Ломаный грош

Цветные металлы

Цветные металлы

Рост цен на медь и алюминий не стал залогом успеха во всех сегментах цветмета: если объемы производства алюминия, особенно в глубоком переделе, стабильно растут, то выплавка меди от месяца к месяцу падает. Одна из причин — дефицит сырья

К началу октября после глобального обвала цен на медь и алюминий в конце 2015 года традиционные для уральской промышленности металлы относительно стабилизировались. В начале года за тонну алюминия покупатели на Лондонской бирже металлов (LME) готовы были платить чуть менее 1,5 тыс. долларов, а в октябре его цена составляла 1,65 тыс. долларов. В случае с медью — 4,4 тыс. долларов против 4,8 тыс. долларов за тонну. Между тем производители наращивают показатели пока только по алюминию.

Алюминий в переделе

По данным Минэкономразвития РФ, за семь месяцев текущего года производство первичного алюминия в сравнении с аналогичным периодом 2015 года выросло на 1,3%, сплавов на его основе — на 12,1%. Причем чиновники фиксируют рост экспортных поставок.

Только компания «Русал», по ее оперативным данным, нарастила объемы производства и продажи металла на 5,6%. За первое полугодие здесь выпущено 1835 тыс. тонн первичного алюминия. «На фоне продолжающейся волатильности на сырьевых рынках в первом полугодии текущего года алюминиевая отрасль оставалась в сложной ситуации, — обрисовал положение гендиректор «Русала» Владислав Соловьев. — Несмотря на то, что цены находились под серьезным давлением внешних факторов, мы увидели небольшой рост цены во втором квартале 2016 года, что произошло благодаря хорошему спросу на металл и ограниченному предложению на рынке вне Китая».

Рост производства первичного алюминия связан с увеличением его поставок за пределы России вследствие девальвации рубля и сокращения запасов на складах трейдеров, считает заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов. «Однако эффект девальвации рубля постепенно исчерпывает себя, тогда как экспорт практически стабилизировался: за семь месяцев 2016 года он поднялся всего лишь на 0,3% до 2,034 млн тонн. В дальнейшем можно ожидать его остановки, поскольку спрос на алюминий слабоват, а цены ниже 1,7 тыс. долларов за тонну и никак не могут пробить эту отметку», — прогнозирует эксперт. И напоминает, что в настоящее время сильнейшим конкурентом России на мировом рынке является Китай, правительство которого хоть и декларирует политику закрытия устаревших электролизных мощностей, но открытию новых и экспорту алюминия за границу особо не препятствует.

Мнение о скорой остановке роста объемов производства и продажи этого металла разделяют далеко не все аналитики. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что спрос на алюминий сохраняется, соответственно, можно ожидать дальнейшего повышения цен на него: «С Нового года он вырос в цене на LME на 100 долларов с лишним, поэтому его покупают больше. Не исключено, что иностранные покупатели наращивают складские запасы, приобретая алюминий по текущим ценам, ведь в следующем году его можно будет продать дороже. Но, конечно, основная причина заключается в том, что алюминий получает все большее распространение, из него делают разнообразную продукцию, что и способствует увеличению объемов его производства».

К слову, на рынке производства алюминиевой продукции с высокой добавленной стоимостью появился новый игрок. ПАО Корпорация «ВСМПО-Ависма» (Свердловская область) реализовала давние планы по созданию совместного предприятия с российской «дочкой» международного металлургического холдинга Alcoa — АО «Арконик СМЗ» (до августа 2016 года — ЗАО «Алкоа СМЗ»). Соглашение о сотрудничестве между сторонами подписано еще в октябре 2013 года. Совместное предприятие — «АлТи Фордж» — будет работать не на Урале: актив займется выплавкой крупногабаритных штамповок на базе Самарского металлургического завода. Ожидается, что СП будет производить из титана и алюминия элементы шасси и крыла самолетов для удовлетворения потребностей мировой аэрокосмической промышленности. «Уникальное оборудование наших предприятий, увязанное в единую производственную систему, предоставляет нам дополнительные возможности по увеличению выпуска продукции для авиастроения», — описывает синергетические перспективы гендиректор ВСМПО-Ависма Михаил Воеводин.

Медный дефицит

А вот объемы производства меди в России стремительно падают, несмотря на рост цен. Экспорт сократился более чем на 40 тыс. тонн — до 244,6 тыс. тонн. Факторов негативной динамики несколько: «Во-первых, неблагоприятная экономическая конъюнктура, возможное уменьшение спроса на цветные металлы. Во-вторых, в случае экспорта, — более активные действия конкурентов, протекционистские меры других стран. В-третьих, положение самих производителей может оставаться сложным, значительная фискальная нагрузка, необходимость реализовывать различные проекты, ужесточение условий финансирования могли привести к уменьшению операционных показателей», — перечисляет Дмитрий Баранов.

В Минэкономразвития РФ считают, что сдерживающим фактором для развития производства российских медеплавильных компаний служит дефицит сырья. При этом металлургические компании вынуждены столкнуться с проблемой в получении разрешений на освоение месторождений медно-порфировых руд. Пример — Русская медная компания (РМК, конечным бенефициаром считается Игорь Алтушкин).

Шершни кусаются

В начале сентября Верховный суд РФ подтвердил законность требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Челябинской области относительно запрета на разработку Биргильдинского месторождения. Лицензия на этот участок принадлежит входящему в РМК АО «Томинский ГОК».

