Россия ставит на гибриды

Что общего между AURUS и «Москвичом»

Что общего между AURUS и «Москвичом»
Фото Дмитрия Макурина, Павла Кобера

Отечественный автопром в мировом тренде: в самое ближайшее время на рынке ожидается появление большого разнообразия легковушек с гибридными силовыми установками

На Иннопроме российский бренд электромобилей Evolute объявил о старте серийного производства семиместного кроссовера i-SPACE с гибридной силовой установкой. Сборка организована на первом в России специализированном заводе по выпуску электромобилей в Липецкой области.

«Evolute i-SPACE приводится в движение гибридной силовой установкой последовательного типа с электромотором мощностью 178 л. с. и крутящим моментом 300 Нм с приводом на переднюю ось. Модель оборудована тяговой батареей емкостью 17,52 кВт·ч, которую подзаряжает бензиновый атмосферный двигатель объемом 1,5 л и мощностью 110 л. с. Запас хода составляет 1150 км, причем на чистой электротяге гибрид способен преодолеть до 87 км, что позволяет перемещаться по городу в течение дня без использования бензинового мотора. Время полной зарядки от станции через порт GB/T — всего четыре часа», — отмечается в релизе компании.

Этот проект с марта 2022 года реализует компания «Моторинвест», обязавшаяся в рамках специального инвестиционного контракта вложить в производство электромобилей за 11 лет 13 млрд рублей. В проекте принимает участие технологический партнер марки из Китая. При этом Evolute уже подписал соглашения с двумя поставщиками о локализации тяговых батарей для всех моделей электромобилей и гибридов, производимых на Липецком автозаводе.

Электрокары рулят

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие 2024 года в России продано 755 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 74,5% превышает показатель января — июня прошлого года. «Усилия правительства, направленные на сокращение объема параллельного импорта и повышение локализации производства автомобилей, как и на регулирование импорта через страны ЕАЭС, в определенный момент способствовали замедлению роста, однако не изменили тенденцию, — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. — Основным источником роста рынка продолжает оставаться импорт новых автомобилей. Однако в связи с состоявшимся и планируемым запуском производств, в перспективе доля импорта будет сокращаться, как мы уже наблюдали в прошлом, в период активной локализации иностранных производителей. Стоит также отметить, что в целом объем автомобилей, ввезенных через альтернативные источники, практически не растет. А его доля снизилась до 18% в первом полугодии».

Добавим, что темпы продаж электрокаров за первое полугодие этого года почти в два раза превысили рост российского авторынка в целом — плюс 133%.

Отечественные автопроизводители активно включились в мировую гонку электромобилей и гибридов, сочетающих работу на бензине и альтернативных видах топлива. Последние разработки были представлены в июле на Иннопроме в Екатеринбурге. Так, АвтоВАЗ продемонстрировал электрический e-Largus в варианте фургона с запасом хода 400 км. Подзарядка длится 1,2 часа. Серийное производство электрокара планируют запустить в Ижевске в третьем квартале.

На август запланирован выпуск первых машин еще одной модели, представленной на Иннопроме, — гибридного «Москвича 6», который может использовать в качестве топлива как бензин, так и природный газ — метан. Заводские мощности партнера московского автозавода компании «РариТЭК Инжиниринг» уже готовы к его серийному производству в Набережных Челнах, сертификация модели ожидается в августе. Вообще, если говорить о газомоторных версиях «Москвича», пока выпущено несколько десятков машин. Но российский рынок огромный, производитель рассчитывает на спрос на гибриды в том числе со стороны каршеринговых компаний и служб такси.

Ходовой прототип автомобиля на водородных топливных элементах NAMI Hydrogen, созданный на базе AURUS Senat, представил на Иннопроме Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Машина имеет комбинированную энергоустановку — тяговый электропривод и электрохимический генератор на водороде, предусмотрена возможность зарядки от внешнего источника электроэнергии. Запас хода — 870 км. NAMI Hydrogen не выбрасывает загрязняющих веществ, а его выхлоп — чистый водяной пар.

