Здесь играем, а здесь не играем

Банковский сектор

Банковский сектор

Формально банковская статистика указывает на начало восстановления кредитования, однако детальный анализ свидетельствует: сегмент выходит из кризиса фрагментарно

Двухлетняя рецессия в российской экономике завершается: по итогам первого полугодия промышленный выпуск вырос на 2%, в июне розничная торговля после продолжительного падения показала плюс 1,2%.

В преддверие нового делового сезона аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели в Екатеринбурге на площадке Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ круглый стол «Итоги развития банковского сектора во втором полугодии 2017 года». Профессиональному сообществу представили анализ динамики кредитования различных сегментов и предложили оценить характер восстановительного этапа в кредитовании.

Степень сопротивления

Наш опыт наблюдения за банковскими кризисами говорит, что все они, несмотря на разную природу, развиваются по общему сценарию. Началом, как правило, служит девальвация рубля, после чего у банков возникает нехватка рублевой ликвидности (клиенты и сами банки уходят в валюту), которую восполняет Центробанк. Банки перестают кредитовать, в том числе и по причине недостатка кредитоспособных заемщиков. Излишки ликвидности размещаются в ценные бумаги, депозиты в ЦБ и иностранные банки. Затем проблема ликвидности постепенно решается (главным образом за счет привлечения средств населения), но кредитный портфель к докризисному уровню возвращается не сразу. Так, в кризис 2009 года корпоративное кредитование достигло предкризисного максимума только к сентябрю 2010 года, потребительское — к апрелю, а портфель кредитов ИП — и вовсе лишь к июлю 2011 года.

Что происходит сейчас? Для предметного понимания ситуации поделим банки на две большие группы — государственные (включая Сбербанк) и частные. По статистике видно, что первые сопротивляются кризису жестче: показывают меньшее падение портфелей как по времени, так и в объемах, быстрее выходят на предкризисный уровень. Вполне естественно, что государство через свои банки стимулирует преодоление негативных тенденций в реальном секторе.

Отличием текущего кризиса от предыдущего является несинхронность начала сокращения кредитных портфелей. Так, падение портфеля кредитов ИП началось с лета 2014-го и ускорилось с наступлением 2015-го, пик портфеля потребкредитов пришелся на конец 2014-го, а корпоративного — только на лето 2016-го. У частных банков предкризисные максимумы (за исключением сегмента потребкредитования) достигнуты на девять месяцев раньше.

Разворот

Статистика говорит, что по большинству показателей кредитования в первом квартале 2017 года произошел разворот. Корпоративный портфель при нулевом приросте в течение последних двух лет за пять месяцев текущего года увеличился на 1,6% (переоценка валюты исключена), портфель МСП — на 5,5% и даже кредитование ИП подросло на 0,4%. Сегмент кредитования малого и среднего бизнеса в определенной степени будут поддерживать государственные программы (см. Дополнительные материалы: «Средний бизнес возвращается к инвестпроектам»).

На рынке кредитования физлиц за пять месяцев выросла не только ипотека (она не останавливалась ни в 2015-м, ни в 2016-м)
— плюс 2,9%, но и потребительское кредитование — 2,5%. Общий тренд на восстановление розницы подтверждают и участники нашей дискуссии (см. Дополнительные материалы: «Банковская розница взяла курс на рост»).

Однако по отдельным составляющим картина весьма неоднородна. Прирост корпоративного портфеля госбанков без Сбербанка — 3,1%, у Сбербанка — сокращение на 0,9%, у крупнейших частных банков — плюс 4,5%, у средних московских — плюс 1,3%. У региональных банков прироста нет.

Мы уже почти год пытаемся объяснять разницу в динамике прироста различием в типах кредитных портфелей. Для этого по доступной отчетности кредитные портфели всех банков мы классифицировали на две группы — «стандартные» и «нестандартные».
В расчет принимались десять показателей, характеризующих диверсификацию портфеля, его срочность, доходность, уровень просрочки, долю валютной составляющей, долю кредитов в активах. Например, сложно объяснить, почему крупный банк выдает кредиты исключительно на сроки до года, а другой — на более трех лет. О нестандартности портфеля говорит и очень низкий (или очень высокий) уровень просроченной задолженности, высокий показатель крупных кредитных рисков (норматив Н7), большая доля валютных кредитов.

Нестандартным портфелем обладают крупнейшие госбанки (но не Сбербанк) — ВТБ и Газпромбанк, а также ВЭБ. Среди частных самые нестандартные портфели у Московского кредитного банка, Бин-банка и его дочернего Рост банка, банка Югра (в июле регулятор отозвал лицензию).

Если не брать в расчет госбанки, на которые приходится 70% выданных кредитов, то сокращение кредитного портфеля у частных банков со стандартными портфелями составило за пять месяцев 1,4%, с нестандартными — прирост 7,8%. Все лидеры роста — ФК «Открытие» (15%), Московский кредитный банк (14%), Банк Россия (15%), дочка Роснефти ВБРР (114%) — имеют признаки нестандартности портфеля.

