Бизнес готовится к налоговой реформе

Какие слои населения и категории бизнеса в России затронет налоговая реформа

Какие слои населения и категории бизнеса в России затронет налоговая реформа
Коллаж Дмитрия Макурина

Компании в следующем году ждет рост налоговой нагрузки

Налогоплательщиков России ждут масштабные изменения налоговой системы. Новации были приняты в кратчайшие сроки. Минфин представил основные параметры изменения 28 мая, 21 июня законопроект был принят в Госдуме в первом чтении, 9 и 10 июля прошел уже второе и третье чтения. Предполагается, что новые правила вступят в силу уже 1 января следующего года.

Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин, изменения направлены на выстраивание более справедливой и сбалансированной налоговой системы: «Она должна обеспечить поступление необходимых ресурсов на выполнение всех социальных программ, на общенациональные системные задачи, нацпроекты, госпрограммы».

Какие слои населения и категории бизнеса затронет реформа? Об этом мы поговорили с участниками круглого стола «Уральский рынок аудита и консалтинга: фокус трансформации», организованного в Екатеринбурге журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».

Крупным планом

Генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право Аркадий Брызгалин не склонен оценивать предстоящие изменения как реформу: «Основные несущие конструкции налоговой системы остаются прежние. Я бы рассматривал происходящее скорее как повышение налоговой нагрузки».

По мнению экспертов, решение ожидаемое, любая страна, участвующая в военном конфликте, вынуждена менять налоговую систему.

Первым делом предлагается пополнить доходы казны за счет крупного и среднего бизнеса: ставка налога на прибыль увеличится с действующих 20% до 25%.

Генеральный директор компании «Инвест-аудит» Егор Чурин полагает, что увеличение на 5% налога для этой категории налогоплательщиков не будет критичным: «Это шаг был вполне ожидаемым».

Ко второму чтению правительство все же сжалилось над сектором информационных технологий, который пригрозил резким ростом цен на программное обеспечение. Эта отрасль налог на прибыль сейчас не платит совсем, а будет отчислять с прибыли не 25%, как все, а 5%.

Существенное повышение налогового бремени ждет также сырьевой сектор. Для производителей минеральных удобрений и железной руды поднят НДПИ. Минфин обосновывает это решение высоким уровнем операционной рентабельности этих отраслей, который, по оценкам ведомства, превышает средние по экономике показатели на 10–12%.

Сейчас 83% НДПИ направляется в федеральный бюджет и 17% — в бюджеты регионов. А регионы в основном живут за счет прибыли и НДФЛ. И эта новация может подкосить регио­нальные бюджеты. Отраслевые эксперты не исключают, что дополнительные расходы по НДПИ могут привести к увеличению издержек для добычи и сократить налогооблагаемую прибыль бизнеса, что в итоге ударит по поступлениям в бюджеты регионов.

Но в целом крупный бизнес повышение налогов выдержит, хотя, безусловно, стоит ожидать сжатия инвестиционных программ корпораций.

Полная прогрессивная шкала

Пожалуй, самая важная часть реформы касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В России действует «почти плоская» шкала налогообложения НДФЛ, в ней есть лишь несколько элементов прогрессивной модели.

Сейчас подавляющее большинство доходов облагается одной ставкой 13%. Если человек заработал свыше 5 млн рублей в год, он заплатит государству 15%, но не со всего заработка, а с суммы превышения порога в 5 миллионов.

Минфин предложил ввести ступенчатую систему. Граждане, заработавшие до 200 тыс. рублей в месяц, как и прежде, будут отчислять бюджету 13%. Доход свыше этой суммы и до 416,7 тыс. рублей в месяц будет облагаться по ставке 15%, свыше 416,7 тыс. рублей — 18%, от части заработка в диапазоне 1,67–4,17 млн в месяц придется заплатить 20%, 22% — при доходах свыше 4,17 миллиона.

Продолжит работать правило начисления повышенной ставки с суммы превышения порога. То есть человек, зарабатывающий, например, 250 тыс. рублей в месяц, заплатит дополнительно с дохода 50 тыс. рублей налога только одну тысячу по ставке 15%.

При этом для семей с двумя и более детьми и доходами, не превышающими полтора прожиточных минимума в месяц на человека, предусмотрен возврат уплаченного НДФЛ в размере 7%.

Однако специалисты в области налогового права находят в этой модели много изъянов. Детали конструкции пока неизвестны, но Аркадий Брызгалин полагает, что, скорее всего, это будет выплата раз в год: «То есть глава многодетной семьи заплатил все налоги, потом делается расчет, и ему 7% приходит на счет».

Эксперты считают предлагаемую модель неэффективной. По мнению Аркадия Брызгалина, поддержать многодетные семьи можно через введение посемейного налогообложения, такая система работает во всем мире.