— Наш вклад в развитие отечественного автопрома — это созданные компетенции для разработки автомобиля AURUS, — заявил на выставке в Екатеринбурге генеральный директор НАМИ Федор Назаров. — На данный момент наш институт обладает компетенциями по полному циклу создания автомобиля. На все системы, все узлы институт в состоянии разработать конструкторскую документацию, опытные образцы, проверить их и при необходимости даже запустить в серию. Рынок неожидаемо растет, спрос на автомобили есть. Ведем переговоры с китайскими партнерами, чтобы они заходили на незапущенные площадки. Это также позволит развивать собственное производство.

На Иннопроме было объявлено о планах запустить в серийное производство еще один электромобиль. Компания «Автотор» будет выпускать компактный ситикар, близкий по размерам к классу А, с высоким уровнем локализации. Об этом рассказал генеральный директор «Автотора» Денис Пак: «Мы видим, что есть определенная ниша, и хотим этим воспользоваться. Потенциальные потребители нашего ситикара — не только физические лица, но и представители сегмента В2В. Это версия развозного автомобиля, для социальных служб, для каршеринга».

Дайте компоненты

Вместе с тем, направляя инвестиции в безуглеродную экономику и в создание новой цепочки формирования добавленной стоимости внутри страны, российские автопроизводители ожидают более существенной поддержки со стороны государства — наподобие той, которая предоставляется в Китае, Евросоюзе и США.

— Успех в развитии электродвижения зависит прежде всего от государственной политики, — подчеркнул Денис Пак. — Мы можем повторить успех передовых стран, если будем менять регуляторику (через техническое регулирование, углеродные налоги и др.), а с другой стороны, стимулировать потребление, когда автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания становятся дороже, а экологичные машины — дешевле.

При этом инвесторы учитывают ряд особенностей нашей страны, влияющих на развитие электрического автотранспорта — как в положительную сторону, так и в отрицательную. Например, плотность населения в европейской части России (наиболее населенной) в десять раз ниже, чем в Германии. Соответственно затраты на электрозарядную инфраструктуру потребуются в десять раз меньше. Вместе с тем важно учитывать, что средняя температура самого холодного месяца в Москве ниже, чем даже в Осло — столице одной из самых северных стран. А скорость химической реакции в аккумуляторе напрямую зависит от температуры, т.е. аккумуляторы быстрее разряжаются в холодную погоду.

Российские производители ждут от государства более масштабных мер поддержки не только на уровне НИОКР и в стимулировании потребления. Серьезный вызов — создание отечественной автокомпонентной базы. И это касается производства всех автомобилей, не только электрокаров. После ужесточения антироссийских санкций большинство наших автопроизводителей стали инвестировать в собственный выпуск автокомпонентов. Например, стратегия того же «Автотора» предусматривает создание собственной цепочки формирования добавленной стоимости. Это включает в себя не только инжиниринг, но и проекты в Калининградской области по развитию черной металлургии, литья, мехобработки, локализации двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей, электроники.

Почему этого не делалось раньше? На этот вопрос откровенно ответил на одной из сессий Иннопрома вице-президент по внешним связам АвтоВАЗа Сергей Громак: «Какой ландшафт был в нашей отрасли в легковом сегменте? В России работало много иностранных автоконцернов. АвтоВАЗ был частью альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Они делают заказ у понятного им европейского, японского или корейского поставщика компонентов, заказывают сразу огромный объем для всех своих заводов в мире, получая за счет этого большую скидку. И было бы странно для одного российского завода заказывать только у российского поставщика. Это никакая не вражеская политика. Но когда международные автоконцерны ушли и мы в один день обратились к российским поставщикам и сказали, что с завтрашнего дня вываливаем на них все эти объемы, коллеги оказались к этому не готовы — ни к масштабным объемам, ни к европейскому качеству, ни к конкурентным ценам. А ряд китайских производителей автокомпонентов всерьез опасаются вторичных санкций, мы видим проблемы с платежами».

Ситуация в России с серьезным дефицитом автокомпонентов продолжалась в 2022 — 2023 годах. Сегодня эксперты рынка отмечают стабилизацию. Отечественные производители компонентов смогли быстро адаптироваться к росту объемов. Правда, для этого пришлось прибегать к нетривиальным решениям. Так, в прошлом году около 600 сотрудников АвтоВАЗа были временно направлены на производства автокомпонентов, где не хватало персонала. Это выглядело анекдотично, представьте, как если бы вы пришли в магазин за хлебом, а вам говорят: мы вам его продадим, но для этого вы должны два дня поработать на хлебозаводе.