Еще характерная деталь — кредиты юрлицам-нерезидентам увеличились на 2,7%. Лидеры динамики: Московский кредитный, ВТБ, ФК «Открытие», Промсвязьбанк, ЮниКредит Банк. Сбербанк также увеличил кредитование нерезидентов. Очевидно, что это иностранные компании с российскими корнями.

Получается, что кредитная активность на рынке корпоративных заемщиков создана госбанками, квазигосбанками, а также банками-членами ФПГ. Говорить о начале широкого кредитования реального сектора сложно, тем более что Сбербанк не спешит это делать.

Стабилизировался, а потом и начал расти портфель кредитов ИП: он сокращался с середины 2014 года, а у частных банков — с конца 2013-го. Основной вклад в этот сегмент вносят Сбербанк и региональные банки. Можно полагать, что кредиты МСП растут прежде всего за счет этих же банков.

Очевидно, последствия банковского кризиса в ближайшее время будут активно обсуждаться в экспертной среде. Мы видим как минимум один очень внятный тренд в корпоративном сегменте — цена кредита перестала быть главным конкурентным преимуществом банка. На первый план выходят количество и качество сервисов (см. Дополнительные материалы: «Режим скорости» и «Правильный расчет»).                

Дополнительные материалы:

Банковская розница взяла курс на рост

Восстановлению потребительского кредитования способствуют стабилизация в экономике и снижение ставок, уверен управляющий розничным филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге* Алексей Долгов

— Динамика нашего розничного портфеля подтверждает общий тренд на восстановление потребительского кредитования. По итогам полугодия портфель кредитов физическим лицам розничного филиала ВТБ в Свердловской области вырос на 7% и составил 15,7 млрд рублей. При этом объем выданных средств увеличился на 26% по сравнению с первым полугодием 2016 года. Средняя сумма кредита выросла на 20%, с 378 до 454 тыс. рублей.

Мы видим несколько причин роста. Во-первых, стабилизация в экономике: люди начали чувствовать себя более уверенно. Домохозяйства вернулись к обсуждению планов приобретения товаров длительного пользования — автомобилей, дорогой техники; снова появился интерес к путешествиям. И если в прошлом году к нам в основном шли клиенты, желающие рефинансировать ранее взятые кредиты для того, чтобы снизить долговую нагрузку, то в этом году появилось много клиентов, которые хотят реализовать с помощью кредита свои потребности.

На эти позитивные настроения наложился устойчивый тренд снижения ставок. Как известно, Банк России несколько раз снижал ключевую ставку в течение этого года, вслед за этим мы пересматривали продуктовую линейку. 

Драйвером банковской розницы остается ипотека, как известно, в прошлом году в целом на рынке ипотека показала 20-процентный рост благодаря действию программы по симулированию продаж квартир в новостройках. С начала этого года программа была отменена. Первой реакцией на отмену господдержки стало некоторое охлаждение спроса, но уже в марте-апреле спрос начал восстанавливаться. Здесь уже сработал фактор снижения цены кредита опять же вследствие снижения ключевой ставки. ВТБ с начала этого года дважды уменьшал ставки по ипотеке: в марте, а затем в июне. По итогам первого полугодия объем выданных ипотечных кредитов составил 957,5 млн рублей. Всего с января по июнь текущего года выдано 493 ипотечных кредита, средняя сумма кредита составила 1,9 млн рублей. В результате появился устойчивый спрос на квартиры на вторичном рынке. Это хорошо видно по структуре ипотечных сделок в нашем портфеле. Если в январе этого года доля сделок по покупке вторичного жилья составляла примерно 60%, то сейчас — более 70%.

Помимо ставки улучшились и другие характеристики продуктовой линейки: снизился размер первоначального взноса, появились дополнительные льготные программы для различных категорий заемщиков и совместные продукты с застройщиками. Ситуация и на рынке недвижимости, и в сегменте кредитования сейчас благоприятна для потребителя, и люди используют момент для решения жилищного вопроса. 

* Бывший «Банк Москвы».

 

Правильный расчет

Транзакционная модель банковского бизнеса в России доказала состоятельность, считает управляющий филиалом  Банка Авангард в Екатеринбурге Дмитрий Потурайко

— Несколько лет назад в банковской сфере шли бурные дискуссии на тему, возможно ли в России развитие транзакционной модели банковского бизнеса. Опыт Банка Авангард доказал, что такая модель вполне состоятельна и эффективна: основной доход банку обеспечивает плата за услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Конечно, у нас есть и кредитные продукты: в случае необходимости предприятие может воспользоваться овердрафтом. Но не это приносит банку основной доход. Успешность нашей стратегии развития говорит о высокой востребованности расчетов у предпринимателей и готовности за эту услугу платить.  Естественно, при этом клиент предъявляет особые требования к уровню расчетно-кассового обслуживания. У нас сформировался набор критериев, по которым мы следим за тем, как идет развитие и совершенствование сервиса: – удобство в обслуживании, максимальная простота, наличие дополнительных услуг.  

