Шоковые юбилеи

О статье Валерия Зорькина «Суд скорый, правый и равный для всех», посвященной юбилею судебной реформы

О статье Валерия Зорькина «Суд скорый, правый и равный для всех», посвященной юбилею судебной реформы

Так уж случилось, что 2014 год оказался весьма плодовит на великие исторические юбилеи и события как мирового, так и национального масштабов, кардинально обновившие картину мироустройства.

Сто лет назад началась Первая мировая война, изменившая политическую карту Европы и унесшая миллионы человеческих жизней и судеб. А 150 лет назад в ходе проведения грандиозных реформ после отмены крепостного права и дарования крепостным в 1861 году «прав свободных сельских обывателей» император Александр II подписал манифест о введении судебных уставов в государстве Российском. Судебные уставы 1864 года стали основой новой системы судопроизводства, создания нового для России института адвокатуры, кардинального реформирования уголовного и гражданского права и процесса.
 
Государство «освятило» официальным участием только одно из юбилейных событий — двухсотлетие со дня рождения поэта-гения Михаила Юрьевича Лермонтова: президент со товарищи посетил музей «Тарханы», не избалованный столь высоким вниманием. Ну и, конечно, по всем стремительно возвратившимся советским традициям был проведен юбилейный госконцерт в Москве и совещание с партактивом о судьбах школьного образования. Примечательно, что авторитарный правитель, все более неотличимый от «хозяина» и «самодержца», возглавил чествование поэта, бывшего, по нынешней терминологии, ярким оппозиционером, критиком самодержавия и певцом Свободы. Чего стоят только сверхсовременные строки: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…».

Судебная власть в лице председателя конституционного суда России Валерия Зорькина отметила 150-летний юбилей начала судебной реформы статьей «Суд скорый, правый и равный для всех», опубликованной в октябре этого года в «Российской газете».

В весьма спорной, но интересной статье, пронизанной историческими параллелями революционных событий 1861, 1917 и 1991 — 1993 годов и связанных с ними потрясений, автор красной нитью проводит мысль о необходимости соотнесения выбора времени начала проведения реформ, скорости их проведения, содержания этих реформ — и готовности граждан и общества эти реформы принять и разумно распорядиться их результатом. При соблюдении этих принципов, считает Валерий Зорькин, удалось бы избежать серьезных постреформенных социальных потрясений.
 
Суждения о несвоевременности и шоковом характере реформы, отменившей крепостное право на Руси, как и суждения о несвоевременности, шоковом и даже незаконном характере реформ, проведенных Борисом Ельциным, не новы. Однако их критики, включая г-на Зорькина, никак не обосновывают наличия в истории других, более благоприятных и менее шоковых сроков и условий замены рабского труда на экономически мотивированные трудовые отношения, или наличия архисправедливых процедур разгосударствления и приватизации, нежели процедуры, примененные в 90-е годы прошлого столетия. Но именно в эти годы была разработана и 12 декабря 1993 года всенародно принята Конституция Российской Федерации. В статьях с 46 по 54 она практически воспроизвела основные принципы судоустройства, введенные императором Александром II в судебных уставах империи в 1864 году: независимость власти судебной от государственной исполнительной; право всех сословий на судебную защиту единым судом; гласность, состязательность и непосредственность судопроизводства; право сторон и подсудимых на защиту в суде; право на представление в суде корпорированным адвокатом. И уже на базе новой действующей Конституции стала проводиться работа по модернизации судебной системы страны. Активно заработал Конституционный суд, была создана система арбитражных судов, сыгравшая значительную роль в становлении рыночной экономики, защиты прав собственников. Была проведена огромная работа по модернизации гражданского законодательства. Начала, хотя и с большим трудом, пробивать себе дорогу гуманизация уголовного и административного законодательства. Сегодня, однако, несмотря на проделанную работу, приходится объективно признать: принцип независимости судебной власти от государственной исполнительной власти во многом остался нереализованной декларацией, как и принцип состязательности, особенно в уголовном судопроизводстве.

Очевидно, что желание императора Александра II «утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние», не совпадает с желаниями стоящей сегодня у власти группы людей. И не совпадает сильно. Уважение к закону, даже в какой-то мере присутствовавшее у части общества, практически утрачено. Остался лишь страх наказания за неисполнение все более бурного потока ограничений и запретов, которые власть вываливает на граждан особенно интенсивно последние два-три года. Депутаты практически всех фракций Госдумы сливаются с властными чиновниками в нескончаемом экстазе запретительного законотворчества. В этом экстазе давно подменены цели и мечты императора о росте общественного благосостояния на рост личного благосостояния власть имущих. И, по всей видимости, эти фундаментальные подмены предназначения власти как слуги народа, а не управляющей народом как своими слугами и является причиной все большего отчуждения между различными социальными слоями общества и властью.

Что дальше? Главный конституционный судья страны философски рассуждает, что власть вынуждена все более ограничивать конституционные права и свободы граждан, вводить все новые нормативно-запретительные ограничения публичной и частной жизни граждан, дабы избежать «социального хаоса». Конституционный судья допускает и необходимость применения уголовных репрессий в отношении наиболее активных «несогласных», опять же во избежание «социального хаоса». Однако непростая история нашей страны, если ее не забывать, напоминает нам, как легко у нас просто репрессии переходят в массовые репрессии и террор, который сжирает и тех, кто с Конституцией в руках освещает репрессиям путь.      

Автор: Леонид Тарабанчик, Управляющий партнер Адвокатского бюро 35

Материалы по теме

Оливер Йоксимович: «Последствия бомбардировок Югославии остались в памяти на всю жизнь»

Сибирские правовые чтения пройдут в Тюмени 16-17 октября

Суды и сами не рады тому, что дела отложены в долгий ящик

Евгению Ройзману дважды дали по девять суток ареста за организацию акций в поддержку Алексея Навального

Суд сократил Ройзману срок ареста с двух раз по девять суток до суток

Башкирия заменит конституционный суд советом