Эпоха обмана

Страховой рынок

Страховой рынок

ОСАГО тащит страховой рынок вверх, но без ежегодного пересмотра тарифов или их освобождения этот «мотор» может заглохнуть. В условиях отсутствия внешнего драйва компаниям нужно задуматься о наведении внутреннего порядка

АЦ «Эксперт» представляет рейтинг страховых компаний по итогам работы на Урале в первом полугодии 2015-го. Вынуждены констатировать: суммарный объем премий упал на 3,2% (все сравнения — к аналогичному периоду прошлого года, если не указано иное; в России показатель увеличился на 2%).

Темпы прироста сборов снижались с начала 2013-го. В первом квартале 2014-го мы впервые за четыре года наблюдали отрицательную динамику. Правда, уже через три месяца клиенты «исправились» и принесли на 4,6% больше денег, чем в январе — июне 2013-го. В 2015-м минусовым были и первый, и второй кварталы. Если взглянуть на показатели инфляции (в годовом выражении она составила 16%), то ситуация становится и вовсе удручающей. 

Главным «спасателем» рынка в первом полугодии стало ОСАГО. За счет двукратного повышения базовой ставки и пересмотра территориальных коэффициентов стоимость полиса на Урале в среднем увеличилась на 64%. Объем сборов прирос на 34,5% (в России — на 40%). Если автогражданку исключить из расчетов, получим падение суммарных страховых премий в регионе на 13,2% (в России — минус 3,6%).

Помимо ОСАГО, заметное увеличение взносов зафиксировано в страховании имущества граждан и жизни (8% и 34,6% соответственно на Урале, 18% и 12,5% — в России). Последний показатель крайне любопытен: раньше считалось, что жизнь обязана ростом исключительно банковским заемщикам, но объем ипотеки, выданной, например, в УрФО резидентам округа, в первом полугодии 2015-го сжался в четыре раза. Тем не менее развитие этого сегмента плотно связано с банковскими каналами продаж. В тройке крупнейших игроков — «Сбербанк Страхование» (его доля — почти 45%) и «АльфаСтрахование» (7%).  

Провалились в первом полугодии ДМС (на Урале минус 17%, по стране — плюс 5%), страхование от несчастных случаев и болезней (сокращение на 23% и 19% соответственно) и автокаско (минусы — 27% и 14%). Объяснить эти результаты несложно: медстрахование упало из-за желания работодателей сэкономить на соцпакете, на несчастные случаи повлияло снижение объемов кредитования, на автокаско — сокращение продаж новых автомобилей и существенный рост тарифов (на 15% за год). 
  
Из 92 участников рейтинга (мы не берем в расчет новичков) 42 компании показали отрицательную динамику премий. В самом заметном минусе — «Согласие», группа МСК, МАКС и Уралсиб. Из любопытства мы исключили из расчетов основные драйверы — жизнь и ОСАГО, и падение сборов показали уже 55 фирм.  

Выплаты в целом по региону тоже сократились — на 1,7%. Наибольшее падение — в страховании имущества юрлиц (43,7% по Уралу) и в каско (21%). Самый ощутимый прирост — в страховании жизни (97,2%). Хотя уровень выплат в этом виде остается очень низким — 20%.

Филькин полис

Несмотря на рост тарифов, одной из самых обсуждаемых тем на рынке страхования по-прежнему остается ОСАГО. Беспокойство вызывает резкий рост выплат на один случай: по стране — 31% (для сравнения: в каско — 25%). Вряд ли это можно списать на банальное увеличение стоимости запчастей и восстановительного ремонта. Наши сомнения подпитывают данные об увеличении на 4% числа страховых случаев (последние годы цифра неуклонно снижалась) и уменьшение на 7% количества приобретенных полисов (а если сравнить второй квартал 2015-го с аналогичным периодом 2014-го — на 9%). 
 
Из статистики и разговоров с представителями страхового рынка мы делаем два вывода. Во-первых, на рынок хлынули поддельные полисы. Мошенники даже не особо скрываются. Например, в центре Екатеринбурга висит рекламный щит, на котором написано «ОСАГО по 1,5 тыс. руб­лей» и указан телефон.

— Не так давно я столкнулся с еще одной схемой, — рассказывает один из страховых агентов. — Женщина принесла полис никому не известной питерской фирмы. Де-юре он поддельным не был, но компания заключала договоры по мизерной цене, зная, что в скором времени лишится лицензии. Она даже не регистрировала их в единой базе, из-за чего клиент терял скидку за безаварийную езду.

