Придется потрудиться

Англо-голландская Shell из-за западных санкций приостановила участие в совместном с «Газпром нефтью» предприятии «Ханты-Мансийский нефтяной союз» (ХМНС) по разработке в Югре участков трудноизвлекаемой нефти (СП обладает лицензиями на геологическое изучение участков Юильский-4, Юильский-5 и Южно-Лунгорский-1). Об этом 3 октября официально заявил гендиректор российской компании Александр Дюков.

В Shell ситуацию комментируют сдержанно: «Имеются определенные последствия санкций как на текущую, так и на планируемую деятельность Shell в России, включая работу на баженовской свите (относится к трудноизвлекаемым запасам нефти, на которые распространяются санкции. — Ред.). В настоящее время мы ведем диалог с соответствующими госорганами и нашими партнерами относительно степени влияния этих санкций».

Александр Дюков утверждает: для «Газпром нефти» ситуация некритична. Компания продолжает работать в рамках ХМНС самостоятельно, сроки реализации проектов не изменятся: «Мы прошли очень серьезный путь по наработке опыта на сланцах».

Единственный негативный момент работы без западного партнера, на который указывает глава «Газпром нефти», — издержки рискуют вырасти на 2 — 3 доллара за баррель. Но, по его словам, у компании есть возможность в перспективе сократить их по проектам ХМНС на 16 — 20%.

Санкции могут затронуть и другое совместное предприятие «Газпром нефти» и Shell — Salym Petroleum Development (с 2003 года осваивает Салымскую группу нефтяных месторождений в Югре). Сегодня его деятельность под ограничения не подпадает, но в 2016 — 2017 годах СП планировало начать разработку участков баженовской свиты, которые могут дать 5 — 6 млн тонн нефти в год.

Отметим, что ранее представители «Газпром нефти» заявляли о больших планах в отношении трудноизвлекаемой нефти: к 2020 году ее доля в общем объеме добычи компании должна достичь 10 — 15% (около 10 — 15 млн тонн в год).

— «Газпром нефть» является одним из лидеров среди отечественных компаний по вовлечению в разработку запасов трудноизвлекаемой нефти. Это должно сгладить влияние санкций на ее деятельность в этом направлении, — подтверждает содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. — Теперь для укрепления позиций «Газпром нефть» рассматривает возможность вхождения в капитал высокотехнологичной нефтесервисной компании. Аналогично поступила Роснефть, купившая российские активы Weatherford. Возможно, «Газпром нефти» будут интересны активы Schlumberger.

Справка Э-У:

По запасам трудноизвлекаемой нефти, которую можно добыть при существующих сегодня технологиях, Россия занимает первое место в мире. Так что их разработка во многом определяет будущее нашей нефтяной отрасли. Сегодня в стране извлекают не более 20 млн тонн такой нефти в год (около 4% от общего объема), тогда как потенциальный объем добычи — около 50 млрд тонн.

 

Материалы по теме

Тюменский государственный университет займется подготовкой кадров под нужды производства

Новые недра «Газпром нефти»

Газпром нефть разрабатывает новое месторождение на Ямале

Сколько нефти добыли на Ямале

Глава «Газпром нефти» выступит на пленарном заседании ТНФ

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд рублей