Гаджет на вашу голову
Российская школа готовится к повсеместному введению электронных учебников
1 сентября в нескольких школах Удмуртии в дополнение к печатным учебникам раздали электронные. Нет, не технические устройства, а диски, которые дублируют контент бумажных пособий, а также содержат интерактивные и мультимедийные материалы. Предполагается, что приложения будут работать «во всех стандартных и самых распространенных операционных системах и браузерах». Более того, все электронные устройства, по задумке, будут их поддерживать.
— Такой формат позволит детям лучше усваивать знания, — убеждены авторы нововведения. — Они привыкли работать с информацией на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах. Традиционные способы получения знаний с помощью прочтения книг даже первоклассники считают устаревшими.
По данным отдела общего и дошкольного образования Минобра Удмуртии, в школах республики электронный учебник присутствует уже три года:
— Вместе с другими субъектами РФ регион участвовал в апробации новых технологий. Годовой комплект учебных пособий можно закачать в один гаджет. Пока электронные аналоги — это альтернатива печатным изданиям, полностью они их не заменят. Тем не менее несколько классов в полной мере ощутили преимущества новых технологий. Если они изучают какую-то определенную тему, то сразу видят все необходимые интерактивные ссылки. Можно, не отрываясь от стула, посмотреть Большую советскую энциклопедию или вернуться к учебнику предыдущего класса и прочитать то, что подзабыли. Интерфейс всех учебников одинаковый — он включает библиотеку, журнал наблюдений, домашнее задание. И дети без труда его осваивают.
В Челябинской области электронными учебниками в прошлом году пользовались свыше 900 школьников, а в Башкирии на базе республиканского Института развития образования был создан Центр электронного образования. Его основная задача — обучение методике преподавания урока с использованием электронных учебников и дистанционных образовательных технологий. В этом году в Башкирии сразу в нескольких школах будут внедрять компьютерные версии учебных пособий, а глава РБ поставил перед учителями задачу быть готовыми к формату электронного обучения.
Готовиться будут и другие субъекты РФ: с 1 января следующего года (согласно закону об образовании) учебники, допущенные к использованию в школах, обязаны иметь полноценную цифровую версию. Проблема в том, что ни чиновники, ни издатели до конца не понимают, какими должны быть электронные учебники и где взять устройства для их использования. В законодательстве до сих пор не уточнены требования к содержанию и структуре таких пособий, их использованию и распространению. К каким последствиям может привести очередной масштабный эксперимент Минобра?
Как их делать
В августе требования к учебнику в электронной форме в Минобре обсудили с крупнейшими российскими издательствами: с января 2015 года они должны будут представлять такие учебники на экспертизу. Электронная форма станет обязательным условием для включения учебника в федеральный перечень.
По словам главы образовательного ведомства Дмитрия Ливанова, внедрение нового формата нельзя расценивать как вытеснение традиционного печатного варианта пособий:
— Речь идет о расширении образовательных возможностей школы, поэтому мы и проводим модернизацию. Современное образование должно соответствовать новым условиям с точки зрения технологий, содержания, а также отвечать запросам детей и их интересам. Наша цель — новая информационная модель школы, обеспечивающая успешную коммуникацию школьника и учителя.
Ливанов также заявил, что введение электронных учебников не увеличит расходы родителей школьников: «Наличие электронной версии никак не скажется на стоимости изданий».
Издатели готовы предоставить книги в электронном виде, но процесс тормозится из-за отсутствия критериев: «Они периодически меняются. Например, было требование размещать в них ссылки на дополнительные материалы в виде адресов сайтов в интернете. Потом появилось новое — допматериалы должны быть изначально “зашиты” в самом учебнике. Последний вариант предпочтительнее — из-за проблем с доступностью и качеством связи с всемирной сетью. Лучше установить все необходимые приложения сразу на ноутбук или планшет».
Вице-президент Российского книжного союза Олег Новиков отмечает, что все профильные издательства понимают под термином «электронный учебник» разное.
— Главное требование министерства — соответствие федеральным образовательным стандартам, — объясняет заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов. — То есть содержание и структура учебника должны соответствовать печатной версии. Плюс включение необходимого количества мультимедийных или интерактивных элементов, соблюдение правил безопасности для здоровья детей. Кроме того, необходимо использовать технологии, которые не имеют лицензионных ограничений для конечного пользователя. Также учебник будущего должен воспроизводиться не менее чем двумя общераспространенными операционными системами.
