Придется потрудиться
Англо-голландская Shell из-за западных санкций приостановила участие в совместном с «Газпром нефтью» предприятии «Ханты-Мансийский нефтяной союз» (ХМНС) по разработке в Югре участков трудноизвлекаемой нефти (СП обладает лицензиями на геологическое изучение участков Юильский-4, Юильский-5 и Южно-Лунгорский-1). Об этом 3 октября официально заявил гендиректор российской компании Александр Дюков.
В Shell ситуацию комментируют сдержанно: «Имеются определенные последствия санкций как на текущую, так и на планируемую деятельность Shell в России, включая работу на баженовской свите (относится к трудноизвлекаемым запасам нефти, на которые распространяются санкции. — Ред.). В настоящее время мы ведем диалог с соответствующими госорганами и нашими партнерами относительно степени влияния этих санкций».
Александр Дюков утверждает: для «Газпром нефти» ситуация некритична. Компания продолжает работать в рамках ХМНС самостоятельно, сроки реализации проектов не изменятся: «Мы прошли очень серьезный путь по наработке опыта на сланцах».
Единственный негативный момент работы без западного партнера, на который указывает глава «Газпром нефти», — издержки рискуют вырасти на 2 — 3 доллара за баррель. Но, по его словам, у компании есть возможность в перспективе сократить их по проектам ХМНС на 16 — 20%.
Санкции могут затронуть и другое совместное предприятие «Газпром нефти» и Shell — Salym Petroleum Development (с 2003 года осваивает Салымскую группу нефтяных месторождений в Югре). Сегодня его деятельность под ограничения не подпадает, но в 2016 — 2017 годах СП планировало начать разработку участков баженовской свиты, которые могут дать 5 — 6 млн тонн нефти в год.
Отметим, что ранее представители «Газпром нефти» заявляли о больших планах в отношении трудноизвлекаемой нефти: к 2020 году ее доля в общем объеме добычи компании должна достичь 10 — 15% (около 10 — 15 млн тонн в год).
— «Газпром нефть» является одним из лидеров среди отечественных компаний по вовлечению в разработку запасов трудноизвлекаемой нефти. Это должно сгладить влияние санкций на ее деятельность в этом направлении, — подтверждает содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. — Теперь для укрепления позиций «Газпром нефть» рассматривает возможность вхождения в капитал высокотехнологичной нефтесервисной компании. Аналогично поступила Роснефть, купившая российские активы Weatherford. Возможно, «Газпром нефти» будут интересны активы Schlumberger.
Справка Э-У:
По запасам трудноизвлекаемой нефти, которую можно добыть при существующих сегодня технологиях, Россия занимает первое место в мире. Так что их разработка во многом определяет будущее нашей нефтяной отрасли. Сегодня в стране извлекают не более 20 млн тонн такой нефти в год (около 4% от общего объема), тогда как потенциальный объем добычи — около 50 млрд тонн. |