Альтернатива в условиях турбулентности
Сервис факторинга становится доступнее
Генеральный директор компании «АбсолютФакторинг» Елена Молоканова
На фоне роста деловой активности и высоких кредитных ставок наиболее эффективным инструментом развития бизнеса становится факторинг
Текущий год для российского бизнеса будет непростым. С одной стороны, уровень деловой активности не снижается, есть ниши и направления для развития компаний. Однако высокая стоимость денег в экономике заставляет предпринимателей осторожно подходить к программам развития. В этой ситуации потребуются нестандартные инструменты управления, в том числе и финансовые. Учитывая этот запрос бизнеса, Абсолют Банк организовал в Екатеринбурге круглый стол «Новые возможности и сервисы для бизнеса».
Особенный продукт
Большинство компаний, принявших участие в дискуссии, завершили 2023 год с ростом, и они смотрят на текущий год со сдержанным оптимизмом. По словам руководителя Абсолют Банка в Екатеринбурге Екатерины Богатовой, бизнес ждет от банков партнерской поддержки по всем направлениям: «Сегодня компании, как никогда активно готовы рассматривать альтернативные варианты использования различных финансовых инструментов».
Так, по наблюдениям исполнительного директора департамента развития Абсолют Банка Константина Пасько, в число востребованных кредитных продуктов вошло контрактное финансирование, а среди инструментов пополнения оборотных средств большими спросом пользуются займы в юанях.
В числе альтернатив, которые позволяют наиболее эффективно управлять финансами в сложившейся экономической ситуации, оказался факторинг. И этому, по мнению генерального директора компании «Абсолют Факторинг» Елены Молокановой, есть объяснение: «Факторинг в силу своей специфики отвечает на запросы бизнеса именно в период турбулентности. Далеко не во всех бизнес-моделях сегодня можно поддерживать развитие компании за счет привлечения кредитов. Но при этом у многих предприятий формируется ликвидная дебиторская задолженность, которая позволяет получать финансирование для роста бизнеса. Кроме того, факторинг по сути своей очень гибкий продукт, он позволяет использовать ресурсов столько, сколько нужно в текущий момент. В некоторых случаях можно стоимость услуги перекладывать на плечо партнеров или распределять нагрузку между партнерами. И эти дополнительные настройки позволяют управлять бизнесом в непростой экономической ситуации».
Разнообразие и доступность
К тому же факторинговое сообщество в последние годы много работало над повышением доступности этого сервиса. Эту возможность, по словам Елены Молокановой, дают современные технологии: «Цифровые решения позволили нам добиться оптимизации процессов и минимизировать временные затраты компаний на получение факторинговых услуг».
Немаловажным элементом развития факторинга в России стали и инвестиции индустрии в продуктовое разнообразие. Елена Молоканова выделяет три ключевых тренда, которые появились в последние два года: «Прежде всего стал развиваться ABL-факторинг. В этом случае финансирование клиент получает под залог активов. Такой продукт пользуется большим спросом среди производителей и поставщиков автотранспорта. Второе направление — развитие сервисов для управления цепочками поставок. Эту задачу выполняет агентский факторинг. Наконец, участники рынка нашли интересные решения для сегмента электронной коммерции. Для маркетплейсов отношения между поставщиком и покупателем имеют принципиальное значение. И, как оказалось, факторинг лучше других инструментов подходит для улучшения сервиса платформ, это мостик между поставщиком и покупателем, поэтому участники рынка e-commmerce активно начинают использовать факторинг в расчетах. Отчасти это связано еще и с высоким уровнем технологичности этой услуги, так как многие бизнес-процессы в факторинге переведены в режим онлайн, и это отвечает на запрос e-commmerce».
Эволюция продукта привела к значительному расширению клиентской базы факторинговых компаний. На первых этапах этим сервисом пользовались в основном компании торгового сектора. По наблюдениям Елены Молокановой, сейчас почти все отрасли экономики видят пользу от применения факторинга: «Торговая отрасль, конечно, остается в числе активных пользователей сервиса, но это уже далеко не флагман в структуре клиентской базы. Мы видим большой запрос на этот продукт со стороны промышленных компаний. Например, эффективность использования этого инструмента оценили нефтяные и металлургические компании. Взрывной рост спроса также идет со стороны транспортно-логистической отрасли».
Горизонт роста
По данным Ассоциации факторинговых компаний, факторинговый портфель по итогам 2023 года в целом по рынку вырос на 56% и составил 2 трлн 256 млрд рублей. Некоторые игроки показали еще более внушительную динамику. Портфель Абсолют Банка, к примеру, вырос на 70%.
Елена Молоканова полагает, что в 2024 году положительная динамика сохранится: «Для этого есть все предпосылки — спрос со стороны бизнеса и готовность индустрии этот спрос удовлетворить. Мы для себя ставим в этом году амбициозные планы роста. По моим прогнозам, рынок вырастет на 15 — 20%, мы для себя видим динамику на уровне 35 — 40%».
Уверенность индустрии связана еще и с более глубоким проникновением этого сервиса в сегмент малого и среднего бизнеса, а это отвечает государственному курсу, отмечает Елена Молоканова: «Одним из векторов экономики является развитие малого и среднего бизнеса, а факторинг способствует повышению доступности финансовых ресурсов. Общегосударственной программы субсидирования факторинга сейчас нет, но некоторые регионы увидели эффективность этого инструмента и ввели собственные программы льготного субсидирования. Это позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса этих территорий получить факторинговое финансирование по более низкой стоимости».