Издателей также беспокоит, кто и как будет проводить экспертизу. Для бумажных учебников, которые присутствуют в федеральном списке, она уже проведена — научная, педагогическая и общественная. Если электронные учебники будут полностью повторять бумажные, то дополнительная экспертиза им, вероятно, не потребуется. Но Минобр уже говорит о необходимости присутствия в них дополнительных материалов, то есть отличаться от бумажного первоисточника они будут.
Есть масса других вопросов. Например, как защитить электронный контент. Ведь программу можно копировать бесконечно, заплатив за нее один раз. Издатели сходятся во мнении, что им предстоит сложный процесс регулирования авторских прав. В любом случае понадобится система защиты — один учебник можно будет установить только на одном компьютере. Тогда, соответственно, для домашнего использования каждому ученику потребуется второй экземпляр программы учебника с кодом-ключом. И кто будет покупать этот второй экземпляр — школа или родители? Как государство будет закупать эти учебники? Ведь это не бумажные книги, за которые заплачено ровно столько, сколько отгружено.
По мнению генерального директора компании «Орфограф» Рубена Акопова, необходимо перекрыть любые лазейки для коррупционной составляющей:
— Электронные учебники не должны быть привязаны к определенным брендам, это и будет создавать преференции той или иной компании и может служить основанием для коррупции. Мировая общественность уже пришла к выводу, что оптимальный формат для учебника — еPub. Его поддерживает IDPF, международная организация, созданная для разработки и продвижения электронных изданий и потребления электронного контента.
Он более удобен, чем PDF, легко конвертируется и подходит к различным устройствам.
Еще один повод для дискуссии — целесообразность производства электронных версий учебников. Удовольствие это недешевое. По оценкам Олега Новикова, разработка мультимедийной копии требует от издательств внушительных вложений — порядка 3 млн рублей за один учебник в зависимости от сложности версии. Сумму может существенно увеличить создание методических пособий, рабочих тетрадей, контурных карт и прочих дополнительных материалов. Но будут ли они востребованы?
— Согласно официальным данным, в 2011 году современные средства обучения использовали в работе 38% учителей, — рассказывает вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артем Соловейчик. — По планам Минобра, в 2014 году доля таких учителей может составить уже 85%. Но эти отчеты не отражают действительности. На сегодня только треть учителей имеют личную электронную почту. Что это значит? Что остальные мало что понимают в современных средствах коммуникации и обучения.
На чем их смотреть
— Работа по апробации электронных учебников в России велась на протяжении трех лет в рамках масштабного проекта «Модернизация региональных систем общего образования РФ», — сообщили в Минобре. — Созданы условия для современных форм обучения для 1,8 млн учеников: 64 млрд рублей потрачено на приобретение оборудования для школ, еще 4 млрд рублей израсходовали на организацию дистанционного обучения. Обновлено программное обеспечение, увеличен школьный интернет-трафик. Итог — повышение качества образования и развитие информационной образовательной среды. Необходимо продолжать работу по модернизации образовательной системы, для этого есть все предпосылки.
Не так однозначен в оценках Центр социального прогнозирования и маркетинга (провел исследование по развитию в школе активных форм обучения и широты использования электронных учебников в 2000 — 2014 годах): массовому распространению электронных аналогов мешает слабая оснащенность учебных заведений компьютерами. Исследователи провели опрос руководителей 400 школ в 22 регионах страны. Согласно полученным данным, около трети образовательных учреждений имеют только один компьютерный класс.
По словам заместителя директора Центра Александра Арефьева, реже всего используют электронные учебники обычные общеобразовательные школы — в среднем всего три единицы, гимназии — около семи. В каждой второй школе с углубленным знанием языков — 19 электронных учебников. В большинстве учебных учреждений не более двух компьютерных классов. В селах учителя вынуждены приносить на уроки личный компьютер, потому что в школе их вообще нет.
По мнению Рубена Акопова, единой схемы в работе с учебниками не существует:
— Где-то дети пользуются ими лишь на школьных компьютерах, где-то учитель демонстрирует учебник через проектор. В отдельных школах родители сами скидывались на приобретение планшетов или читалок. А где-то электронные устройства закупал регион, а родители просто брали на себя материальную ответственность.
