Раствориться в Роснефти
Нефть
Госкорпорация, владеющая контрольным пакетом Башнефти, претендует на 100% башкирской компании. Эксперты предрекают скорый конец ее автономному существованию
Заявку от Роснефти на увеличение доли в уставном капитале Башнефти до 100% Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила в конце октября. Рассмотреть ее планируется в течение одного месяца, сообщил замглавы ведомства Анатолий Голомзин.
12 октября Роснефть купила у Росимущества 50,08% уставного капитала Башнефти (60,16% обыкновенных акций) за 329,6 млрд рублей (подробнее см. «Судьба Башнефти решена»). 31 октября руководитель ФАС Игорь Артемьев сообщил, что после сделки доля госкомпании на рынке РФ составила примерно 40%. По данным Международного энергетического агентства, доля Роснефти на мировом рынке нефти выросла с 4,9% до 5,4%.
— На рынке авиационных перевозок «Аэрофлот» имеет почти 50% рынка. Конкуренцию ему составляет S7 и ряд других крупных авиакомпаний. И на нефтяном рынке после покупки Башнефти есть один мощный лидер, а остальные — это ЛУКойл, «Газпром нефть» — все-таки обеспечивают конкуренцию с ним, — сравнил ситуацию в авиационной и нефтяной отраслях Игорь Артемьев. — То есть нельзя говорить о полной монополизации на рынке, но можно говорить об укреплении доминирующего положения Роснефти и росте рыночной власти.
Заявка Роснефти в ФАС может означать приобретение пакета, которым владеет правительство Башкирии (25,79% обыкновенных акций). В Роснефти эти предположения не подтверждают: речь идет о формальном действии со стороны компании, которое дает право на покупку любой другой меньшей доли в Башнефти, чем та, что госкомпания уже приобрела по распоряжению правительства.
Будет ли Роснефть консолидировать 100% Башнефти, как это было, например, с ТНК-ВР в 2013 году?
С правительством…
По официальным данным, Башкирия пока не ведет переговоров о продаже региональной доли в Башнефти (правительство РФ получило 75% Башнефти от АФК «Система» через суд в конце 2014 года, затем по просьбе Башкирии передало ей блокпакет компании — 25% плюс 1 акцию). До сих пор власти региона сохраняли последовательную позицию, считая продажу пакета нецелесообразной и подчеркивая, что именно госучастие в уставном капитале Башнефти обеспечило устойчивый рост компании.
Республиканские политологи уверены, что доля Башкирии скорее всего останется у регионального кабмина — вряд ли он будет ее продавать: доходы субъекта РФ существенно зависят от дивидендов.
По словам председателя комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию Госсобрания РБ Рузалии Хисматуллиной, по итогам работы Башнефти за 2016 год республика планирует получить около 5 млрд рублей дивидендов. По результатам 2015 года поступления в казну составили 7,3 млрд рублей, годом ранее — 5 млрд рублей.
19 октября на Российском энергетическом форуме руководитель Роснефти Игорь Сечин предложил главе Башкирии войти в совет директоров Башнефти: «Я обратился к Рустэму Закиевичу, чтобы он вошел в состав нового совета директоров Башнефти. Мы предлагаем, чтобы он в этом органе управления компании занял должность заместителя председателя совета директоров. Естественно, надо пройти процедуру. Рустэм Закиевич согласился».
Позже Рустэм Хамитов подтвердил, что получил и рассматривает приглашение:
— Крупнейшая нефтяная компания мира пришла работать в республику. Для нас это, безусловно, плюс, и мы хотим получить синергетический эффект. Имею в виду, что такая глобальная компания заинтересована в том, чтобы хорошо и активно работала Башнефть. Мы договариваемся о совместном управлении. Представители республики войдут в совет директоров. В декабре мы должны подписать соглашение, где будут прописаны условия по совместному управлению. Оптимизация Башнефти если и будет, я надеюсь, что ее направят на повышение экономической эффективности работы компании. Оптимизация численности, на мой взгляд, маловероятна.
