Аудит выходит из стагнации
Опубликован рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний по итогам 2024 года

Реализация регуляторной реформы привела к изменению конкурентной среды на рынке аудиторских услуг
Аналитический центр «Эксперт» подготовил очередной рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний по итогам 2024 года.
Доходные места
В этом году анкеты предоставили 13 компаний. Большинство из них участвуют в нашем исследовании более десяти лет подряд. В основном это аудиторско-консалтинговые компании, которые работают на рынке почти два десятка лет, а некоторые и больше. Стабильность состава позволяет выявить рыночные тенденции и дать объективную картину развития отрасли на основе данных участников исследования.
Лидерство в рейтинге несколько лет подряд сохраняет за собой компания «Авуар» (на нее приходится половина общего объема совокупной выручки). На второй позиции Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (13%), замыкает тройку лидеров «Аудиторско-консалтинговое партнёрство Маминой» (9%).
Лидер по темпам увеличения выручки — новичок рейтинга компания «Финансовые технологии – Аудит», за год почти удвоившая выручку. С отрицательной динамикой год закончили два участника исследования, но снижение их доходов составило не больше 1%.
Суммарная выручка аудиторско-консалтинговых организаций, представленных в рейтинге по итогам 2024 года, увеличилась на 21% и составила 1,4 млрд рублей против 1,2 млрд рублей в 2023 году.
Таким образом, рынок аудиторско-консалтинговых услуг, несмотря на непростую экономическую ситуацию, продолжает расти. Хотя динамика замедлилась: по итогам 2023 года мы фиксировали 41%-е увеличение выручки участников исследования, по итогам 2022-го — 16%.
Совокупная выручка от аудиторских услуг, заработанная участниками рейтинга в 2024 году, составила 430 млн рублей, или 31% от общего дохода участников. По сравнению с 2023 годом доля аудита в совокупной выручке участников рейтинга подросла (годом ранее этот показатель составлял 21%).
Общий аудит традиционно является ведущей практикой. В 2024 году на него пришлось 90% от совокупной выручки от аудита, или 388 млн рублей. Выручка от этой практики за год выросла на 39%. Количество выданных аудиторских заключений в 2024 году составило 1141 шт., большую часть которых составляют заключения по обязательному аудиту — 83%, остальная часть — это заключения по аудиту инициативному. Общее число выданных аудиторских заключений за год выросло на 13%.
Доля услуг в области международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) составляет 38% в совокупных доходах от аудиторских услуг: восемь компаний-участниц рейтинга, оказывающие эти услуги, заработали на них 166,5 млн рублей, что на 73% больше выручки от практики годом ранее. Наиболее востребованной услугой в области МСФО остается аудит: на него пришлось 54% совокупной выручки от практики. Спрос на консалтинговые услуги составил 42%, на услуги по трансформации отчетности существенно ниже: 4% от совокупной выручки от услуг по МСФО.
Среди консультационных практик больше всего прибавил налоговый консалтинг (+43,5%), это позволило ему выйти на ведущие позиции и занять долю в 30% совокупной выручки. Столько же (30%) «весит» финансовый консалтинг. В то же время по динамике финансовый консалтинг вместе с юридическим просели на 7,5% и 3,8% соответственно.
Основной капитал аудиторско-консалтинговых компаний — персонал, поэтому мы традиционно отслеживаем изменения кадрового состава компаний-участников исследования.
По итогам 2024 года численность штатных специалистов расширилась на 66 человек (+15%) и составила 490 человек.
Общая численность специалистов, участвующих в аудиторских и консалтинговых проектах, за год также выросла на 23%, до 355 специалистов. Увеличилось и число аудиторов. По данным на 31.12.2024, в компаниях было занято 209 человек, и это на 31% больше, чем в 2023 году. Среди них единый аттестат имеют 103 человека.