Попытки сконструировать для школ единые электронные устройства предпринимало Роснано. В ноябре 2011 года глава госкомпании Анатолий Чубайс представил электронную книгу Plastic Logic 100, которая в перспективе должна была заменить все учебники. Тогда же стало известно о планах строительства завода по производству «гибких дисплеев» в Зеленограде и инвестициях в него 150 млн долларов. Однако «планшеты Чубайса» так и не появились: в 2012 году было принято решение о переносе сроков возведения предприятия, а еще позже об отказе Роснано участвовать в производстве ридеров.
Отдельные регионы могут себе позволить закупить недорогие планшеты или ноутбуки для всех школьников, предположила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. В остальных, видимо, придется полагаться на сознательность родителей, признают издательства.
Минобр отступать от намеченных планов не собирается. Павел Сергоманов считает, что оснащение необходимой техникой общеобразовательных учреждений — вопрос времени: «Переход на электронные учебники — общемировая тенденция».
Позицию ведомства поддерживает заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева. Она убеждена, что вопросы обеспечения учеников техническими средствами скоро перестанут быть актуальным: «Согласно опросам, у 90% городских школьников уже сейчас есть личные устройства, на которых можно пользоваться электронными учебниками».
— Препятствием для внедрения новых форматов обучения является не степень технической оснащенности школ, а неготовность к ним учителей, — ставит новый вопрос для дискуссии Светлана Авдеева. — Пока их еще нужно убеждать использовать электронные технологии и рассказывать, что во всех странах они создают активную образовательную среду, где ученик и педагог выступают в качестве партнеров.
Как их не бояться
Минобрнауки в течение нескольких лет реализовало проекты по повышению квалификации преподавателей, заявили в пресс-службе ведомства. Только по образовательной программе Intel в России прошли подготовку почти две трети из полутора миллионов педагогов страны. По данным министерства, «в прошлом году утвержден профессиональный стандарт учителя, который в качестве обязательного требования допуска к профессии содержит нормы, связанные с умением пользоваться интерактивными образовательными ресурсами».
В регионах признают, что уровень компьютерной грамотности в педагогическом сообществе существенно вырос, но все же далек от идеальных параметров. Например, в Башкирии информационные технологии на практике применяют лишь 63% учителей. Об этом заявил врио главы Башкирии Рустэм Хамитов. Он же сказал, что этого недостаточно для полномасштабного внедрения технологий электронного обучения. А это регион, где электронное образование развивается в 1,4 тыс. школах: они включены в республиканскую систему объединенных коммуникаций (открывает доступ во все федеральные библиотеки цифровых образовательных ресурсов), здесь составлен региональный рейтинг учебных заведений, где наиболее активно внедряются интерактивные формы обучения.
Издатели полагают, что многие учителя не заинтересованы в новых методах преподавания:
— Педагоги с опаской относятся к внедрению новых технологий — боятся, что не справятся с их освоением, что дети будут разбираться в гаджетах лучше, чем они, и это снизит учительский авторитет. Есть опасения, что электроника сможет полностью заменить учителя на его рабочем месте. Кому-то неуютно отойти от системы преподавания, обкатанной десятилетиями, и обратиться к принципиально новым подходам. Большинство учителей, пытающихся внедрить электронное образование, просто не знают, что им делать. И ограничиваются тем, что адаптируют старые методики и «бумажные» технологии для использования на компьютерах.
— Нам еще долго придется учить самого учителя, доказывать, как ему станет удобно после того, как он освоит современные технологии, — убеждена главный редактор издательского центра «Вентана-Граф» Надежда Иванова. — Для успешного перехода на е-учебники важно заниматься подготовкой и мотивацией учителя.
В Минобре соглашаются, что готовить к электронному образованию необходимо еще в педагогических вузах, чтобы молодые учителя приходили в школы подготовленными к новым стандартам преподавания: «Конечно, мы не должны отбрасывать многолетний образовательный опыт. Нужна преемственность между теми педагогическими программами, которые уже есть, и теми, которые внедряются. Надо организовать плавный перенос проверенных методик в новые проекты с информационно-коммуникационными технологиями».
Зачем они нужны
Павел Сергоманов успокаивает учителей: школы вправе принимать самостоятельное решение, вводить в учебный процесс электронные пособия или нет. Со стороны Минобрнауки никаких требований по их применению предъявлено не будет.
