Последнее крупное месторождение нефти уйдет с молотка
Минприроды РФ готовит аукцион по продаже Эргинского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Это одно из последних месторождений в нераспределенном фонде, его запасы категорий С1 + С2 (разведанные и перспективные) достигают 103 млн тонн нефти. Торги планируется провести до июля 2016 года. На территории Эргинского расположена часть Приобского месторождения. Разработкой его северной части занимается Роснефть, южной — «Газпром нефть».
Напомним, Роснедра планировали продать Эргинское месторождение еще в 2010 году, но передумали. Тогда государство продало месторождения им. Требса и Титова (Ненецкий АО, 140 млн тонн): они достались Башнефти за 18,2 млрд рублей. В этом году «НЗПН трейд» (входит в агропромышленный холдинг «Юг Руси») приобрел Гавриковское месторождение (ХМАО, извлекаемые запасы — 40,4 млн тонн).
Разговоры о продаже Эргинского возобновились в 2015 году. В сентябре министр природных ресурсов Сергей Донской заявил, что аукцион планируется объявить до конца 2015 года: «В распределенном фонде недр находятся нефтяные месторождения, на долю которых приходится 93,7% извлекаемых запасов. Месторождения нераспределенного фонда содержат 27,1 млрд тонн нефти, 64,8 млрд кубометров газа, 3,34 млрд тонн конденсата. В этом году планируется провести конкурс на Назымский и Ай-Яунский участки (ХМАО). Их освоение потребует применения капиталоемких инновационных технологий для вовлечения в оборот трудноизвлекаемых запасов углеводородов. Прорабатывается вопрос продажи Эргинского месторождения. Надеюсь, что в конце года мы успеем объявить аукцион».
— Реальную стоимость месторождения оценить сложно, — говорит аналитик «Сбербанка CIB» Валерий Нестеров. — Однако по прогнозным запасам можно сказать, что сумма составит от 500 млн до 1,1 млрд долларов. Это меньше, чем можно было бы получить при иных условиях, но низкая цена на нефть и нахождение нефтяных компаний под санкциями выступают сдерживающими факторами. Желающих будет много (в аукционе могут принять участие Роснефть, ЛУКойл, Сургутнефтегаз и «Газпром нефть», работающие в Югре), но у компаний есть ограничения в финансировании. Например, у Роснефти большой долг. Но есть богатый Сургутнефтегаз (на его счетах 2,2 трлн рублей.) Надо понимать, что обеспеченность запасами повысит котировки покупателя.
Ранее президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявлял, что будет правильнее, если аукцион выиграет компания, работающая с отечественным оборудованием:
— При продаже подобных активов большую роль должен играть регион, на территории которого оно находится. Было бы правильно, если бы в аукционах на стратегически важные месторождения активное участие принимали представители ХМАО. Я считаю, что цена в этом вопросе не должна быть главной. Надо учитывать потенциал компании, ее возможности, наличие российского оборудования. А если выиграет компания, работающая с импортом, которого не окажется? Все встанет? Я считаю, что эти конкурсы должны учитывать многие факторы, а не только цену, которую предлагает компания.