Как в России будут строить поезда для ВСМ
В Верхней Пышме готовится масштабное производство высокоскоростных электропоездов
Фото пресс-службы Группы Синара
Производство Группой Синара отечественного поезда для ВСМ станет драйвером для российского железнодорожного машиностроения и повышения транспортной мобильности
Правительство РФ утвердило распоряжение о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. После запуска линии время в пути между двумя столицами сократится с текущих 4 часов при поездке на «Сапсане» до 2 часов 15 минут. Для запуска движения нужно построить не только новое железнодорожное полотно, но и электропоезда. Создание подвижного состава становится вызовом для российского машиностроения. Головным исполнителем по организации такого производства выбрано подразделение машиностроительного дивизиона Группы Синара — предприятие «Уральские локомотивы». О деталях и перспективах инвестиционного проекта создания производства электропоездов для ВСМ мы поговорили с вице-президентом Группы Синара Александром Мишариным.
Новый вызов и возможности
— Александр Сергеевич, чем обоснован выбор «Уральских локомотивов» в качестве основной площадки для выпуска поездов для ВСМ?
Александр Мишарин: «Первые два поезда для ВСМ мы должны произвести в 2028 году» |
— «Уральские локомотивы» имеют огромный опыт в области создания скоростных поездов в кооперации с ведущими мировыми лидерами железнодорожного машиностроения. На протяжении последних 12 лет выпущены тысячи вагонов современных поездов «Ласточка», которые стали брендом. Сегодня создан новый скоростной поезд «Финист» — это самая быстрая электричка, способная разгоняться до 160 км/ч.
К тому же многие технологические решения, созданные на предприятии, являются уникальными. «Уральские локомотивы» — это единственное в России и одно из ведущих в мире предприятий по выпуску поездов с алюминиевым кузовом. А кузов и тележка поезда — это наиболее сложный, технологический и трудоемкий элемент конструкции высокоскоростных поездов. На предприятии уже освоены передовые технологии роботизированной обработки и сварки алюминия и стали, а также склеивания. Такое производство требует особой подготовки квалифицированных кадров. И у «Уральских локомотивов» есть мощное преимущество. На предприятии действует собственная школа, где специалисты передают практический опыт. Все это в совокупности с уникальным станочным парком и оборудованием и предопределило выбор правительства в пользу «Уральских локомотивов» как основной площадки.
— Чем поезд для высокоскоростных магистралей отличается от обычного?
— Поезд для ВСМ имеет другие технические характеристики. Во-первых, это скорость до 400 км/ч. Для создания новой конструкции необходимо усовершенствовать целый комплекс узлов. Потребуются более мощные двигатели при сравнительно малых объемах, размерах и массе. И это нетривиальная инженерная задача. Во-вторых, это, конечно, сам кузов. Это другие требования к размерам, точности, аэродинамике. Одна из важнейших задач конструкторов — снижение сопротивления воздуха, которое при увеличении скорости возрастает в геометрической прогрессии. Для снижения высокого шума также требуется разработка других конструкций токоприемника и межвагонного пространства. В целом мощность привода поезда для ВСМ достигает 10 МВт, он состоит из комплекса сложных элементов, что требует предварительных испытаний на специальных стендах с использованием математических моделей и искусственного интеллекта.
Да, это сложное инженерное сооружение, но при этом пассажир должен себя чувствовать комфортно, он не должен ощущать ни шума, ни вибрации. И это касается не только удобства в кресле. Поезд необходимо оснастить надежной связью. При таких скоростях это тоже отдельная задача. И, конечно, особое внимание уделяется безопасности.
— Каковы будут дизайн и конфигурация поезда?
— Это будет восьмивагонный состав общей вместимостью до 460 человек, с несколькими классами комфорта: туристический, эконом-класс, бизнес-класс, первый класс с раскладными креслами-трансформерами. Инженерным центром РЖД разработан эскизный проект поезда, на финальной стадии находится детальная проработка интерьеров и основных элементов салона.
В создании дизайна участвуют ведущие дизайнерские команды страны.
— Потребуются ли дополнительные производственные мощности для создания такого поезда на площадке «Уральских локомотивов»?
— Начинать производство мы можем уже сейчас. И это, кстати, еще один довод в пользу выбора именно «Уральских локомотивов». Недавно мы подписали договор с РЖД на производство двух опытных поездов, которые будут изготовлены на существующих площадях.