Но создание автозаводами собственных компонентных производств — тоже дело рискованное. Во-первых, ввозить автокомпоненты из-за рубежа по-прежнему выгоднее. По­этому требуются защитные меры от импорта. Во-вторых, нужны значительные объемы выпуска, чтобы обеспечить низкую себестоимость и конкурентные цены.

— Успех и конкурентоспособность компаний зависит от того, насколько производства автокомпонентов будут инновационны и конкурентоспособны по цене и смогут выдерживать давление импорта. Поэтому здесь важен масштаб собственного производства: в зависимости от видов компонентов это сотни тысяч и даже миллионы изделий в год. Только те автокомпонентщики, которые будут работать на разных автопроизводителей, смогут выдержать такую конкуренцию. Это общемировой тренд. В результате некоторые производители автокомпонентов становятся даже крупнее автопроизводителей, — подчеркивает генеральный директор «Ультиматека» Павел Растопшин.

В любом случае России важно развивать собственную автокомпонентную базу. По оценке департамента автомобильной промышленности и железнодорожного транспорта Минпромторга РФ, объем необходимых инвестиций в импортозамещение автомобильных компонентов сегодня оценивается в 1 триллион рублей. За последние два года государство оказало поддержку по финансированию проектов в этой сфере на сумму более 80 млрд рублей. Но эти инвестпроекты имеют сроки реализации три, пять и даже десять лет. То есть отдачу следует ожидать не ранее следующего года.

А пока мы видим, что доля продаж новых отечественных легковушек на российском рынке растет, но очень медленно, и на данный момент составляет лишь пятую часть от всех реализуемых объемов.        

Тренды автолизинга: адаптация к новым реалиям

«Балтийский лизинг» — первая компания в России, получившая лицензию на лизинговую деятельность от Министерства экономики РФ. В 2024 году «Эксперт РА» присвоил «Балтийскому лизингу» седьмое место в рэнкинге лизинговых компаний. О трендах и перспективах автолизинга рассказывает коммерческий директор ООО «Балтийский лизинг» Дмитрий Карасёв

Автолизинг, как и весь авторынок России, пережил непростой период, связанный с дефицитом имущества, ростом цен и уходом многих популярных брендов. Однако в 2023 году и за первые 6 месяцев 2024 года мы наблюдаем восстановление отрасли. При этом нельзя не отметить, что восстановление может прекратиться вследствие ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ, усиления требований локализации производств, выраженных в повышениях утилизационного сбора, а также в нарушении платежных цепочек с китайскими производителями. Указанные факторы c большой вероятностью приведут к увеличению цен на автомобили, стоимость лизинга вырастет. Совокупность факторов будет способствовать охлаждению рынка.

Сегодня значительную долю в импорте транспортных средств занимают китайские бренды. Они привлекают клиентов широким ассортиментом и доступностью запчастей. Параллельно растет популярность отечественных брендов.

Новым трендом стала необходимость для менеджеров лизинговых компаний быть экспертами не только в финансовых услугах, но и в подборе для клиента китайских или в некоторых сегментах отечественных аналогов европейской и американской техники, которой клиент пользовался много лет.

Современный автолизинг вышел за рамки простого финансирования покупки транспорта. Сегодня клиенты ожидают комплексного решения своих задач, то есть нам нужно не только финансировать приобретение имущества, но и предлагать инструменты для его обслуживания. Для этого мы развиваем собственную экосистему дополнительных услуг: мониторинговые и противоугонные системы, сервисные и топливные карты, шинный сервис и многое другое.

Автолизинг является одним из крупнейших сегментов в структуре лизингового портфеля «Балтийского лизинга». Объем сделок с легковым автотранспортом за первое полугодие 2024 года составил более 13,6 млрд рублей, что на 14% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Это говорит о том, что адаптация к новым условиям идет и развитие комплексных решений позволит нам не только сохран ть, но и укреплять свои позиции на рынке.