Бизнес-иммунитет против COVID-19

Бизнес немецких компаний на Урале

Бизнес немецких компаний на Урале

Немецкое бизнес-сообщество продемонстрировало способность противостоять неопределенности и угрозам коронакризиса благодаря консолидации и технологичности

В Уральском регионе сегодня ведут деятельность около полутора сотен компаний из Германии.

Немецкие концерны все чаще выбирают регион для размещения производственных площадок. Главным образом этому способствует близость рынков сбыта.

Именно в расчете на это в 1994 году немецкий концерн Dyckerhoff приобрел завод «Сухоложскцемент» в Свердловской области. Сегодня на этой базе создана компания SLK Cement.

В 2009 году компания Bentec выбрала Тюменскую область для организации площадки производства буровых установок. Там же, в Тюмени, в 2015 году построил свой второй завод в России производитель меламиновой пленки для деревообработки и мебельной промышленности Schattdecor.

Самым крупным проектом в области интеграции стало объединение технологий концерна Siemens и машиностроительных активов Группы Синара. Созданное десять лет назад совместное предприятие «Уральские локомотивы» освоило выпуск скоростных электропоездов и электровозов с асинхронным тяговым приводом и вошло в число лидеров российского машиностроения.

Общие традиции делового оборота и большой рынок сбыта создали основу для экономического партнерства наших регионов во многих секторах. Так, Argo Hyto поставляет в регион гидравлическое оборудование. Звуко- и теплоизоляционные материалы KNAUF Insulation давно применяются в строительстве. С помощью разработок Big Dutchman уральские аграрии модернизируют свиноводческие и птицеводческие комплексы. А буквально накануне пандемии на Урал пришла компания Almawatech GmbH: в конце прошлого года она открыла в Екатеринбурге дочернее предприятие и намерена предложить предприятиям региона технологии очистки промышленных сточных вод.

Временная остановка

Коронакризис не мог не отразиться на реализации бизнес-планов немецких компаний в регионе. Период ограничений, пик которого пришелся на март — июнь, привел к нарушению логистических цепочек и остановкам производства на всех предприятиях. Но, как показал наш опрос, для большинства немецких производственных комплексов торможение было кратковременным.

— Наше предприятие приостанавливало деятельность только в самом начале эпидемии всего на одну неделю, — говорит финансовый директор завода «Уральские локомотивы» Тим Кристиан Брегер. — Затем мы возобновили работу с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. На заводе был организован специальный режим работы, предполагающий разведение по временным интервалам сотрудников разных служб. Мы приняли необходимые меры безопасности, включающие регулярную санитарную обработку помещений, оснащение средствами индивидуальной защиты и санитайзерами. Это позволило нашему предприятию реализовать договоры поставки продукции с нашим основным заказчиком — РЖД. Несмотря на действие в регионах страны различных режимов самоизоляции, мы смогли организовать работу с более 160 поставщиками комплектующих и планомерно продолжать реализацию инвестиционной программы.

По словам генерального директора ООО «Бентек» Олега Федоровских, производство буровых установок останавливалось только на две недели:

— Аналогичные решения были вынуждены принять наши поставщики и подрядные организации. Благодаря усилиям местных властей, координации обеспечения мер безопасности мы согласовали включение предприятия в список важных для экономики региона и с середины апреля работаем в полном режиме.

 

Отразился на деятельности компаний и макроэкономический фон:

— На объем наших контрактов существенное влияние оказывает снижение цен на нефть, это сужает возможности нефтяных и газовых компаний в приобретении высокоэффективного оборудования для бурения, — подчеркивает Олег Федоровских.

Компаниям пришлось пересматривать стратегии. Так, коронакризис вызвал проблемы во всей строительной отрасли, и «для обеспечения потребителей продукцией наша компания пересмотрела работу терминальной сети и создала буферные запасы цемента в регионах, удаленных от производственных площадок», рассказывает генеральный директор SLK Cement Андрей Иммореев.

