Комплексная поддержка
Институты развития
Создание крупного инвестпроекта немыслимо без эффективных управленческих решений. Как институты развития помогают бизнесменам сориентироваться на рынке и реализовать проект, мы побеседовали с генеральным директором ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» Дмитрием Поповым.
— Корпорация, беря на себя содействие интересам бизнесменов в реализации их проектов, защищает бизнес от рисков? С какими рисками сегодня может столкнуться предприниматель, какие механизмы отработаны КРСУ для противодействия им?
— Мы стараемся «подхватить» проект с самого начала и выстроить процесс его реализации так, чтобы минимизировать риски. Риски в бизнесе — это не что-то абстрактное, а достаточно понятные категории, ситуации и процессы, где бизнес чаще всего встречается с проблемами. Взять хотя бы процедуру подбора площадки для реализации проекта. Здесь много юридических вопросов, связанных с собственностью, с категорией земли, со сроками сдачи объекта и подключения к инфраструктуре. Мы находим такой объект, где этих рисков просто не будет. И экономим 1 — 1,5 года времени для проекта.
Приведу другой пример, связанный с получением мер государственной поддержки и всякого рода налоговых льгот. У уральских предпринимателей часто бывают предубеждения, что «все куплено и все специально запутано». При этом иностранный бизнес первым делом обращается за поддержкой, так как привык к этому, например, в европейских странах. КРСУ поддерживает проекты «комплексно» — мы подбираем возможные субсидии, налоговые льготы и помогаем компании взаимодействовать с государственными органами, по сути, вместе идем их получать.
— Готова ли корпорация взять на себя функции своеобразного «консьерж-сервиса» для помощи предприятиям в выходе на рынки сбыта?
— У нас нет прямой задачи помогать игрокам выходить на рынок. Но нам известно, что, перед тем как принять инвестиционное решение, компания должна четко понимать возможности рынка, оценить его драйверы и потенциальных потребителей. Чтобы быть полезными, мы также должны разбираться в отрасли. И мы это делаем. Мы определили для себя несколько наиболее перспективных рынков и отраслей — это химическая промышленность, поставки комплектующих и оборудования для нефтегазовых компаний, горно-металлургического комплекса, лесопромышленный комплекс, — и постепенно наращиваем в них компетенции и консультируем те компании, которым нужна экспертиза на этих рынках.
— Приведите, пожалуйста, несколько примеров успешного сотрудничества.
— Крупная иностранная компания, осуществляющая поставки деревообрабатывающей продукции в Nestle, Stickhouse, Henkel и для других известных брендов, а также являющаяся единственным поставщиком компании Unilever в Азии, обратилась в КРСУ с запросом. Необходима была информация о наличии объемов сырья, требуемых для производства, и возможных поставщиках, также бизнесмены нуждались в подборе готовой производственной площадки с коммуникациями с учетом ряда требований и в консультации по мерам государственной поддержки применительно к конкретному проекту. КРСУ предоставила информацию о сырьевой базе и организовала встречи с руководителями шести компаний-поставщиков. Также были организованы осмотры пяти промышленных площадок и проведены переговоры с владельцами, мы подготовили экономические расчеты сокращения издержек при размещении производства в ТОСЭР. В итоге компания приняла принципиальное решение о локализации производства в Свердловской области.
— Корпорация содействует установлению контактов между предприятиями-экспортерами и странами, верно?
— Совершенно верно, КРСУ нацелена на привлечение иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов в регион в том числе. Мероприятия, проводимые нами, помогают уральским и зарубежным компаниям установить деловые контакты, но мы не работаем целенаправленно в направлении вывода предприятий на внешние рынки.
— Чего ждут от Свердловской области и от бизнесменов иностранцы?
— Они ожидают, что в Свердловской области их встретит профессиональная команда, которая позволит избежать рисков и проведет их проект от первого ознакомительного визита в регион делегации компании до запуска завода. С другой стороны, конечно, главное — это доступность рынков сбыта и возможность производить конкурентоспособную продукцию. Для того чтобы продукция была конкурентоспособной, нужны партнеры — местные компании, которые могут выступить поставщиками. Это очень важно, и сейчас у региона значительные конкурентные преимущества именно благодаря развитой сети местных поставщиков. В области развит средний и малый промышленный бизнес, умеющий работать в кооперации.
Свердловская область — рай для иностранного бизнеса, который делает комплексные, сложные продукты и хочет быстро выйти на рынок России с нужным уровнем локализации. В качестве примера можно привести опыт сотрудничества компании Siemens и группы «Синара», которые создали предприятие «Уральские локомотивы». Продукция этого проекта — скоростные поезда «Ласточка». В 2015 году «Уральские локомотивы» достигли уровня локализации в 62,4%. К 2018 году он будет доведен до 80.
Сегодня у иностранных компаний нет времени строить все с нуля, нет возможностей для постепенной локализации своих партнеров. Для заключения СПИКа, для получения госзаказа компании необходимо достичь определенного уровня локализации, и сделать это в короткие сроки можно только с привлечением местных партнеров.
— Какую просветительскую деятельность ведет КРСУ?
— Корпорация организует мероприятия различного формата, направленные на разъяснение мер государственной поддержки бизнеса и презентацию индустриальных площадок региона. В июне 2016 года при участии Фонда развития моногородов мы провели крупный бизнес-форум в Краснотурьинске «Территория опережающего социально-экономического развития: новые возможности для предпринимательства». Масштабное событие для зарубежных инвесторов — проводимая правительством области и КРСУ «Регулярная встреча иностранного бизнеса на Урале Investor’s talks». Менее масштабные семинары, встречи КРСУ проводит для бизнеса регулярно.
— Каким критериям должна соответствовать компания, чтобы принять участие в программах поддержки?
— Во-первых, важна локация бизнеса, так как льготы могут быть связаны с территорией регистрации. Например, стать резидентом ТОР может компания, зарегистрированная в городе Краснотурьинске.
Имеет значение объем инвестиций в проект. Резидент ТОР обязуется инвестировать в производство не менее 5 млн рублей и создать не менее 20 новых рабочих мест.
— Что еще требуется от претендентов на разного рода субсидии?
— Одним из ключевых факторов является объем инвестиций. Например, специальный инвестиционный контракт (СПИК) заключается при объеме инвестиций, превышающем 750 млн рублей. Он гарантирует нулевую ставку федеральной части налога на прибыль и снижение региональной части с 18% до 13,5%.
Для получения статуса «Приоритетного проекта» Свердловской области требуемая сумма инвестиций зависит от численности жителей муниципального образования — места реализации инвестиционного проекта, и может составлять от 20 до 300 млн рублей.
Важен и вид деятельности, которым занимается предприятие. Особое внимание сейчас уделяется импортозамещающим производствам.
Перед стартом проекта мы рекомендуем всем компаниям обратиться в КРСУ для подробной консультации о возможных инструментах государственной поддержки.