Источник в федеральном Минэке предполагает, что Башнефть не останется автономной компанией, независимых активов в субъектах РФ очень мало: «Заявка в ФАС о многом говорит, например, о том, что Башнефть полностью вольется в Роснефть. Так было при поглощении “дочек” ЮКОСа и покупке ТНК-BP».
— Де-факто как автономная структура Башнефть уже не существует — Роснефть перехватила управление всеми бизнесами НК, — рассуждает генеральный директор РусХОЛТС (многопрофильный холдинг, специализирующийся на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС) Александр Кузьмин. — Речь идет о приобретении пакета акций, которым сейчас владеет правительство Башкирии. Делается это на благо федерального и местного бюджетов, ради установления государственного контроля над нефтяными и финансовыми потоками, генерируемыми структурами Башнефти.
— Судя по тому, как стремительно Роснефть сменила руководство свежеприобретенной компании и оттеснила ЛУКойл от работы ее НПЗ, она настроена вполне серьезно, и будет выходить на полную консолидацию Башнефти в своей структуре, — подтверждает предположения эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. — Учитывая практически безграничный административный ресурс руководства Роснефти, не думаю, что правительство Башкирии будет долго сопротивляться. Скорее всего, будет найден компромиссный вариант с конвертацией принадлежащих Башкортостану 25,79% обыкновенных акций Башнефти в акции Роснефти с предоставлением места в совете директоров и гарантий по доходам в бюджет республики. Косвенно в пользу такого развития сюжета свидетельствует информация о возможной приватизации дополнительных 10% акций Роснефти в дополнение к заявленным 19,5% (в ближайшие дни должна появиться директива о приватизации, формируется пул компаний, лояльных Кремлю, в их числе китайская Sinopec, казахстанская Казмунайгаз, Сургутнефтегаз. — Ред.). Ведь это означало бы сокращение пакета государства в стратегически важной компании до величины менее контрольного. Но если совладельцем Роснефти станет правительство Башкирии, баланс владения может быть соблюден.
…но без ЛУКойла …
Роснефть предложила ЛУКойлу досрочно расторгнуть соглашение о поставках нефти (от «ЛУКойл-Резервнефтепродукта» на сумму до 192 млрд рублей) на НПЗ Башнефти и встречной поставке нефтепродуктов в адрес Litasco (трейдинговая «дочка» ЛУКойла, договор был заключен летом прошлого года на сумму более 193 млрд рублей) с 1 ноября 2016 года. ЛУКойл поддержал предложение, сейчас компании работают над оформлением юридической документации (добровольное расторжение контракта не предусматривает штрафных санкций).
— Это было сделано по обоюдному согласию, — заявил глава ЛУКойла Вагит Алекперов. — Роснефть сегодня имеет собственные ресурсы. Если у Башнефти не было объемов добычи нефти, а была мощная переработка, то Роснефть — самодостаточная компания.
Напомним, ЛУКойл хотел участвовать в приватизации Башнефти, но проиграл Роснефти. Уже на следующий день после покупки Башнефти, 13 октября, Игорь Сечин заявил, что компания полностью управляет ситуацией в новой «дочке» и начала знакомиться с ее контрактами, чтобы обеспечить преемственность в работе. После началась кампания по расторжению контрактов.
Одновременно в СМИ появились слухи о якобы сомнительных торговых операциях между организациями, входящими в Группу ЛУКойл и Башнефть. Речь шла о том, что компания «Башнефть-полюс» — СП Башнефти (74,9%) и ЛУКойла (25,1%) — практически всю нефть, добываемую на месторождении Требса и Титова в Ненецком автономном округе, продает компании «ЛУКойл-Резервнефтепродукт», а затем у нее же покупает нефть для загрузки собственных НПЗ. ЛУКойл вынужден был официально заявить, что такие сведения не соответствуют действительности, а контракты на поставку нефти и нефтепродуктов между организациями заключены на рыночных условиях. «У Башнефти нет претензий, связанных с исполнением обязательств по договору с ЛУКойлом», — подчеркивается в сообщении.