Регуляторный рычаг
Экономика России находится под давлением жесткой денежно-кредитной политики и санкций, и некоторые сегменты по этим причинам переживают сильный спад.
Однако рынок аудита, как мы видим, наоборот, сейчас на подъеме.
Рынок аудита долгое время находился под давлением демпинга из-за действий недобросовестных игроков. Институт саморегулирования не справлялся с этим вызовом.
Государство несколько раз предпринимало попытки навести порядок в отрасли. В результате был реализован довольно жесткий сценарий реформы с целью повышения качества услуг и ответственности аудиторов.
Прежде всего это касается требований к персоналу. Раньше аудиторские организации могли привлекать аудиторов на работу по совместительству, сейчас в штате должно быть не менее трех аттестованных аудиторов по основному месту работы. Чтобы получить право работы на рынке, аудиторы должны пройти дополнительную аттестацию.
Изменился и формат контроля за рынком, теперь он зависит от статуса аудируемых. Законодатель разделил их на три группы через создание реестров. Проводить аудит общественно значимых организаций (ОЗО) могут только компании, находящиеся под надзором Федерального казначейства. Второй реестр подконтролен Банку России, в него входят аудиторские организации, подтверждающие отчетность банков, страховых компаний и других финансовых структур. Все остальные входят в третий реестр. Таким образом, право заверять отчетность самого привлекательного сегмента — ОЗО получили всего 197 компаний на всю Россию, а в реестре Центробанка для подтверждения отчетности участников финансового рынка оказалась только 41 аудиторская организация.
Перегруппировка
Круг участников рынка аудита в результате регуляторных новаций резко сократился. И реакция рынка на это разная.
Генеральный директор компании «Инвест-аудит» Егор Чурин считает, что произошедшая перегруппировка пошла на пользу: «Много небольших игроков ушли с рынка, а крупные федеральные и региональные компании получили возможности для развития».
Позитив находит и генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева: «Это привело к перераспределению спроса. Компании из категории ОЗО стали активнее обращаться к тем аудиторам, которые соответствуют новым требованиям».
Основатель и руководитель ГК «Партнёрство Маминой» Ирина Мамина, напротив, видит минусы в сужении числа аудиторов, в частности, имеющих право заверять отчетность на финансовом рынке: «Многие региональные клиенты жалуются на сложности с выбором такого аудитора и сталкиваются с нарушением сроков проведения аудита».
По мнению некоторых участников исследования, впервые в истории отрасль получила возможность управления стоимостью услуг.
«Потребитель понял, что за действительно качественные услуги необходимо платить адекватную цену. Потенциал огромен, потому что очень много лет мы наблюдали снижение цен из-за недобросовестных участников. Сейчас, конечно, еще остаются проблемы демпинга, но ситуация уже поменялась в лучшую сторону. Это позволяет говорить о том, что рынок аудита выходит из стагнации», — отмечает Егор Чурин.
Эффект видит и директор LA' consulting Юрий Симанков: «Аудиторских компаний становится все меньше и меньше, и это сказывается на спросе на обязательный аудит. За более чем 20 лет моей работы в аудиторском бизнесе 2024 год стал первым годом, когда количество запросов от потенциальных клиентов в разы стало превышать наши возможности, и мы стали выбирать клиентов максимально придирчиво».
Кардинально поменялась конструкция в сегменте услуг в области МСФО. Раньше это было поле преимущественно иностранных игроков, так называемой «Большой четверки». После введения санкций компании закрыли свои офисы в России, создав на их основе структуры в российской юрисдикции.
Но сейчас их монопольное право ушло. Пользователь этих услуг начал обращаться в крупные и средние российские аудиторские компании, оценив, что качество не хуже, а цены ниже. А спрос, по словам Егора Чурина, достаточно большой: «Услуги в области МСФО востребованы бизнесом при развороте экономики на Восток, многие компании ведут внешнеэкономическую деятельность с Китаем, а партнерам российского бизнеса необходима международная отчетность».