К тому же затраты на администрирование возврата части налога для государства сильно вырастут, обращает внимание Аркадий Брызгалин: «Такие операции будет администрировать и налоговая, и казначейство. Лучше пойти по пути введения хороших вычетов для многодетных семей на обучение и лечение детей, на приобретение семейного автотранспорта».

 Именно так и выстроены налоговые модели во всем и мире. Да, нас часто убеждали, что в России самая низкая ставка НДФЛ, но во многих странах реальное налогообложение ниже за счет системы вычетов как инструмента экономической поддержки определенных категорий граждан.

При этом действующие ставки — 13% и 15% — сохранятся при налогообложении доходов от дивидендов, размещении средств на депозитах, а также от реализации ценных бумаг и продажи недвижимости. Минфин обосновал сохранение уровня налогообложения дивидендов стремлением не тормозить развитие фондового рынка.

 Большие изменения  для малого бизнеса

Но самые большие изменения ждут малый бизнес. Эта категория предпринимательства сейчас использует упрощенную систему налогообложения (УСН). Порог доходов для применения УСН расширен с действующих 265,8 млн до 450 млн рублей. Сейчас здесь тоже действует многоступенчатая модель: ставка налога зависит от уровня выручки и количества сотрудников. Все они будут отменены и весь бизнес на УСН начнет платить налог по ставке 6% при применении режима «доходы» и 15% в режиме «доходы минус расходы».

Но это все касается компаний с небольшим оборотом. Как только выручка превысит 60 млн рублей в год, предприятия становятся плательщиками НДС, а этот налог бизнес, находящийся на УСН, сейчас не платит. Компаниям предложат модель уплаты НДС на выбор. Первый — по общей ставке 20% с вычетами. Вторая модель — уплата налога по сниженной специальной ставке (5% при доходах до 250 млн рублей и 7% при доходах от 250 млн до 450 млн рублей), но без применения вычетов.

Законодатель утверждает, что новация затронет небольшие слои предпринимательства. По официальным данным, выручку до 60 млн рублей сейчас получают 96,8% предпринимателей, находящихся на УСН.

Егор Чурин называет эти изменения эпохальными: «Компаний с оборотом свыше 60 млн рублей меньше, но и зарабатывают они больше. Именно такие предприятия обеспечивают 80% поступлений налогов от малого и среднего бизнеса в сумме. А они сейчас будут вынуждены платить НДС. Налоговая система должна быть стимулирующей к развитию. А предлагаемые поправки как раз выступают в роли дестимулирующего фактора».

По мнению Егора Чурина, особенно тяжело будет инновационным компаниям, которые занимаются апробацией технологий.

Егор Чурин обращает также внимание на дополнительное администрирование: «НДС предполагает организацию совершенно другого бухгалтерского учета, чем при упрощенной системе налогообложения».

«Затраты для бизнеса действительно вырастут, усложнится налоговый учет и отчетность. Упрощенной такую систему точно не назовешь, риски ошибок для бизнеса увеличиваются кратно при переходе с режима «без НДС» на режим «с НДС» и обратно, — отмечает генеральный директор ГК «Партнерство Маминой» Ирина Мамина. — Если сейчас на упрощенной системе вести всю бухгалтерию малого предприятия мог один бухгалтер, то в случае перехода на уплату НДС объективно потребуется увеличение штата бухгалтерской службы».

Все это отрицательно отразится на рентабельности предприятий. Управляющий партнер группы компаний «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева полагает, что налоговая реформа может привести к сокращению численного состава сектора: «Определенная часть субъектов малого предпринимательства не выдержит такую налоговую нагрузку».

Еще одним следствием станет новая волна дробления бизнеса: «Законодательные изменения вынудят применить этот подход даже тем компаниям, которые сейчас не видели в этом необходимости. Это опять приведет к уходу бизнеса в серую зону, с которым мы боролись все эти годы», — прогнозирует директор компании «Счетовод» Юлия Мазеина

Ирина Мамина полагает, что бизнес столкнется со сложностями планирования: «Как в начале года рассчитать, выйдет ли выручка за пределы 60 млн рублей? А мы между тем долго учили и настраивали наших клиентов к планированию».

«Все-таки малый бизнес — это драйвер экономики любой страны. В результате предлагаемых изменений некоторые компании могут уйти в серую зону, другим придется повысить отпускную стоимость, как мне кажется оба этих сигнала, могут в перспективе нескольких лет негативное влияние на этот сектор экономики», — добавляет директор по развитию ГК «АВУАР» Максим Левченко.

 Аркадий Брызгалин полагает, что это только начало налоговой трансформации: «Нужно готовиться к тому, что после этой донастройки последует еще один этап».

«Сейчас мы наблюдаем тестирование новой системы. Правительство будет смотреть, как налогоплательщики отреагируют на новации, и за этим последуют новые изменения», — резюмирует Егор Чурин.