Возможности в новых условиях

Региональная стратегия

Региональная стратегия

Югра наращивает глубокую переработку углеводородного сырья и пытается стабилизировать добычу нефти. Без иностранных технологий и инвестиций сделать это сложно

В конце октября на IV Евразийском форуме в Вероне губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова раскритиковала антироссийские санкции и предложила иностранным компаниям инвестировать в инфраструктурные проекты. В Югре из-за санкционных мер по итогам первого полугодия 2015 года импорт сократился в 12 раз (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), экспорт — более чем в 1,5 раза.

— Ограничительная политика ставит под угрозу устойчивость предприятий, отраслей, территорий. Попытка искусственно ограничить в развитии какую-то страну — это пережиток, слепой взгляд на мир, на то, как он может и должен развиваться, — заявила Наталья Комарова. — Я хотела бы, чтобы каждый раз, когда мы говорим о санкциях, мы имели в виду, что это не некие наказания компаний Роснефть, Газпром, Новатэк, отдельных граждан той или иной страны. Это по сути карательная операция против народонаселения целых государств. То есть совершенно недопустимые вещи.

Заявленная на форуме тема — «Вместе на пути к новому политическому диалогу и инновационному взгляду на экономические отношения» — отражает потребности стран и регионов в поисках возможностей для партнерства в новых условиях, подчеркнула глава региона. По ее словам, в перевооружение энергетики ХМАО за последние пять лет было вложено более 170 млрд рублей, больше половины этих средств — инвестиции европейских концернов. Созданная энергетическая база обеспечивает хорошие условия для развития новых проектов, в том числе в нефтяной и нефтегазохимической отраслях.

— Мы считаем, что нужно создавать новый технологический уклад в нефтяной отрасли, — отметила Наталья Комарова. — В недрах Югры сосредоточено 44% текущих извлекаемых запасов российской нефти промышленных категорий, при этом геологические запасы трудноизвлекаемой нефти составляют почти 11 млрд тонн. Чтобы эффективно вовлечь их в разработку, мы заинтересованы в таком же плотном, как в энергетике, евразийском сотрудничестве.

Это привлекательное предложение для зарубежных инвесторов. Но нужно учитывать, что в прошлом году после расширения санкций против России иностранным компаниям запретили работать на российском шельфе и участвовать в добыче сланцевой нефти. По этой причине в октябре французская Total приостановила участие в проекте по освоению участков недр с трудноизвлекаемыми запасами в ХМАО.

Как научиться жить при низких ценах на нефть и дефиците инвестиций, мы говорим с Натальей Комаровой.

— Наталья Владимировна, когда можно будет говорить о стабилизации нефтедобычи в новых геополитических условиях?

— Для этого и необходима смена технологического уклада в нефтяной отрасли, запуск венчурно-инвестиционного конвейера, который позволит поставить на поток собственное производство и адаптацию необходимых технологий и оборудования.

Соблазн пожертвовать будущим в период нестабильности появляется всегда. Но в данном случае, учитывая, что ТЭК приносит половину доходов бюджета, речь не только о будущем, но и о жизни сегодня. Для нефтяных регионов, таких как наш, ТЭК — это источник исполнения социальных обязательств и майских указов президента, садики для детей, заказчик для малого бизнеса, работа и хлеб для сотен тысяч семей. Мы не можем и не вправе рассматривать любые вопросы по налогообложению отрасли, сужению налоговых возможностей и полномочий регионов в ТЭКе без рассмотрения и оценки последствий их решений в комплексе, увязке с жизнью миллионов людей.

Ответ на вопрос, как отрасли развиваться в новых условиях, в том, чтобы выходить на новый класс эффективности. Такие решения идут не просто, мы помним это на примере подготовки и реализации закона о повышении энергоэффективности. Но когда есть согласие общества — мобилизуются возможности и достигается нужный экономике и людям эффект.

Тренд не меняется…

— На международном инвестиционном форуме в Сочи вы рассказали, что есть программа-минимум по стабилизации добычи нефти в Западной Сибири. На чем она основана?

— Первое — переход на новую технологическую платформу, позволяющую эффективно работать с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Базовые территории, которые обеспечивают добычу нефти и газа, должны оставаться в пуле. Здесь наша общая, государственная задача состоит в том, чтобы поставить на поток производство и внедрение новых разработок в деятельность компаний. Эта сфера нуждается в адресном межведомственном проектном офисе и проектном управлении на федеральном уровне.

Второе — реализация программы бережливости в нефтяной отрасли, в том числе внедрение технологий бережливого производства для повышения отдачи от инвестиций, увеличения производительности труда, снижения себестоимости и издержек. Мы наметили целевые показатели такой работы по экономике округа в целом, включим их в нашу Стратегию-2030 в виде концепции «Бережливый регион». Многие предприятия ТЭК уже работают в этом направлении. Эти усилия должны быть системными.