Серийное же производство предполагает выпуск от 15 до 18 высокоскоростных поездов в год. Для расширения производственных мощностей нужно провести модернизацию завода. Нам предстоит построить еще два дополнительных уникальных цеха и полигон для проведения испытаний привода поезда. Также необходимо увеличить количество покрасочных камер, стендов для сварки и создать инфраструктуру для различных производственных операций.
Но в целом около 60% технологических операций по производству высокоскоростных поездов будут осуществляться на существующих мощностях «Уральских локомотивов». Кроме того, будет задействован широкий круг партнеров.
— С кем будет выстроена технологическая кооперация?
— Любое сложное производство требует кооперации с большим количеством поставщиков и субпоставщиков. Сегодня в «Уральских локомотивах» их более 150. И, конечно, производство поезда ВСМ потребует расширения круга партнеров. Это в том числе целый комплекс уральских предприятий, которые заняты в модернизации завода и подготовке технологической базы. Сегодня наши партнеры уже получили технические задания, с ними обсуждаются договоры на производство отдельных элементов поезда, потому что для этих предприятий это тоже зачастую новая задача. Но в целом российская промышленность оказалась готова к участию в организации такого сложного производства.
Появление транспорта со скоростью до 400 км/ч существенно повысит транспортную доступность для многих регионов
— Потребуются ли дополнительные инвестиции в подготовку персонала?
— Да, конечно, расширение производства, по нашим расчетам, потребует в ближайшей перспективе создание 450 высокотехнологичных рабочих мест, а в будущем — привлечение около 1,5 тыс. квалифицированных специалистов. И готовить их нужно уже сегодня. Для этого выстраивается сотрудничество с университетами, в частности, с Уральским федеральным университетом и Уральским государственным университетом путей сообщения. Это тоже важная задача: необходимо выстроить учебный процесс, разработать соответствующие программы, подготовить преподавателей.
— Какова модель финансирования этого инвестиционного проекта?
— Разработанная технологическая модель и проект реконструкции завода предусматривают предварительный объем инвестиций порядка 44 млрд рублей. Сегодня в соответствие с разработанной моделью и предельными стоимостными характеристиками поезда окупаемость такого проекта при существующих ставках выходит за предельные сроки. Поэтому мы обратились в правительство и получили подтверждение о предоставлении льготных кредитов. Мы вместе с банками просчитали модель и получается, что весь проект окупается при выходе на объем производства около 100 поездов.
Льготные кредиты будут направлены на строительство дополнительных цехов, о которых я говорил. Сегодня мы открыли финансирование за счет своих ресурсов, потому что сроки строительства сжатые, а ответственность большая. Но для наращивания темпов необходимы принятие соответствующего решения правительства и выход на подписание концессионного соглашения.
Импульс для всей отрасли
— С какими сложностями компания может столкнуться при реализации этого проекта?
— Есть и технологические проблемы, и финансовые. Впервые в России производится высокоскоростной поезд, это уникальная продукция. Поэтому необходимо создавать систему дублирования поставщиков основных элементов поезда, привода, систем управления. Отдельный вызов — сертификация. Сейчас отсутствуют национальные стандарты, сертификационные правила и требования к таким поездам. Сертификация потребует разработки отдельно технических стандартов и регламентов на поезда со скоростями больше 250 км/ч. Такая работа начата, мы ведем ее совместно с Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта с привлечением ведущих университетов и организаций страны. Нам предстоит обновить или заново создать более сотни документов. Эта работа должна быть выполнена в течение двух лет. Согласно разработанной дорожной карте, мы должны произвести первые два поезда в 2028 году.
— Какой эффект даст экономике создание отечественного поезда для ВСМ?
— Это, конечно, грандиозное дело, и это мощный импульс для всего транспортного машиностроения, который приведет к появлению современных технологий, созданию новых систем управления, материалов. Кроме того, это задел для будущих инвестиционных проектов, которые направлены на повышение эффективности и доступности транспорта в целом. Кроме того, проект даст дополнительный импульс развитию инженерной науки.
Но самое главное — это повышение качества жизни людей. Появление транспорта со скоростью до 400 км/ч существенно повысит транспортную доступность для многих регионов. Эффект почувствуют и потребитель, и государство. Для России с нашими огромными пространствами крайне важно связать территории. А высокоскоростное движение — это совершенно другой уровень мобильности. Наши граждане сэкономят время и смогут с высоким уровнем комфорта и безопасности передвигаться по стране.