По наблюдению Егора Чурина, в целом трансформация рынка идет постепенно и сейчас уже перевалила за критическую отметку, после которой рынок изменился: «Аудит становится более организованным, интересным и профессиональным».
Но и требования со стороны государства к отрасли растут. В частности, законодатель обязал аудитора выполнять дополнительные функции в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ №115) в отношении идентификации клиентов и их бенефициарных владельцев до начала аудита.
«Выполнение этих требований накладывает дополнительную ответственность на аудитора, увеличивая его трудозатраты», отмечает Ирина Мамина.
Спроси меня
Меняется и ландшафт консалтинговых услуг. Светлана Киселева видит усиление интереса компаний по сопровождению в рамках гособоронзаказа и комплексного аудиторско-консалтингового сопровождения: «Компании рассматривают комплексные услуги и как инструмент управления рисками и повышения прозрачности бизнеса».
Ирина Мамина в связи с усилением государственного контроля за исполнением контрактов гособоронзаказа также наблюдает стабильный спрос на услуги консультирования, корпоративного обучения в сфере ГОЗ: «Все чаще поступают заявки от клиентов на консалтинг по ГОЗ под ключ.
Егор Чурин отмечает повышенный спрос на оценку бизнеса, финансовое консультирование, связанные со слиянием и поглощением и перегруппировкой бизнеса, а также на проведение экономических экспертиз во всех областях: «Тенденция по данному направлению положительная, ведь в современных экономических реалиях без качественной экспертизы спорные вопросы решить невозможно».
Особенно сложно справляться компаниям с постоянно меняющимся законодательством в области бухгалтерского учета.
В этом году, в частности, вступили в силу два новых федеральных стандарта бухучета (ФСБУ): один регулирует бухгалтерскую отчетность, второй касается правил проведения инвентаризаций.
Законодатель стремится сделать учет и отчетность российских компаний более прозрачными и удобными, в том числе и для зарубежных партнеров компаний. Но внедрение новаций требует помощи профессионалов. Таким образом, затеянная Минфином два года назад реформа бухгалтерского учета создает стабильный поток заявок на бухгалтерский консалтинг.
Многие компании приходят к решению вообще передать ведение отчетности профессионалам. Юрий Симанков в связи с этим видит тенденцию на развитие бухгалтерского аутсторинга: «Если в аудите количество игроков сжимается, то в этой области, наоборот, растет. В 2023 году, например, в Челябинский области было 190 таких организаций, сейчас — уже 373».
Большой спектр обращений к консультантам, по словам Юрия Симанкова, связан также с проблемами налогообложения: «Сложных и запутанных вопросов становится больше. И это не просто поиск ответа на тему «Какую ставку налога нам лучше применить?», а поиск со множеством вводных данных и без конкретного ответа в законодательстве».
Особенно заметно вырос этот запрос в связи с налоговой трансформацией. В этом году, напомним, ставка налога на прибыль увеличилась с 20 до 25%, для ряда налогоплательщиков вырос налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), заработала прогрессивная шкала налога на доходы физически лиц (НДФЛ), малый бизнес с большим оборотом, находящийся на упрощенной системе налогообложения (УСН), начал платить налог на добавленную стоимость (НДС).
«При этом давление налоговых органов нарастает, количество выездных налоговых проверок увеличилось, что сказывается на потребности в налоговом консалтинге», — объясняет рост этой практики Егор Чурин.
Цифра в кадре
При этом самой отрасли, чтобы удовлетворить этот запрос, приходится отвечать на два серьезных вызова. Во-первых, это усиливающийся тренд на автоматизацию процессов в экономике. Предприятия разных отраслей внедряют все более современные системы, и, чтобы не отставать, консультантам нужно получать навыки работы с большими массивами данных.
В ответ на этот вызов, по словам Егора Чурина, постепенно появляются новые аудиторские технологии, связанные с автоматизацией.
