Государство предложило гражданам добровольно скинуться на ликвидацию ЧС
Законодательство
В августе практически незамеченным вступил в силу новый закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, принятый еще в 2018 году. Инициатива исходит от Минфина и ЦБ РФ, которые предложили создать единый фонд средств страхования от чрезвычайных ситуаций. Пополнять его планируется из средств граждан, которые будут добровольно страховать свое жилье от ЧС. Подчеркнем: по Гражданскому кодексу такое страхование обязательным быть не может. Тем не менее новая строка, скорее всего, просто появится в квитанции за коммунальные услуги.Экономисты, чиновники и страховщики уточняют детали и оценивают нововведение в СМИ и социальных сетях.
Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс: с граждан по всей стране предполагается собрать по 150 рублей, их отправят в «один общий котел», 95% суммы поступит в Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК). Оттуда средства пойдут в регионы, объявленные зоной ЧС.
Эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ Арсений Беленький: минимум в 150 рублей — это результат расчета страховых компаний. Через два года, по его словам, прогнозируется увеличение этой суммы до 250 — 300 рублей.
Руководитель управления по страхованию имущества физлиц СК «Сбербанк страхование» Валерия Юрова: пока предполагается, что там, где риск возникновения ЧС более высокий, плата будет выше.
Член президиума «Опоры России» Дмитрий Котровский: фонд нужен, если он будет открытым, то есть данные по накоплениям и их использованию будут доступны людям.
Директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев:
«Мы не рассчитываем, что в нынешней конструкции закон сможет кардинально улучшить ситуацию, как раз из-за отсутствия стимулов для граждан. Согласно документу, пострадавшие в любом случае получат жилье от государства, даже если они не приобрели страховку».
Директор Департамента массовых видов страхования компании «Ренессанс страхование» Артем Искра:
«Из первых редакций закона убрано предоставление жилья взамен утраченного в случае отсутствия полиса только на условиях соцнайма и только малоимущими. Государство по-прежнему готово компенсировать ущерб вне зависимости от того, оформлен полис или нет. Поэтому интерес к такому страхованию не будет высоким».
Ответственный секретарь экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук: «Не разобравшись, люди заключат оферту, а затем будут оспаривать ее, требовать возврата средств».
Экономист Игорь Николаев:
<…> Понятно, что появление нового закона связано с тем, что государство хочет побудить (используем пока такую мягкую формулировку) граждан страховать свое жилье от чрезвычайных ситуаций. Интерес властей понятен: с каждым годом все больше чрезвычайных ситуаций в стране (вон что творилось в этом году с наводнениями и пожарами). Соответственно, все больше миллиардов рублей приходится тратить государству из своих ресурсов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Это, ясное дело, государству не очень нравится. Оно хочет, чтобы граждане разделили с ним бремя финансовой ответственности за ликвидацию последствий от чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Действительно, граждане в нашей стране не очень-то охотно страхуют свое жилье от ЧС. В среднем по стране доля страхования жилья, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), не превышает 8%, в то время как во многих странах Европы и в США этот показатель достигает 90%.
Вот и решили, что надо наконец увеличивать долю тех граждан, которые будут страховать свое жилье от ЧС. Безусловно, никто в наше время не мог пойти на то, чтобы сделать еще и этот вид страхования обязательным. Поэтому добровольность страхования жилья от ЧС остается. Но есть детали. А вот здесь будем внимательными.
Строка «добровольное страхование жилья от чрезвычайных ситуаций» появится в платежках по ЖКУ. В Москве, кстати, уже достаточно давно существует аналогичная строка. И графу эту, как известно, многие игнорируют, хотя немало и плательщиков. Люди понимают, что, заплатив за услугу, они автоматически заключают договор, а вот это-то как раз многие и не хотят делать.
Но есть важные отличия от московского опыта. Граждане, которые, будут таким «добровольным» (решил все-таки закавычить) образом страховать свое жилье от ЧС в четырнадцати пилотных регионах — Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской, Свердловской, Тверской, Новосибирской, Белгородской, Омской, Тюменской областях, а также в Забайкальском, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском, Пермском краях, смогут надеяться на страховое возмещение только в том случае, если их регион будет объявлен зоной ЧС (вот оно — принципиальное отличие от московского опыта!).
Если такого решения властей не будет, никто ничего компенсировать не будет. Предполагается, что ежемесячные страховые взносы (на первоначальном этапе 150 — 300 рублей) будут практически в полном объеме (95% средств) перенаправляться в Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК), а оттуда уже в те регионы, которые будут объявлены зонами ЧС.
При такой системе, думается, жители той же Московской области вообще вряд ли получат какое-либо страховое возмещение, потому что вероятность объявления всего Подмосковья зоной ЧС, согласитесь, очень невелика. Хотя, конечно, никто ни от чего не застрахован. То есть жители благополучных с точки зрения риска возникновения ЧС регионов будут финансировать ликвидацию последствий от ЧС в неблагополучных с этой точки зрения регионах.
Так, по мысли властей должна работать система.
Вопросы есть вопросы. Почему бы все-таки не начать с того, чтобы предоставлять те же льготы по налогу на имущество и взносам на капитальный ремонт тем, кто заключит договоры добровольного страхования от ЧС? Почему надо вот так вот лукаво, через платежки по ЖКУ? В надежде, что не заметят и заплатят?
Никто не собирается спорить с тем, что добровольное страхование жилья от ЧС надо развивать. Но с гражданами надо быть просто честнее.
И еще. Надо учитывать, что происходило в последние годы в стране с реальными доходами людей. Они — падали, или не росли, люди становились беднее. А государство, кстати, богатело. Ну и как вы думаете, как люди воспримут это желание государства получить еще какие-то деньги с граждан для компенсации последствий от ЧС? — То-то и оно.