Третье — введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных скважин. Это еще один «спящий» пока сектор экономики, в котором нам нужно обеспечить больше возможностей для предпринимательской, деловой активности. В комплексе это позволит поддержать уровень добычи на действующих месторождениях, расширить линейку нефтяной продукции для поддержания устойчивого спроса на нефть в долгосрочной перспективе. Четвертое — снятие административных барьеров и запуск сбалансированной в интересах государства и общества системы налогообложения. По сути, это стержень поддержания стратегической устойчивости бюджетной системы РФ. Эта работа проводится, вызывает много споров и дискуссий, но от нее нельзя прятаться.

— В сентябре Сургутнефтегаз запустил месторождение имени Шпильмана. Как ввод новых мощностей отразится на объемах добычи углеводородов?

— Суммарные извлекаемые запасы запущенных в 2014 — 2015 годах месторождений, в том числе имени Шпильмана и Имилорского, составляют 343 млн тонн нефти. Это часть работы по стабилизации темпов снижения добычи, но произойдет оно не завтра, таковы как минимум среднесрочные цели. По итогам девяти месяцев 2015-го тренд, сформировавшийся в последние годы, остается неизменным: снижение добычи углеводородов происходит в ранее прогнозируемых объемах.

…Но меняются точки приложения усилий

— Югра делает ставку на введение новых перерабатывающих мощностей. Запущен крупный совместный проект Газпромнефти и Сибура — переработка попутного нефтяного газа. Каковы планы по развитию этого сегмента ТЭК?

— Переход от добывающей промышленности к развитию отраслей глубокой переработки сырья — один из приоритетов региональной экономики. Предполагается глобальное технологическое перевооружение существующих и создание новых высокотехнологичных мощностей. На территории Югры действуют девять газоперерабатывающих предприятий, одно из них, Южно-Приобский ГПЗ, о котором вы сказали, введено в эксплуатацию в сентябре 2015 года. Также в округе работают шесть нефтеперерабатывающих предприятий и завод стабилизации газового конденсата имени Черномырдина. За девять месяцев этого года переработано больше 18 млрд кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ), 4,4 млн тонн нефти и 6,7 млн тонн газового конденсата. На газоперерабатывающих предприятиях производится сухой отбензиненный газ, широкая фракция легких углеводородов, стабильный газовый бензин, сжиженные углеводородные газы.

Уровень полезного использования ПНГ доведен в Югре до 95,4% с 91,4% в 2013 году. Преодолев 95-процентную психологическую планку, предприятия намерены довести уровень полезного использования ПНГ до 98 — 99%. В том числе для этого частные инвесторы работают над реализацией проекта создания в автономном округе индустриального парка «Приразломный». Планируется, что он обеспечит полный цикл производственных процессов — от подготовки ПНГ и нестабильного газового конденсата до применения передовых технологий производства первичных продуктов газопереработки и газохимии, а также продуктов последующих переделов с высокой добавленной стоимостью. Инвесторы намерены сформировать площадку для размещения конкурентоспособных инновационных промышленных производств. Здесь будут отрабатываться технологии экономически эффективного и безопасного для окружающей среды использования попутного нефтяного газа. Для тех, кто хочет заниматься бизнесом в этой инновационной отрасли, у нас в округе есть все возможности, и мы ждем новых партнеров. Я обращала внимание потенциальных партнеров на этот проект на Евразийском форуме в Вероне.
 
— В Италии вы пригласили иностранные компании и к освоению Приполярного Урала. Почему их должно это заинтересовать?

— Приполярный Урал — это территория, богатая залежами кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов. Ее можно освоить с чистого листа, с самыми новыми решениями и разработками, используя бережные по отношению к природе технологии. Именно поэтому я обращаю внимание на этот проект. В него нужно зайти комплексно, сформировав пул инвесторов. Для дальновидных партнеров, я полагаю, это шанс, и мы предлагаем воспользоваться им. Приглашаем компании, бизнес-миссии для налаживания этого партнерства. Это сбалансированный, самодостаточный проект, так как в ближайшем периметре востребовано все то, что можно производить, осваивая эти ресурсы.

Этой клад овой уже пользуются такие югорские предприятия, как «Полярный кварц», планирующий занять место второго в мире поставщика высокочистого кварца в горизонте до 2020 года. Вместе с этим ресурсная база Приполярного Урала могла бы стать трамплином для развития десятков, а не единичных производств.

— Какие еще проекты в автономном округе могут привлечь внимание зарубежных инвесторов?

— Интерес иностранных инвесторов к Югре сохраняется. Об этом свидетельствуют поступившие в текущем году заявки на реализацию крупных проектов в сфере гостиничной индустрии и торговли. Например, компания Sanssouci International, инвестиционный холдинг Best Group и французский холдинг Accor Hotel заинтересованы в строительстве гостиничных и деловых комплексов международного уровня Novotel и Ibis, объектов рекреации и социальной инфраструктуры в Сургуте. Объем инвестиций — более 3 млрд рублей. Компания «ЛеруаМерлен Восток» намерена построить свой гипермаркет. Объем инвестиций — 1,6 млрд рублей.