Во-вторых, в стране возросло число подставных ДТП. Страховщики указывают: помимо участников происшествия в этом «бизнесе» участвуют автоэксперты, представители ГИБДД, автосервисы. Бороться с этим явлением крайне сложно. В судах выигранных дел о подобном мошенничестве практически нет (если только подстава не очевидна). В то же время преступники почти ничем не рискуют. Единственный неприятный момент — повышение стоимости полиса на следующий год.

Ради справедливости заметим, что некоторые страховщики мошенничество проб­лемой не считают (хоть и не отрицают его существования) и объясняют увеличение числа заявленных случаев желанием клиентов «отработать» серьезно подорожавший полис и появившейся возможностью получать весомую компенсацию за вред здоровью.

То, что проблемы с ОСАГО полностью не решены, доказывает стремление страховщиков разными способами регулировать портфель агентов. Одни компании заставляют продавать одновременно с полисом наименее рисковые допуслуги (страхование жизни или имущества), другие — следят за общим количеством клиентов по автогражданке и другим видам. Как только число первых начинает превалировать, агентам перестают выдавать полисы.  

— Повышение ставок по ОСАГО повлияло на обстановку, связанную с продажей полисов. Купить их стало значительно проще (в 2014-м многие компании под разными предлогами отказывались заключать договоры или навязывали допуслуги. — Ред.), — комментирует руководитель управления автострахования уральской дирекции САО «Эрго» Александр Колясников. — На какое время хватит тарифов, зависит от аварийности, курса рубля, активности мошенников и судебной практики. Дальнейшего повышения базовой ставки можно и избежать, достаточно увеличить количество рисковых факторов и скорректировать коэффициенты по определенным территориям и группам клиентов. Хотя в идеале рынку, конечно, нужно свободное тарифообразование.

По оценке RAEX, убыточность ОСАГО в 2015 году составит 101%.

 — При этом заметно улучшится качество урегулирования убытков, вырастут выплаты потерпевшим, сократится переплата за полис по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов, — замечают в RAEX. — Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать в зависимости от изменения средней стоимости автозапчастей, практики принятия судебных решений и параметров убыточности.

В ближайшем будущем одним из факторов, воздействующих на рынок ОСАГО,
станут электронные полисы (их можно оформлять с 1 июля). Основные риски здесь — опять-таки рост мошенничеств (например, введение некорректных данных о водителе с целью не применять повышающий коэффициент), а кроме того, перераспределение долей рынка в пользу страховщиков с относительной финансовой устойчивостью, но предлагающих дешевые договоры.

Поле искажения реальности

Еще одна «горячая точка» страхового рынка — регулирование. Чистку ЦБ, начатую в 2015-м, большинство крупных игроков оценивали положительно. С их точки зрения незаслуженно никто не пострадал (подробнее см. «Свет да одолеет тьму»). 

Однако пристальное внимание Банка России однозначно накладывает на страховой бизнес новые обязательства. Прежде всего они связаны с наведением порядка в активах, принимаемых в покрытие резервов и собственных средств. По оценке RAEX, на конец 2014 года около 15% из них являлись «фиктивными» (в деньгах — 230 млрд рублей).

Наиболее острая ситуация складывалась в сегменте ценных бумаг, где доля фальсификации в стоимостном выражении составляла почти 40%. А если исключить из рассмотрения топ-20 компаний, то показатель прирастает до 82%. Механизмов обмана три. Первый — недобросовестные страховщики, договариваясь с депозитариями, выдающими любые справки на любую дату, отражают в отчетности бумаги, которые в реальности им не принадлежат.

Второй — ставить на баланс акции компаний, на фондовом рынке не торгующихся, и значительно завышать их цену.

Третий механизм — сделки РЕПО: страховщик покупает ценные бумаги без оплаты. Это возможно за счет договоренности об отсрочке платежа. Таким образом, компания отражает на балансе неоплаченные активы, а потом возвращает их. Этот процесс может длиться бесконечно. Излюбленным методом обмана, не связанным с ценными бумагами, является завышение стоимости активов. Для этого страховщики принимают на баланс ипотечные сертификаты участия, паи ПИФов и недвижимость. Проверить их стоимость и ликвидность крайне сложно. По мнению RAEX, в ближайшее время доля фальшивок будет снижаться — за счет как отзыва лицензий, так и замены фиктивных активов реальными.  
 

Дополнительные материалы

Рейтинг страховых компаний Урала и Западной Сибири по итогам I полугодия 2015 года

Материалы по теме

Премии по осени считают

Призраки роста

Центробанк установил новые тарифы ОСАГО