Из-за карантина и ограничений для предотвращения распространения инфекции замерли на время деловые контакты. Директор ООО «Альмаватех» в Екатеринбурге, уполномоченный Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) в Уральском регионе Марина Чеботаева:

— В ноябре 2019 года мы активно участвовали в тендерах, а выехали на очередную встречу с клиентом только в июле. В силу специфики деятельности мы можем предложить качественные очистные соору­жения предприятию только в том случае, если можем оценить состояние систем водопотребления/водоотведения на месте. С марта были приостановлены все поездки на предприятия в связи с введенным режимом самоизоляции.

Для всех иностранных компаний в период самоизоляции узким местом стало отсутствие авиасообщения между странами, обобщает Марина Чеботаева:

— Многие компании столкнулись с проблемами из-за невозможности специалистов и топ-менеджмента посетить предприятия в России. Значительные усилия ВТП были направлены на решение этого вопроса: совместно с авиакомпанией Lufthansa, правительством РФ и посольством Германии мы с июля организовали спецрейсы из Германии.

Парад технологий

В условиях снижения деловой активности большинство компаний решили поддерживать бизнес-процессы и текущую деятельность за счет ускоренного внедрения технологий. Это отразилось на моделях организации труда на всех предприятиях с немецким участием.

По словам Олега Федоровских, необходимость работы в удаленном режиме стимулировала использование новых технологий коммуникации, облачных решений для хранения информации.

— «Уральские локомотивы» активно применяют технические современные цифровые платформы, позволяющие не только минимизировать при необходимости личные контакты между людьми, но осуществлять ряд процессов дистанционно, — делится опытом Тим Кристиан Брегер. — В частности предприятие использует элект­ронный документооборот (ЭДО), внедрило онлайн-систему переговоров и совещаний. В целом наш проект цифровой трансформации позволяет заменить оборот бумажной технической документации и передачу информации с одного этапа производства на другой (например, от конструкторов технологам) электронными данными. И это уже привело к повышению эффективности работы ряда подразделений нашего завода.

В компании SLK Cement также рассматривают внедрение ЭДО как элемент повышения эффективности. Андрей Иммореев:

— На протяжении нескольких лет на всех предприятиях SLK Cement применяется современная информационная система администрирования бизнес-процессов SAP. Это позволяет выстроить единое информационное поле с клиентами и создать обширную базу электронных документов, в том числе шаблонов договоров и дополнительных соглашений с возможностью автоматического заполнения реквизитов из системы SAP. Инновация позволяет экономить время на оформлении документации. Ценность внедрения проекта ЭДО на всех предприятиях SLK Cement существенно возросла в период действия в России ограничительных­ мер. По итогам I полугодия 2020 года более 50% юридически значимой документации оформлено с контрагентами в элект­ронном виде.

Многие компании в условиях ограничений оценили и эффективность цифровой платформы CRM: «Это позволило улучшить взаимодействие с клиентами, служба продаж стала более мобильной и оперативной в обработке запросов потребителей», — подчеркивает Андрей Иммореев.

Перспективы

Во многом благодаря применению новых технологий и координации действий с парт­нерами и властями немецкие компании в регионе довольно быстро вернулись к реализации производственных планов. «Бентек», например, продолжает выполнение долгосрочного контракта по производству семи буровых установок для Иркутской нефтяной компании: «Проект рассчитан на несколько лет, он обеспечит мультипликативный эффект за счет оказания сервисных услуг, поставки оборудования и производство прочих металлоконструкций», говорит Олег Федоровских.

Almawatech видит в России большой и перспективный рынок:

— Коммунальные сточные воды в России уже научились очищать, а вот опыта в очистке промышленных сточных вод пока недостаточно. Особенно это актуально для современных предприятий, которые делают ставку на применение новых технологий на всех участках производственных комплексов, — говорит Марина Чеботаева. — Так что компетенции компании с 20-летним опытом позволяют нам рассчитывать на динамичный рост. Через пять лет мы планируем выйти на объем продаж 15 — 20 млн евро в год, через десять лет — 35 млн евро.