Лицензию на геологоразведку и добычу полезных ископаемых на Биргильдинском месторождении АО «Томинский ГОК» получило от Федерального агентства по недропользованию в 2011 году. Прогнозные ресурсы площадки, расположенной близ поселка Витаминный в Челябинской области, по категории Р1 составляют 152,2 тыс. тонн при среднем содержании меди 0,51%. Общая площадь месторождения превышает 29 кв. километров. За лицензию на добычу меди в течение 25 лет компания заплатила 15,4 млн рублей. Лицензионное соглашение обязывало Томинский ГОК провести поисковые и оценочные работы, предоставить ТЭО, а также подготовить и утвердить в соответствующих инстанциях проект разведочных работ. Все эти мероприятия были завершены к октябрю 2014 года. На комплекс работ компания потратила более 190 млн рублей. Следующим шагом должна была стать постановка запасов на балансовый учет Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых. Но на этом этапе выяснилось: месторождение расположено во втором поясе санитарной охраны Шершневского водохранилища, и, по мнению сотрудников Роспотребнадзора, его разработка может нести угрозу качеству воды в реке Биргильда (основном притоке Миасса, на котором и стоит главный источник питьевой воды для Челябинска). На основании постановления совета министров РСФСР от 02.09.1977 № 465 «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения Челябинска» руководство управления запретило разработку месторождения, рассказали в пресс-службе Русской медной компании.

Юристы РМК попытались оспорить запрет. Упирали на то, что с 1977 года существенно изменилось законодательство, устанавливающее границы сани­тарно-охранных зон в России. В ходе рассмотрения арбитражного дела выяснилось: аналогичный вопрос уже изучает Верховный суд РФ — иск о признании законным применения постановления № 465 от 02.09.1977 подали некие жители Челябинской области, не связанные с ЗАО «Русская медная компания». В итоге Верховный суд РФ признал применение постановления почти сорокалетней давности правомерным. Томинскому ГОКу запретили ведение любых работ на месторождении. «В связи с этим АО “Томинский ГОК” не может выполнять обязательства как владелец лицензии по независящим от компании причинам. В ближайшем будущем сложившаяся ситуация будет обсуждаться с руководством Федерального агентства по недропользованию», — рассказали в РМК.

Экспертное сообщество неоднозначно оценивает запрет на разработку месторождения. По словам замглавы Уралнедр Николая Кокорина, компания пострадала из-за неоднозначности российского законодательства. «По идее, половина Челябинска находится во втором и третьем поясе санитарно-защитной зоны Шершней. Получается, по закону Рос­потребнадзор должен наложить запрет на деятельность доброй половины предприятий, расположенных в Челябинске», — подчеркнул представитель Уралнедр. Рассчитывать на компенсацию затрат на геологоразведку в текущих обстоятельствах компания не может: законодательством это не предусмотрено.

Возможность снятия запрета Рос­потребнадзора сохраняется, надеется Николай Кокорин: «Компания имеет право видоизменить проект, предусмотреть более масштабные водоохранные мероприятия. Тогда претензии Роспотребнадзора могут быть сняты, и РМК сможет начать добычу».       

Дополнительные материалы:        

Бедной горы хозяйка

По данным Росстата, индекс производства в цветной металлургии за первое полугодие 2016 года составил 96,5% (везде — сопоставление этого периода к аналогичному периоду прошлого года, если не указано иное).
 
Производство первичного алюминия и сплавов на его основе увеличилось — 101,3% и 112,1% соответственно. При снижении поставок первичного необработанного алюминия на внутренний рынок экспорт его вырос. Выпуск первичного алюминия и сплавов из него на ОК «Русал», по оперативным данным компании, достиг 105,6%.

Производство меди рафинированной в январе — июле 2016 года составило 97,4%. Экспортные поставки за период упали и по чистой меди (до 244,6 тыс. тонн против 285,6 тыс. тонн), и по медной проволоке (77,7 тыс. тонн против 103,4 тыс. тонн). Выпуск рафинированной меди на предприятиях ПАО ГМК «Норильский никель» по итогам полугодия составил 99,0%, на предприятиях Уральской горно-металлургической компании — 85,3%, на Кыштымском медеэлектролитном заводе Русской медной компании — 118,1%. Сдерживающий фактор для развития производства российских медеплавильных компаний — дефицит сырья.

По данным Федеральной таможенной службы экспорт рафинированной меди из России уменьшился за шесть месяцев 2016 года на 6,5% до 294,6 тыс. тонн. В денежном выражении поставки упали на 26,5% до 1,362 млрд долларов. Вывоз рафинированной меди в страны дальнего зарубежья сократился на 7,6% до 288,3 тыс. тонн, но в страны СНГ поставки увеличились в 2,2 раза до 6,3 тыс. тонн. В денежном выражении экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 27,1% до 1,343 млрд долларов, в страны СНГ — вырос на 58,3% до 12 млн долларов.

Цены российских производителей цветных металлов ориентируются на мировые (цены LME) и корректируются на курс рубля, поэтому рост внутренних цен в июле 2016 года составил 104,9% к июню. Индекс цен по алюминию необработанному — 100,2%, по свинцу и цинку необработанному нелегированному — 100,0%, по меди рафинированной — 97,7%, по никелю нелегированному — 101,2%.  

По данным мировых агентств, сохраняется тенденция сокращения складских запасов цветных металлов на сертифицированных складах Лондонской биржи металлов (LME), исключение составляет только никель, запасы которого в течение двух последних лет относительно стабильны.


Автор: Шароглазова Мария

Материалы по теме

Солнце еще высоко

Титан до Индии доведет

В одни руки

Медь вышла на публику

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов