Необходим отечественный инструмент
В 2015 году на рынке программного обеспечения станет больше отечественного продукта
«Галактика» — один из немногих отечественных разработчиков BI-решений. Этот сегмент традиционно считается одним из самых стабильных на IT-рынке, однако в 2014 году замедление пришло и сюда. Но уже с 2015 года в нише снова ожидается повышательный тренд, его основа — актуализация направления импортозамещения в отечественной экономике. Мы попросили генерального директора компании «Галактика-Урал» Сергея Осадчикова изложить свое видение сложившейся ситуации.
— Сергей Иванович, каковы были результаты деятельности вашей компании в 2013 году, как вы оцениваете итоги 2014 года?
— Результаты 2013 года у нас были очень хорошие, так как последние пять лет прирастали на 20% в год. Поэтому и планы на 2014-й мы строили с учетом этого роста — перспектива виделась очень позитивной. Но общее замедление в экономике, не в последнюю очередь связанное с политической ситуаций в стране и введенными экономическими санкциями, заставило многие компании пересмотреть направления расходования средств. Заказчики решили попридержать финансовые средства, чтобы переждать период неопределенности.
Мы занимаемся информационными технологиями для промышленных предприятий различных отраслей: оборонной, металлургической, горнорудной, машиностроительной, пищевой и др. А большая часть промышленности начала притормаживать в развитии еще с конца 2013 года. Соответственно, на ИТ-проекты, которые многие руководители относят к классу инвестиционных, в сложившейся экономической ситуации средств стали выделять гораздо меньше, чем планировалось прежде. По нашему ощущению, это сжатие в нашем секторе началось с конца весны 2014 года. И по некоторым заказчикам сокращение бюджетов составило до 50 — 60%. В результате это отразилось и на нашей динамике роста.
— А каковы ваши прогнозы на 2015 год?
— В будущее мы смотрим очень оптимистично и считаем, что перспективы развития в 2015-м и последующие годы. Эти оценки связаны с актуализацией вопросов по импортозамещению в отечественной экономике, и в информационной сфере интерес к отечественным разработкам к концу 2014 года стал совершенно осязаемым. А мы — крупный российский разработчик, разумеется, ситуация складывается в нашу пользу. Хотя, подчеркиваю, мы нисколько не ратуем за создание тепличных условий для отечественных предприятий: наоборот, конкуренция с западными системами тоже необходима.
Сейчас мы активно взялись за продвижение на рынок собственных решений в тех сегментах, где прежде рассматривались только западные разработки. Кстати, во многом это происходило потому, что компаниям-потребителям при выходе на IPO, требовалась раскрученная западная система. Но сейчас ситуация меняется, и прежний выбор иностранного поставщика может обернуться рисками для бизнеса.
— Считаете, что санкции и сюда доберутся?
— Я не могу это прогнозировать. Но дело даже не в официальном запрете, уже сегодня есть примеры, когда иностранные информационные системы становятся инструментом давления на отечественный бизнес. Конечно, это происходит не совсем прямолинейно, но, скажем, есть прецеденты, когда наши предприятия не могут получить техническую поддержку. Порой, и напрямую отвечают, что, мол, у нас тут санкции, поэтому мы не можем с вами сотрудничать; иногда номинально от сотрудничества не отказываются, но необоснованно затягивают решение вопроса. То есть никто напрямую не вредит, вредоносных кодов не рассылает, но в нестандартных технических ситуациях не обеспечивает необходимой (и положенной по условиям приобретения лицензии) консультации. И все, фактически работа системы останавливается.
Особенно эта тема актуальна для отраслей, на которые государство обращает пристальное внимание: прежде всего оборонная, атомная и космическая. Так что они фактически будут вынуждены ориентироваться на отечественный софт. Ведь это вопросы безопасности страны и пренебрегать ими нельзя.
— Можно ли как-то оценить объем высвобождающегося рынка?
— В 2013 году собственного программного обеспечения на отечественном рынке продавалось не более четверти, остальное — импорт. Но я думаю, что уже в 2015 году более половины может стать российским.
— А «производственных мощностей» у отечественных разработчиков хватит, чтобы обеспечить такой динамичный рост?
— Безусловно хватит. Конечно, сил придется потратить немало, но это возможно. Главное, заниматься делом, и осуществлять конкретные шаги в сторону создания конкретных востребованных продуктов. Мечты о том, что в России за год можно создать собственную операционную систему — хороши, но далеки от реальности.
— Думаете, что наши компании начнут отказываться от приобретенного иностранного программного обеспечения?
— Нет, не думаю, что это сразу примет такие резкие формы. Конечно, вмиг отказываться от того, что уже работает, они не будут, но для новых проектов будут присматривать отечественные решения. А когда пользователи поближе познакомятся с нашим ПО, да еще и на рынке, должно быть, появится больше отечественной продукции, то я не исключаю, что многие компании зададутся вопросом о полном переходе на российские информационные системы. Это еще и вопрос денег: покупка лицензии на известный зарубежный продукт может стоить не один миллион евро, а на регулярное обновление этой лицензии нужно выкладывать сотни тысяч евро в год — дорого.
Мы понимаем, что коммерческие рыночные компании, уже вложившие немалые инвестиции в свои информационные системы, спешить с переориентацией не будут. А производства, которые напрямую связаны с безопасностью страны, в этом процессе, безусловно, будут проявлять больше активности. И с нашей стороны ориентация будет больше именно на эти организации: мы можем им предложить готовые сертификационные решения, которые требуются в соответствующих секторах. Хотя мы не отвергаем и «гражданских» коммерческих заказчиков — все эти решения доступны и для них.