— Мы уверены, что «Уральские локомотивы» полностью смогут выполнить ранее запланированные программы, — говорит Тим Кристиан Брегер. — Сейчас завод работает над новыми перспективными продуктами и направлениями, которые будут реализовываться в ближайшие 5 — 10 лет. Это, в частности, поезд с двух­уровневой компоновкой, предназначенный для маршрутов дальнего следования протяженностью более 700 километров. Реализуется также проект регионального скоростного поезда, активно развивается проект по высокоскоростным поездам. Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, мы стремимся сохранить не только объем заказов, но и ритмичность загрузки и работы нашего предприятия. Для этого нам приходится постоянно совершенствовать наше производство, искать новые пути развития. Внедрение в производственные процессы и в готовый продукт цифровых технологий и инноваций позволяет нам соответствовать уровню лучших мировых производителей. Мы не только ведем работу над постоянным улучшением качества своей продукции, но и работаем с компаниями-поставщиками комплектующих, чтобы добиться соответствия их продукции высокому уровню техники.

В компании SLK Cement динамику бизнеса на этот год связывают с тенденциями строительного сектора:

— Строительная отрасль почувствует снижение покупательной способности населения ввиду сокращения доходов из-за влияния пандемии на экономику, — считает Андрей Иммореев. — Несмотря на увеличение количества одобрений по ипотечным кредитам, весомым фактором станет риск снижения платежеспособности людей. Соответственно, акцент, который ранее был сделан на жилищное строительство, будет смещаться на проекты дорожного и инфраструктурного развития, которые инициирует государство. За счет реализации продукта для этих направлений компания может получить эффект компенсации в объемах продаж.

Введение режима самоизоляции затронуло и реализацию инвестиционных стратегий германских предприятий в России. В последние годы чистые прямые инвестиции Германии уверенно показывали рост, во втором квартале этого года, по данным Бундесбанка, статистика фиксирует резкое снижение. Если в первом квартале объем инвестиций составил 1,8 млрд евро, то во втором квартале немецкие компании вложили в Россию только 37 млн евро. Но, похоже, предприниматели справились с шоком. По данным последнего опроса оценки состояния делового климата ВТП, немецкие компании в ближайшие 12 месяцев намерены вложить 1,8 млрд евро в расширение бизнеса в России, 30% из более чем 900 компаний-членов ВТП планируют увеличение инвестиций в Россию.

— Проблем, связанных с коронавирусом, много, и мы их обсуждаем на еженедельных конференциях региональных уполномоченных ВТП, — говорит Марина Чеботаева. — Нет постоянного авиасообщения между странами для бизнеса, сложно разобраться в мерах поддержки бизнеса в разных регионах, санкции продолжают действовать, есть опасность новых санкций. Но немецкие компании видят перспективы на российском рынке.

По словам Марины Чеботаевой, коронакризис отчетливо показал важность взаимной поддержки и консолидации в период глобальных потрясений:

— В сложный период Российско-Герман­ская ВТП увеличила количество проводимых мероприятий и консультаций для своих членов, число конференций в режиме онлайн выросло в разы. И сейчас мы наблюдаем рост числа членов нашего объединения. Российско-Германская ВТП остается единственным иностранным объединением в России, которое увеличивает численность даже во время пандемии. Немецкое бизнес-сообщество в России продемонстрировало способность противостоять неопределенности и угрозам.                      


 

 

Материалы по теме

Сдаем, но не строим

Приказал долго жить

АЦ «Эксперт-Урал» приступил к подготовке ежегодного проекта «Уральский экспорт – 100»

На Урале появились Hilton и Mercure

Золотая жила