По мнению Ирины Маминой, цифровизация бизнеса и внедрение технологий в процессы аудита сыграют значительную роль в развитии отрасли: «Аудиторские компании, которые активно инвестируют в информационные технологии и автоматизацию процессов, повысят свою эффективность работы и сократят затраты, одновременно увеличивая объем услуг».
Но роботы пока не готовы полностью заменить людей. И проблема дефицита кадров, которая сопровождает аудиторско-консалтинговый бизнес всю его историю, все еще остается в числе ограничений развития отрасли.
На рынке труда сегодня в целом жесткая ситуация, что вызвано демографическими факторами. И этот общий для всей экономики вызов в аудиторско-консалтинговой отрасли усугубляет набор специфичных внутренних барьеров.
С одной стороны, из-за повышения требований к аудиторам в части получения единого аттестата с рынка ушло большое количество профессионалов, потому что сдать экзамены удалось не всем.
С другой, приток молодой крови остается ограниченным. Престиж профессии аудитора падает, а государство сворачивает программы подготовки таких специалистов в сфере бухучета, аудита и налогов. Так, из 29 вузов Екатеринбурга только в двух остались профильные кафедры.
А на фоне роста спроса дефицит кадров, по словам Юрия Симанкова, станет ощущаться особенно остро: «Клиент предъявляет запрос на качественные услуги, но при этом в каждой аудиторско-консалтинговой компании возникает проблема, какими ресурсами реализовывать растущие проекты. Нехватка персонала и отсутствие притока молодежи — самые главные ограничения для отрасли».
Участники рынка стремятся больше инвестировать в персонал.
«Мы реализуем комплексную систему роста компетенций для своих сотрудников, стараемся расширять и дополнять компетенции аудиторов смежными и прикладными знаниями, такими как внутренний контроль, автоматизация, использование ИИ», —приводит пример Ирина Мамина.
Стратегический горизонт
В этой ситуации участникам рынка приходится искать внутренние резервы и пересматривать стратегии.
«Мы ответили на вызовы 2024 года за счет стратегического фокуса на качестве, гибкости и диверсификации. Расширили спектр услуг, ориентируясь на реальные запросы клиентов: усилили сопровождение по ГОЗ, внедрили проектный формат инициативных аудитов, активно развивали направление аудита ОЗО. Важным решением стало развитие формата аудиторско-консалтингового сопровождения, в этом случае экспертная команда работает на пересечении аудита, консалтинга и бухгалтерского учета, предоставляя бизнесу не просто проверку, а полноценную профессиональную поддержку. Такой подход позволил нам не только сохранить устойчивость, но и укрепить доверие со стороны действующих и новых клиентов», —делится Светлана Киселева.
На перспективы текущего года участники нашего исследования смотрят довольно оптимистично. Ирина Мамина допускает, что нестабильность в экономике может повлиять на спрос на аудиторские услуги: «В такие периоды компании часто сокращают свои бюджеты, но, по моему мнению, в 2025 году рынок аудита будет демонстрировать положительную динамику. Этому будет способствовать реализация «Стратегии по основным направлениям государственной политики в сфере государственного учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности», принятой Правительством РФ в конце 2024 года. Документ направлен на повышение прозрачности финансовых отчетов компаний, это будет способствовать увеличению спроса на аудиторские услуги».
Однако, по мнению Юрия Симанкова, общеэкономическая ситуация все же может внести коррективы: «Специфика аудиторской деятельности состоит в том, что договоры с клиентами заключаются с дальними горизонтами планирования. Сейчас мы выполняем контракты, заключенные в мае-июле прошлого года, при совершенно других экономических условиях. И текущее состояние наших клиентов не особо сказывается на нашем бизнесе. Но впереди пора заключения новых договоров, и возможно, некоторые компании предпочтут пересмотреть текущие договоренности».
|
|