По данным ЦБ, за первый квартал 2015 года объем прямых иностранных инвестиций в автономный округ превысил 3,5 млрд рублей. Основные отрасли для привлечения инвестиций — добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии. Ключевые инвесторы — Австрия, Кипр и Швейцария.

В группе лидеров

— Инвестиционный портфель Югры включает около сотни крупных проектов. Какие из них приоритетны для региона?

— Основные направления инвестирования в Югре — нефтепереработка, жилищно-коммунальный комплекс, химическая промышленность, лесопромышленный кластер, туристско-рекреационный кластер, агропромышленный комплекс, электроэнергетика, производство строительных материалов, социальные проекты, транспортная инфраструктура. Сформирован реестр приоритетных инвестпроектов Югры — 120 проектов совокупной емкостью около 400 млрд рублей. В частности строительство мостов через Обь, создание научно-образовательного кампуса и научно-производственного центра материнства и детства в Сургуте, реконструкция рыборазводного завода в Ханты-Мансийске, возведение завода по производству ДСП в Советском районе, комплексный проект компании Сибур, включающий строительство нового продуктопровода Южно-Балыкская ГНС — ТНХ. Каждый из 120 проектов приоритетен и ценен, и мы за то, чтобы они были успешно реализованы.
 
— Как улучшить деловой климат в округе?

— Югра по итогам января — июня 2015 года занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения с номиналом в 229,8 тыс. рублей (среднее по РФ — 34,2 тыс. рублей). Доля инвестиций в валовом региональном продукте по итогам 2014 года — 25%. О комфортном деловом климате в округе свидетельствуют и результаты Национального рейтинга состояния инвестклимата. Югра находится на 12-й позиции, в том числе на 7-й позиции в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса. Сформирована нормативно-правовая база, способствующая притоку инвестиций. Мы готовы предоставлять льготы и госгарантии, консультировать и сопровождать компании на всех этапах реализации проектов.

— Как вы оцениваете перспективы АПК в автономном округе? Какие инструменты необходимы для поддержки аграриев?

— Появилась уникальная возможность по многим позициям вернуться на рынок, ранее занятый импортом. Несмотря на сложные природно-климатические условия, у Югры есть перспективы в этом секторе экономики. Мы создали условия для стимулирования производства и переработки продукции агропрома. На эти цели региональной программой по развитию сельского хозяйства предусмотрено более 1,5 млрд рублей. Результаты есть — показатели растут. На 1 октября произведено мяса (скота и птицы) 9,8 тыс. тонн, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года; молока 21,8 тыс. тонн, это 106% к аналогичному периоду прошлого года. Теперь необходимо создавать кооперации товаропроизводителей, структур, связанных с переработкой, хранением и реализацией сельхозпродукции, обслуживанием агропромышленного производства.

Прогнозируемая стабильность

— Каковы экономические результаты в этом году?

— Югра традиционно входит в тройку лидеров российских регионов по таким макро­экономическим показателям, как добыча нефти и газа, производство электроэнергии, объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, поступление налогов в бюджетную систему РФ (доля автономного округа в общем объеме налогов и сборов традиционно не менее 15%). Если сравнивать показатели за январь — август этого и прошлого года, увидим положительную динамику. Например, объемы промпроизводства выросли на 188,3 млрд рублей.

Дополнительные меры, принятые окружным правительством в 2014 — 2015 годах, по поддержке организаций реального сектора экономики, субъектов малого бизнеса, позволяют прогнозировать сохранение стабильности по основным макроэкономическим показателям — валовому региональному продукту, инвестициям в основной капитал, среднедушевым доходам населения. Объем ВРП в этом году приблизится к 3 трлн рублей.

— Югра сохраняет место в группе лидеров с наилучшими показателями по
демографической ситуации и уровню безработицы.

— По коэффициенту рождаемости — девятое место с показателем 16,5 человек на тысячу населения (в РФ — 13,1). Уровень безработицы удалось снизить до 0,4% от экономически активного населения. Среднемесячная зарплата за январь — август увеличилась на 4,3% и составила 58,7 тыс. рублей (по РФ — 34 тысячи).

— Прогноз социально-экономического развития Югры на 2016-й и плановый период 2017 — 2018 годов разработан в двух вариантах — базовом и консервативном. Какой из них наиболее вероятен?

— В обоих вариантах мы намерены обеспечивать исполнение социальных обязательств. Прогноз учитывает сохранение воздействия на экономику негативных факторов, действие ограничений на рынках капитала. Бюджет следующего года должен адаптироваться к новым экономическим условиям, требующим максимальной эффективности, мобилизации внутренних источников и резервов, повышения производительности труда. Базовый и консервативный варианты — скорее, не являются вариантами «или-или», они задают границы возможных изменений, внутри которых будет протекать жизнь округа.             

Материалы по теме

Нефтедобыча в Югре стабильна, как и десять лет назад

Стратегия «нефтедобыча плюс»

Fortum завершил испытания третьего энергоблока на Няганской ГРЭС. Он будет введен в коммерческую эксплуатацию 1 января 2015-го

Дух ветра

Коротко

Поддержать уровень добычи нефти предлагается с помощью новой системы налогообложения.