Губернаторы остались
Действующие руководители Свердловской области Евгений Куйвашев и республики Удмуртия Александр Бречалов победили на выборах глав регионов 11 сентября. Оба кандидата выдвигались от ЕР.
Лидеры получили 65,7% и 64,3% голосов соответственно. Из 14 кампаний по выборам губернаторов в 2022 году в стране это самые скромные «первые» результаты. Для сравнения: губернаторы Тамбовской и Томской областей Максим Егоров и Владимир Мазур (также оба от ЕР) получили по 84,9%. Даже главы-самовыдвиженцы Юрий Зайцев (Республика Марий Эл) и Михаил Евраев (Ярославская область) преодолели планку в 82%.
Политологи объясняют «уральские» цифры серьезной конкуренцией и низкой явкой. У свердловского губернатора было пять оппонентов. В тройку кроме Евгения Куйвашева вошли коммунист Александр Ивачев (12,9%) и эсер Андрей Кузнецов (9,1%). Явка составила 28,4% (на прошлых выборах — 37,3%). В Удмуртии кроме Александра Бречалова на пост главы республики претендовали три кандидата. На втором месте — Александр Сыров от КПРФ (19,7%), на третьем — Тимур Ягафаров от ЛДПР (9,7%).
И если Евгений Куйвашев улучшил результат 2017 года, тогда у него было 62,1%, то Александр Бречалов уступил показателям пятилетней давности (78,1% голосов). Однако тогда экс-глава Общественной палаты РФ Бречалов пришел на смену Александру Соловьеву, задержанному и позже осужденному за получение взяток на 140 млн рублей: новый человек вызвал больший интерес избирателей. После оглашения итогов выборов-2022 в официальных соцсетях Александр Бречалов разместил клип Гарика Сукачева на песню «Я остаюсь» и короткий пост: «Концепт простой. Жгем».
В Удмуртии также прошли выборы депутатов Госсовета (единственные выборы регионального заксобрания на Урале и в Западной Сибири). По данным республиканского ЦИК, парламент избран в полном составе — 60 депутатов. По результатам голосования ЕР получила 49 мандатов, ЛДПР — четыре, КПРФ — три, «Справедливая Россия — За правду» — два, «Родина» и кандидат-самовыдвиженец — по одному.
По оценкам фонда «Петербургская политика», нынешние выборы окончательно фиксируют утверждение одно- или полуторапартийной системы: «Для оппозиционных партий победа на выборах перестала быть не столько возможным, сколько желательным сценарием. Для КПРФ более приоритетными задачами стали сохранение присутствия в правящей коалиции (как это было в 2014 году), а также участие в разделе электорального наследия ЛДПР. Перспективных кандидатов на выборах (за исключением претендента на пост главы Удмуртии) партия предпочла не выдвигать. ЛДПР находилась в «полуразобранном» состоянии после смерти Жириновского. «Справедливая Россия» оказалась сконцентрирована на отвоевании третьего места у слабеющей ЛДПР. «Новые люди» ограничились присутствием в повестке, поскольку их потенциальный избиратель демобилизован и частично деморализован событиями 2022 года. Для «несистемной» оппозиции выборная активность перестала быть приоритетной, ее основное внимание сконцентрировано на собственном выживании, российско-украинских отношениях и адаптации к релокации».