Однако процесс запущен — это признают и издатели, и школы. Вряд ли кто-то из регионов захочет, чтобы его образовательную систему называли отстающей. Учебные заведения получили наказ — способствовать внедрению технологий. Впрочем, не все школы сопротивляются. Согласно исследованию Центра социального прогнозирования и маркетинга, лишь 11,5% опрошенных директоров школ считают, что электронные устройства воспринимаются учащимися хуже, чем бумажные:
— Среди плюсов учебников нового поколения они отметили наглядность, упрощение контроля знаний и повышение самостоятельности учеников. Из 49 электронных учебников, которыми школы снабжаются последние десять лет, девять пособий присутствуют в каждом втором учебном заведении. Именно эти девять учебников названы «полезными» для учебного процесса.
Например, в уфимском лицее № 52 (с 2012 года участвует в проекте «Непрерывное информационное образование» московского издательства БИНОМ), где используют электронные учебники по пяти предметам, рассказывают, что на стороне нововведений теперь выступают не только ученики и учителя, но и родители:
— Интерактивный учебник — это игра, мгновенная обратная связь, у ребенка возникает интерес к уроку. Современные школьники живут играми подобного рода, им это интересно. В результате дети не отвлекаются на посторонние вещи, то есть учатся лучше, а это родители, безусловно, оценили.
— Вернуть интерес к процессу обучения — главный смысл таких нововведений, — рассказывает Светлана Авдеева. — Есть международный тест PIRLS на умение понимать прочитанный текст. После четвертого класса наши ребята справляются с ним блестяще и среди десятилетних у России первое место по результатам PIRLS.
А вот среди пятнадцатилетних мы только на 33 — 34-м местах. В средней школе у ребят пропадает интерес к чтению, к учению, они утрачивают навык восприятия информации. Компьютерное образование позволяет внедрить активно-действенные методы обучения, они сделают учебу увлекательной даже для подростков, а не только для малышей. Есть международные примеры. Так, в Аргентине, в не самой благополучной провинции Сан-Луис, провели эксперимент: детям раздали гаджеты со специальными образовательными программами, учителей научили методике электронной педагогики. И если до этого Аргентина по результатам теста выпускников PISA была в третьей десятке стран, то через пять лет ребята из Сан-Луиса вышли на пятую строчку. Результат остальных выпускников аргентинских школ остался прежним.
— Проблема в том, что в России нет четкого понимания стоимости перехода к электронному образованию, — подводит итоги Авдеева. — С одной стороны, расходов много. Надо закупить технику, наладить ее работу, разработать программы, создать полноценные электронные учебники. Учителям потребуется повышение квалификации, всем этим процессом надо управлять. В Великобритании, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в 6 — 7 тыс. фунтов стерлингов (300 — 360 тыс. рублей) на каждого ученика. С другой — любые инвестиции в перевод российского образования на компьютерные рельсы окупятся. Экономисты утверждают, что рост образовательных достижений выпускников школ на 5% через десять лет оборачивается удвоением ВВП страны.
Во время подготовки публикации при Минобрнауки России была создана специальная рабочая группа, которая займется выработкой требований к электронным учебникам.
Дополнительные материалы:
Не панацея
Для полноценной работы с электронными учебниками должны быть созданы все условия — и на рабочем месте учителя, и на рабочем месте ребенка в школе и дома, считает директор гимназии № 9 (Екатеринбург) Екатерина Сибирцева
— Если эти условия есть, то детям, вероятнее, будет интереснее пользоваться такими учебниками, а учителю это позволит сделать учебный процесс ярче и нагляднее. Внедрение электронных учебников — это, конечно, один из трендов в образовании сегодня. Но нужно понимать, что это — не панацея. Учителя как личность такой учебник не заменит, а может только дополнить образовательный процесс. Есть и еще ряд опасений. Не все педагоги готовы использовать электронные версии учебников в своей работе, а значит, потребуется дополнительное обучение учителей. Кроме того, сегодня еще нет качественных электронных учебников для старшей профильной школы. Очевидно, что хорошего учителя электронный учебник заменит еще не скоро.
Справка Э-У:
В блогах об электронных учебниках Сания Алимова Евгения Михаил Андрей Сергеевич Виталий Каймин |
Преимущества и недостатки электронной формы учебника
|