Явь в летнюю ночь

Обсуждение блогерами "дела" Кирилла Серебренникова

31 августа Московский художественный театр нестандартно начал сбор труппы перед открытием очередного сезона: актеры показали отрывок из спектакля «Трехгрошовая опера», которую несколько лет назад в МХТ поставил Кирилл Серебренников. Так театр высказался в поддержку всех задержанных по делу «Седьмой студии». Как сказал худрук МХТ Олег Табаков, «Верю, Кирилл поставит на этой сцене еще не раз». А накануне актриса Чулпан Хаматова заявила на церемонии присвоения ей звания почетного гражданина Казани: «Я прилетела сегодня ночью, поспала несколько часов. Эмоционально очень перевозбуждена. Наверное, многие из вас знают, что недавно произошло, на мой взгляд, грустнейшее, трагическое событие. Под домашним арестом совершенно несправедливо и незаконно сидит мой коллега, мой друг. Мне очень страшно». Ранее худрук Александринского театра Валерий Фокин заявил: то, что случилось с Серебренниковым, может произойти с каждым. По его мнению, нельзя соглашаться с призывами к театрам на фоне происшедшего отказаться от общения с властью: «Когда прекращается диалог, наступает монолог власти».
 
Напомним, режиссеру Кириллу Серебренникову предъявлены обвинения в организации мошенничества в особо крупном размере. Суд принял решение о помещении Серебренникова под домашний арест.

Natalia Oss
Самое интересное, что я читала по делу Серебренникова — ветка у Авдотьи Смирновой. Хотя она не про дело Серебренникова, а про работу с госденьгами. Авдотья сетует, что по этим кривым законам фильма не снимешь и спектакля не поставишь, граждане поясняют ей, что 1) так работают все, кто за бюджетные деньги 2) что нецелевое использование есть, по закону, хищение. Записал на три спектакля денег, на три и отчитайся 3) что акт и контракт нужны на каждый гвоздь, а иначе — хищение, не важно, даже если ты потратил на спектакль же 4) что с казначейскими счетами все работают по постоплате 5) что денег берут в банке, кредитных, чтобы сначала произвести нечто, а потом оплатить казначейскими деньгами 6) что потому и работают с постоянными поставщиками, которые производят на условиях постоплаты часто и как правило 7) что поставщики любят заказчиков с казначейским счетом, потому что для них это означает, что деньги стопроцентно будут 8) что в договорах с поставщиками стоит номер госконтракта 9) что вся оборонка, строительство и остальное все работает именно так 10) денег казначейских еще нет, а предприятие платит зарплаты сотрудникам, и, в частности, юристам и прочим, которые трудятся над обоснованием списания расходов, договоры составляют, акты — документация чтобы соответствовала законным требованиям. 10) что руководитель обязан контролировать финансовые документы хотя бы потому, чтобы его директор не насобирал себе на статью. И так далее. Читала как ликбез, ей-богу! Это поразительно — люди умеют работать с госбюджетом и не налетать на уголовное дело. Люди учат деятелей культуры. Причем с позиции — ну, хватит инфантилизма в бухгалтерии, возьмите себя в руки. В искусстве они ничего не понимают, о чем и сообщают, а вот в бухгалтерских проводках разбираются. И они вынуждены жить в жестком мире, где нет культурных авторитетов, славы, премий — нет общественного навеса над ситуацией, а есть только следователь и требования закона. И справляются. Полезно почитать, чтобы понять, как на этом фоне смотрятся аргументы «все так делают, не лицемерьте»…                

Gleb Pavlovsky
…Серебренникова арестовали потому, что сегодня это легко сделать. Потому что нет ни сдерживающих институтов, ни уважения к уровню и репутации. Есть понятие «меритократия», то есть неформальное уважение к лучшим. Меритократическое начало присутствует во всех, даже в авторитарных и тоталитарных режимах. Оно было даже в СССР. Но в Российской Федерации меритократическое начало отсутствует, и Серебренникова ничто не защищает с этой стороны.

… Ближайшее будущее этого дела полностью зависит от реакции общества, общественных групп и особенно видных членов общества. От степени выраженного ими деятельного негодования. Если они ограничатся комментированием и истериками в Фейсбуке, дело пойдет своим ходом, хотя и в этом случае может кончиться ничем. В нашей системе самое главное в репрессивном старте — это арест, обыск, посылка силового сигнала. Тираническая инъекция, на которую все реагируют. А потом можно все тихо спускать на тормозах еще много лет. … Сам Серебренников в одном из интервью незадолго до ареста говорил, что в России рядом находятся человеческие, европейские поля активности, где люди живут, творят, а рядом с этим — миры Кафки. Так было, и этак есть сегодня. Сегодня эти миры Кафки расползаются, отбирая места у людей. И нет способа искать у одной кремлевской башни защиты от другой — это как в мирах Кафки искать защиты у начальника колонии. Единственное, что может возродить общественную атмосферу — это переход к экспансии, к наступлению: моральному, деятельному наступлению на якобы занятую властями публичную территорию…                 

Зоя Светова
…В этом деле все заложники. Мы не знаем, что следствие будет требовать от самого режиссера: только лишь признания вины в организации ОПГ по хищению денег из бюджета? Или аппетиты разрастутся, и его начнут «раскалывать» на высокопоставленных «сообщников»? … Сегодня и каждый из тех, кто заступится за фигурантов «театрального дела», может оказаться в заложниках. Вот, например, станет главный режиссер государственного театра слишком рьяно защищать своего коллегу Серебренникова, забыв, что за ним целый театр, ему об этом быстренько напомнят. А вот если таких режиссеров будет несколько, скажем, десяток, вряд ли их всех уволят или «напустят» на всех налоговые проверки.

Вывод очень простой, но, мне кажется, уже доказанный чередой аналогичных дел. «Театральное дело» должно стать суперпубличным процессом. И процессом не о хищениях из госбюджета, как это хотят представить обвинители. Это должен быть процесс об идеологическом преследовании знаменитого режиссера.

Не приведет ли это к ухудшению его положения? Его и так уже лишили свободы, возможности заниматься любимым делом. Что может быть хуже? Тюрьма. Да, это то, чем его теперь будут пугать.       

Артемий Троицкий
Этого следовало ожидать: по фейсбучной клоаке, в контексте «серой» кампании по дискредитации Кирилла Серебренникова, поползли и всячески подогреваются слухи о том, что в фильме «Лето» режиссер-кощунник изобразил Виктора Цоя гомосексуалистом. Для большинства россиян Цой — фигура куда более важная и любимая, чем, скажем, царь Николай II, и представить себе реакцию оскорбленных масс несложно. …Подлецам, которые, не знаю уж, за какие шиши, врут про фильм — рекомендую заткнуть пасть. А мы все будем надеяться, что Кирилл скоро выйдет на свободу, завершит съемки «Лета» (пусть и в осеннюю пору), и мы все порадуемся на премьере картины!