… и миноритариев
Одновременно (вместе с заявкой в ФАС) Роснефть сделала еще один шаг по наращиванию доли в башкирской компании: 28 октября заявила о желании выкупить акции миноритариев Башнефти, направив в ЦБ проект оферты (как правило, рассматривается в течение 15 дней). Оферта распространяется на 55,466 млн акций Башнефти или 37,52%. Цена выкупа не указана. Но в официальном сообщении Роснефти сказано, что максимальный размер обязательств по обязательному предложению не превысит 206 млрд рублей. Вероятно, цена за акцию будет соответствовать стоимости покупки ценных бумаг у Росимущества — около 3,7 тыс. рублей. Это предложение существенно выше рынка.
Эксперты посчитали, что Роснефть предлагает акционерам премию к рынку около 13%, или 430 рублей за каждую обыкновенную акцию, в то время как по итогам 2014 и 2015 годов Башнефть выплатила дивидендов на акцию 113 и 164 рубля соответственно. В этих условиях Роснефть сможет выкупить подавляющее большинство акций миноритариев.
Напомним, в 2013 году для выкупа Роснефтью акций миноритарных акционеров ТНК-BP потребовалось вмешательство бывшего президента РФ Дмитрия Медведева. На инвестфоруме «Сочи-2013» Медведев сказал: «Мне кажется, что можно было бы государству показать пример правильного поведения и принять решение, направленное на обеспечение благоприятного инвестклимата, применительно к конкретной компании по миноритарным акционерам — взять и выкупить соответствующие доли». Тогда Роснефти пришлось потратить около 2 млрд долларов для покупки обыкновенных и привилегированных акций ТНК-BP.
О вреде доминирующего положения
Следующий шаг в истории о слиянии Башнефти с Роснефтью — решение ФАС по ходатайству Роснефти об увеличении доли. Одновременно антимонопольное ведомство планирует завершить анализ рынков Роснефти. Не исключено, что ФАС может выставить госкомпании определенные требования. «Возможны вариации структурных и поведенческих требований. Какие конкретно — это нужно чуть-чуть подождать», — рассказали в ФАС.
Ранее глава ФАС заявлял, что ведомство проверит регионы присутствия Башнефти, чтобы после приватизации не допустить доминирующего положения Роснефти на рынке АЗС. Если на рынках Башкирии, Татарстана и других регионов России, куда Башнефть поставляла продукты, ФАС увидит значительный рост экономической концентрации, будут даны предписания о продаже части АЗС.
По мнению Александра Кузьмина, в последнее время на рынке розничной торговли топливом наблюдается отчетливая тенденция усиления роли крупных ВИНК, основным акционером которых является государство:
— В сознании рядового клиента такие изменения рынка должны нести за собой позитивные перемены, и в первую очередь — улучшение уровня сервиса в сетях АЗС этих нефтяных компаний. Однако в большинстве случаев кроме изменения внешнего вида станций никаких других перемен не происходит: подчас даже персонал остается прежним и обслуживает посетителей так, как он привык это делать, игнорируя элементарные правила коммуникации с клиентом. Вместо анонсируемых «станций нового поколения» мы наблюдаем ряд объединенных единым брендом, но по сути «дореформенных» АЗС — с неэффективным ассортиментом, устаревшими методами работы и порядками, далекими от современных требований рынка.
Уставный капитал Башнефти составляет 177,6 млн рублей. Он разделен на 147 млн 846 тыс. 489 обыкновенных акций номиналом 1 рубль (83,23% уставного капитала) и 29 млн 788 тыс. 12 привилегированных акций номиналом 1 рубль (16,77% уставного капитала). Сейчас Роснефти принадлежит 60,16% обыкновенных акций (50,08% уставного капитала) Башнефти. Кроме того, казначейский пакет Башнефти составляет 2,32% обыкновенных акций (4,41% уставного капитала). У Башкирии — 25,79% обыкновенных акций (25% уставного капитала) АНК. Юрлица, в том числе номинальные держатели, владеют 9,31% голосующих акций (16,01% уставного капитала), физлица — 2,42% обыкновенных акций (4,5% уставного капитала). |