Где найти микроденьги
КМБ
Национальное Агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос среди предпринимателей. Согласно результатам, в России треть представителей МСП пользуется банковскими кредитами, а на долю МСП выпадает, по разным оценкам, от 11,5% до 19% банковских кредитов (от всего объема выданных). На мой взгляд, эти выводы несколько преувеличены.
Как известно, в соответствии с текущим законодательством субъекты малого и среднего предпринимательства делятся на три категории по численности и максимальному объему выручки: микро- (до 15 человек, до 120 млн рублей), малые (16 — 100 человек, 800 млн рублей) и средние (101 — 250 человек, до 2 млрд рублей) предприятия.
Международная организация экономической кооперации и развития составляет регулярные обзоры о состоянии кредитования малого бизнеса в мире. Один из последних — Financing SMEs and Entrepreneurs 2016 AN OECD SCOREBOARD — охватывает 37 стран, к его подготовке привлекались местные эксперты. Исследование вызывает доверие, авторы пытаются унифицировать данные для возможности их сравнения, хотя и оговариваются по поводу различных критериев сегментирования рынка и сбора статистических данных в разных странах. Так вот, исследование по состоянию на 2014 год приводит следующие данные о структуре сегмента МСП в России: в стране работает 3 350 900 индивидуальных предпринимателей (63%), 1 862 900 микропредприятий (32%), 235 600 малых (4,1%), 13 600 средних (0,2%).
Таким образом, по количеству бизнес-единиц доля в 95% сосредоточена в микробизнесе. И таких бизнесов всего 5 млн штук на страну с населением около 147 миллионов, то есть 3% от населения. Для сравнения: в США, по данным этого же исследования, количество малых предприятий около 28 млн штук на 2011 год, что от их населения в 311 млн человек составляет примерно 9%.
Думаю, реальная ситуация еще хуже, так как львиная доля этих российских ИП и микропредприятий в реальности действуют не самостоятельно, а являются частью групп компаний с единым центром управления. Для чего это делается, всем хорошо понятно. В результате количество бизнес-единиц можно смело разделить на три или на семь, кому как нравится. Официальной статистики на этот счет нет и не будет. Получаем гигантский разрыв предпринимательской активности в России и в США.
Отсюда вывод — вся государственная поддержка МСП, налоговое окружение, регулирование со стороны прочих ведомств, регулирование банков, нормативы и подходы ЦБ РФ должны быть направлены на кратное увеличение количества новых микробизнесов в стране. Но на деле модели поддержки направлены скорее на малый и средний бизнес. Впрочем, это тема отдельного большого разговора.
Как мы уже выяснили, 95% МСП в России по количеству бизнес-единиц относится к микробизнесу. Этот сегмент характеризуется отсутствием залогов, невысокой маржинальностью (поскольку чаще всего о высоких технологиях тут говорить не приходится), плотным переплетением частных финансов собственника и денег в обороте бизнеса. Расходы на бухгалтерию, на сотрудников и на налоги минимизированы настолько, насколько это позволяют обстоятельства контроля со стороны госорганов. Как правило, это сфера услуг, отсутствие собственных средств производства, арендованные помещения.
Как современный российский банк может кредитовать такой бизнес и не начислить как минимум 21% резерва по третьей группе, как того требует ЦБ? Да никак! Как банк может закрыть риски невозврата? Ведь фактически залогов либо нет, либо их очень мало, бизнес сегодня есть, а завтра он может легко потерять заказы.
В итоге объективно современные банки не в состоянии кредитовать этот микросегмент МСП.
Возможно, когда формировалась статистика, в кредиты МСП попали потребительские кредиты физических лиц, которые являются частными предпринимателями. И это дало такой значительный показатель о том, что 30% МСП кредитуются в банках. В это я готов поверить, так как для частного предпринимателя, пожалуй, единственный вариант взять деньги в банке — это получить их через механизм кредитования физических лиц.
Тем не менее формально 11,5% от всей суммы банковских кредитов бизнесу по статистике числятся за МСП. Очевидно, большая их часть идет тем 5% бизнес-единиц, которые обладают штатом от 16 до 250 человек и относятся по классификации к малым и средним предприятиям. Статистики опять же нет, но, думаю, что до 80% суммы кредитов уходит именно средним предприятиям. 100 человек и более — это уже небольшой завод или крупная структура в сфере услуг или торговли. Этот сегмент часто готов предоставить банкам желаемую отчетность, залоги и денежные потоки.
Итак, когда мы говорим, что наши банки 11,5% кредитных денег отдают малым предприятиям, это неправда. Эти деньги поддерживают небольшую прослойку устойчивых средних предприятий, которые успели обрасти активами и способны выполнить банковские требования. Банковское кредитование не охватывает и не развивает 95% сегмента МСП. На самом деле микробизнес сегодня все чаще выбирает альтернативные банковскому формы привлечения ресурсов.
Самый большой источник средств для микробизнеса в России — деньги частных инвесторов. Чаще всего они вкладываются в предприятие, ориентируясь на знакомую им фигуру директора, собственника бизнеса. Деньги могут быть оформлены как заем или как доля в уставном капитале. А могут быть никак не оформлены, в лучшем случае есть расписка. Если повезло найти такого человека, который в тебя поверит. Плюс для предприятия — быстро и без заморочек. Минус — источник бывает сложно масштабировать. Кроме того, если отношения с кредитором в случае провала проекта не прописаны, это порождает еще больший конфликт.
Второй способ — краудфандинг. Но чаще всего такие интернет-площадки обеспечивают сбор средств на безвозвратной основе для творческих проектов или проектов по созданию уникального продукта.
Третий путь — продукты региональных фондов поддержки малого бизнеса.
Можно попытаться найти венчурные фонды. В масштабах страны их мало, и они ищут действительно прорывные проекты.
В последние годы появились интернет-площадки прямого финансирования. Заявка бизнеса на финансирование проходит предварительный андеррайтинг со стороны администрации площадки, частные кредиторы голосуют за заявку, определяя сумму, которую они готовы вложить в проект.
Автор: Данил Абрамов, генеральный директор Инвест-бюро Данила Абрамова