жизни.
Для коренных народов олени — не только еда, одежда, жилье и транспорт, но и вся жизнь. Поэтому, по традиции, если оленя забивают, то все используется без остатка и при этом не пропадает ни грамма мяса, ни одного клочка шкуры. Оленеводство играет важную роль в сохранении традиций и передаче знаний от старшего поколения к младшему.
По словам собеседницы, когда в ее родном селе процветал оленеводческий совхоз, работали цеха по пошиву изделий из меха. С тех времен в Казыме остались мастерицы. Сейчас в поселке действует Казымская оленеводческая компания, а также некоторые жители продолжают заниматься частным оленеводством.
— Выделка шкур — по традиции женская работа. Это очень тяжелый труд. Женщинам, которые это умеют делать, уже больше 65 лет. Поэтому найти специалистов по выделке шкур очень тяжело. В Югре есть мастерицы по пошиву изделий из меха и кожи, но проблема кроется в выделке и подготовке сырья, — поясняет Татьяна.

В конце октября 2019 года Любавины переехали в Казым. Удалось это сделать буквально в последний момент: у села с другими населенными пунктами региона отсутствует постоянное транспортное сообщение. Зимой в Казым можно добраться по зимнику, а летом — на пароме. В межсезонье путь закрыт. Уже на месте супруги начали искать подходящее помещение под цех с учетом габаритов оборудования и остановились на здании старой молочной фермы, оставшемся от совхоза.
Это было заброшенное помещение без дверей, с разбитыми окнами и протекающей крышей. Приводить в порядок объект супругам помогали отец и брат Татьяны. На тот момент молочная ферма не работала уже 25 лет. Они очистили здание от мусора, залатали крышу, вставили окна, провели канализацию, проложили электропроводку, смонтировали отопление. В отремонтированном здании Любавины установили оборудование, но его мощностей не хватало для создания полноценного производства.
Постепенно, выигрывая гранты, начинающие предприниматели докупали оборудование и изучали технологии, в том числе по традиционной выделке шкур. В июне 2021 года мастерская «ЛЮКАН» выиграла конкурс в сфере развития традиционной деятельности с проектом «Заготовка, транспортировка, хранение и переработка шкур северного оленя». Спустя месяц власти Югры дали субсидию на реализацию проекта «Производство товаров из меха и кожи северного оленя».

Занимаясь оснащением цеха, Денис и Татьяна учились обрабатывать оленью кожу, конструировать и шить из нее изделия, устанавливать фурнитуру. Осваивая мастерство пошива изделий из шкур, хозяйка предприятия изготовила себе бурки, которые носит до сих пор. Супругам в этом деле помогли ролики в интернете и местные мастерицы. Первые изделия они сделали из обрезков шкуры и кожи, оставшихся у мастериц. Это были серьги, кулоны, броши. Набив руку, Любавины сами стали обучать местных жителей изготовлению поделок из кожи оленя.
Кожа оленя, как отмечает собеседница, подходит для пошива сумок, рюкзаков, перчаток, картхолдеров, обложек для документов и других изделий. Сейчас в ассортименте мастерской помимо аксессуаров кошельки, сумки, ключницы, закладки из оленьей кожи. На пошивочном производстве используются промышленные швейные машины, специально разработанные для работы с плотными материалами.
Тем самым «ЛЮКАН» дает вторую жизнь шкурам северного оленя, сохраняет древние технологии и использует современную технику обработки меха и кожи, создает изделия, объединяющие современный дизайн и традиции. К тому же благодаря этому предприятию в поселке появились рабочие места для местных жителей.
Наладить полноценное производство кожи из оленьих шкур пока невозможно из-за проблем с отоплением — электрический котел не может полностью отопить здание, поэтому цех работает только в теплое время года.
Одновременно супруги занялись еще одним проектом — созданием развивающих детских игрушек из березовой фанеры.

Играем в стойбище
В 2020 году Татьяна выиграла грант главы региона, а на эти деньги купила лазерный станок для изготовления игр из дерева и оплатила работу дизайнера. Любавины придумали 10 игр, связанных с родным краем, в них — изображения карты округа, стойбища, семьи; фигурки мальчика и девочки в национальной одежде, животных.
Игрушки представляли собой пазл из плоских плашек, элементы которого были подписаны на двух языках — на хантыйском казымского диалекта и русском. Ребенок, разбирая элементы игрушки, раскрашивал детали, знакомился с культурой и родным языком. Первые игры супруги подарили детскому саду Казыма «Олененок» и центру «Касум ёх».
Год спустя мастерские начала сотрудничать с детским садом «Олененок» села Саранпауль Березовского района, где живут в основном манси и коми-зыряне. По просьбе сотрудников детского сада супруги вместе с педагогами учреждения создали 20 игр. В этих игрушках детали подписали на трех языках: коми-зырянский, мансийский и русский. Появились такие форматы, как лото, домино, мемори (Игра на развитие памяти. — Прим. «Э-У»), настольные игры, фигурки для сказок. Специально для юных северян Любавины разработали настольную игру «Путешествие по реке Ляпин», протекающей в Саранпауле.

До 2023 года игрушки были монохромные. Перевести их в цветной формат мастерской удалось благодаря гранту Президентского Фонда культурных инициатив. Татьяна написала проект «Таежные краски Югорского края», и он получил поддержку. На эти средства супруги купили оборудование и разработали серию игр про традиционные промыслы и ремесла, а также традиционное жилище. Одна из них представляет собой трехслойный пазл «Чум». Разбирая игру, ребенок может увидеть всю обстановку традиционного жилища северян и посмотреть названия предметов на хантыйском или мансийском языках.
В мастерской изготовили макет традиционного стойбища, состоящего из восьми предметов: избушка со съемной крышей с обстановкой и открывающейся дверью, чум, лабаз — сарайчик на ножках для хранения одежды и продуктов, хлебная печь, загон для оленей, навес и конура для собаки. Специально для макета мастерицы Югры сшили традиционные куклы (меховые и тканевые), сделали из бересты предметы быта.
Выигрывая гранты, супруги поэтапно ремонтировали помещения, закупали оборудование и создавали новые игры. Одна из покупок, принтер с ультрафиолетовой печатью, позволяет наносить изображение и на дереве, и на коже. Сейчас у мастерской два цеха — по изготовлению игрушек и по выделке шкур.
Связь с хантыйской традицией: Продукция Татьяны и Дениса Любавиных отражает преемственность культуры коренных народов Севера по воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к природе
— В 2023–2024 годах мы создали проект «Развивающие деревянные пазлы с творческим заданием по фольклору народов Севера». В его основе — сюжеты сказок, записанных в Казыме. Мы выбрали 10 сказок и по ним разработали пазлы. Отмечу игру «Как щука голову сделала» — она пользуется большой популярностью. Это сказка о том, как семья варит уху, обязательным элементом которой является щучья голова. Мама и бабушка разбирают эту голову по косточкам, а они по своей форме напоминают предметы быта, — рассказывает хозяйка мастерской «ЛЮКАН». — Еще один проект касается серии сказок, которые можно смотреть в темноте. В хантыйской культуре принято собираться у костра и в полумраке рассказывать истории из жизни и сказки. Теневые сказки позволяют участникам погрузиться в эту атмосферу и прикоснуться к истории народа.
В сказках животные очеловечиваются, поэтому у них происходят такие же события, как и у людей. Таким образом, сказки иносказательно отражают общество. Сказки народов Севера, отраженные в играх для детей, забавляют и при этом заставляют задуматься над нормами поведения человека.
Большой популярностью у педагогов и семей пользуется серия игр «Традиционные промыслы и ремесла». Серия игрушек для мальчиков включает рыболовство, оленеводство, охоту, обработку дерева. Девочки познают рукоделие, сбор ягод, работу с берестой и мехом.
В 2025 году супруги закончили большой проект — серию обучающих игр для детских садов Макеевки Донецкой Народной Республики. Для маленького производства, как поясняет Татьяна, это был огромный проект, поэтому только своими силами было справиться трудно. В итоге к делу подключился брат Дениса.
Любавины вместе с педагогами Макеевки и дизайнером разработали 10 игр: профессии, животные, официальные символы, достопримечательности Макеевки. Две игры, а они представляли собой карты-пазлы, были связаны с Россией. На них, кроме Москвы, отметили Казым и Макеевку. На изготовление 1700 экземпляров игр ушло почти пять месяцев. Татьяна с командой ездили в ДНР и передали заказ детским садам. В Макеевке команда познакомилась с директором департамента образования Татьяной Пилюгиной и встретилась с заведующими 83 детских садов.

В постоянном поиске
Денис и Татьяна постоянно находятся в поиске оптимальных решений — по обработке шкур, пошиву изделий из кожи и созданию развивающих игр для детей.
— У нас пока нет своего цеха по пошиву обуви. Для пошива традиционной обуви подходит самая ценная часть шкуры оленя — камус. Хотелось бы у нас возродить изготовление традиционной обуви — от выделки камуса до пошива. У наших мастериц проблемы с сырьем, кожей и мехом оленя. Поэтому у нас с мужем есть цель — освоить выделку шкур для изготовления кожи и поставлять сырье мастерицам, тем самым облегчая им работу, — делится Татьяна Любавина. — Мы с мужем учимся выделке шкур и обработке кожи. Так, в прошлом году мы прошли несколько курсов обучения, в том числе и по работе с химией, финишной отделке, покраске кожи, колорированию. На оленьей коже много шрамов от оводов, поэтому непросто придать ей идеальную поверхность и цвет.
Изделия из кожи оленя и развивающие игры «ЛЮКАН» продает через интернет по всей России. Для реализации изделий из кожи Любавины создали сайт, а игрушки продают через группу в социальных сетях, насчитывающую более 900 подписчиков. Занимательные пазлы распространяют также на ярмарках югорских ремесел.
За пять лет работы мастерской игрушек у Любавиных появились партнеры в разных поселках и городах Югры. Развивающие игры находят применение в детских садах, школах, этнических и ресурсных центрах, домах культуры, музеях.
— Мы находимся в постоянном поиске идей, как рассказать детям о культуре, языке, искусстве и образе жизни коренных народов Севера. Для этого изучаем фольклор, местные легенды, природу, быт, одежду. Пытаемся сочетать современные технологии с натуральными материалами, — добавляет директор мастерской.
Мастерская в этом году выиграла в Президентском Фонде культурных инициатив грант на сумму 3 млн рублей на интерактивный проект по созданию оживших игрушек. Для четырех игр Любавины создают дополненную реальность. Так, играя в «Чум», ребенок оказывается внутри этого помещения и выполняет определенные действия: растапливает печь, укладывает постель, кипятит чай. Кроме этого, в играх он может познакомиться с оленьей упряжкой, работой с берестой и узнать о сказке «Как щука голову сделала».