Система ДБО при таком подходе должна иметь очень большой функционал, который позволяет вовремя проводить все операции и очень быстро решать любые вопросы. Например, купить валюту онлайн по курсу ММВБ или  получить квалифицированную помощь в оформлении паспортов сделок при ведении внешнеэкономических контрактов.

Очень важный элемент – безопасность расчётов: онлайн-расчёты имеют огромный потенциал снижения издержек и повышения эффективности, но требуют особого контроля за рисками.  Поэтому наш банк уделяет очень большое внимание вопросам информационной безопасности.

 

Режим скорости

Конкурентным преимуществом банка становятся качество и разнообразие сервисов, считает руководитель дирекции развития корпоративного бизнеса УБРиР Елена Сорвина

— Корпоративный портфель банковской системы минувшие два года стагнировал, и падение спроса было связано не только с внешними экономическими условиями, но и с изменившимся поведением клиентов. В последние годы предприятия малого и среднего бизнеса научились управлять своими финансовыми потоками. Если в период роста экономики компания могла себе позволить иметь и открытую кредитную линию, и остатки на счете, то сейчас финансовые директора такого не допускают.

Банки тоже пересмотрели линию поведения: теперь в ответ на клиентский запрос банк, помимо интересных условий по кредитам, предлагает и широкую линейку депозитных продуктов, причем в режиме онлайн. Ведь как только на счете появились средства, их нужно запускать в работу. Мы этот тренд увидели давно, и с 2011 года реализовали в интернет-банке для юридических лиц функцию размещения депозита по простой оферте, без визита в отделение. По итогам первого полугодия 2017 года количество заключаемых договоров по депозитам увеличилось в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, и при этом 70% депозитов оформляются через интернет-банк.

 Конечно, не стоит забывать о том, что банк должен обеспечить клиентам самую простую и необходимую функцию — проведение расчетов. И сделать это нужно качественно, быстро, безопасно. Если руководителю предприятия при помощи онлайн-сервисов удается решить и другие рабочие задачи, то уровень лояльности к банку однозначно повышается. Именно поэтому столь большое развитие на рынке получил тренд нефинансовых сервисов. Например, проверка контрагентов в режиме онлайн позволит экономить время и избавить предприятие от возможных проблем с налоговыми органами.
 
Конечно, банки постоянно экспериментируют, ведь им важно понять, чем же они еще могут быть полезны клиентам. У нас, например, начал пользоваться спросом сервис по подбору персонала. Как правило, у малых предприятий для этого нет штатной единицы, эти функции берет на себя или директор, или главный бухгалтер. Мы предложили клиентам помощь в этом вопросе, поскольку в нашем банке есть HR-специалисты с большим опытом работы. Оказалось, что компаниям, работающим в сфере торговли, услуг, индустрии гостеприимства, проще и даже выгоднее заплатить за услугу поиска и подбора по мере возникновения потребности, чем держать в штате отдельного специалиста.                

 

Средний бизнес возвращается к инвестпроектам

В сегменте кредитования среднего бизнеса на первый план выходят привлекательная ставка и индивидуальный подход к клиенту, убежден управляющий филиалом в Екатеринбурге АК БАРС Банка Андрей Кремнев

— Мы видим тенденции восстановления спроса со стороны компаний среднего бизнеса с выручкой свыше 400 млн рублей. Средний бизнес показал, пожалуй, наибольшую устойчивость к кризисным явлениям. Многие предприятия сейчас возвращаются к инвестиционным планам.

Конечно, за время кризиса характер конкурентной среды в банковском бизнесе изменился: ликвидности в банковской системе достаточно, все банки борются за клиента. На наш взгляд, преимуществом в сегменте кредитования среднего бизнеса являются выгодная ставка и индивидуальный поход к клиенту. Собственники и менеджеры средних компаний отдают предпочтение банкам, которые готовы предложить специальные условия по кредиту. Также важно продемонстрировать внимательное отношение к клиенту в ходе рассмотрения заявки — мы придерживаемся именно такого подхода. Привлекательная ставка во многом обеспечивается за счет участия банка в программах государственной поддержки. Это позволяет предоставлять кредиты на более выгодных условиях. Одна из наиболее популярных и зарекомендовавших себя программ — программа МСП Банка. Она направлена на приобретение основных средств, модернизацию материально-технической базы, строительство и реконструкцию зданий, земельных участков. В нашем банке специальные условия действуют и для расширения действующего бизнеса, и для создания нового. Не так давно АК БАРС Банк улучшил условия кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Субъектам малого и среднего бизнеса стало доступно приобретение новой автотехники модельного ряда КамАЗ по ставке 10 — 11% годовых в рублях. Другая интересная программа — приобретение новых товаров производственного и сельскохозяйственного назначения, изготовленных в Республике Беларусь, с субсидированием ставки по кредиту министерством финансов этой республики.           

 

Материалы по теме

С новым банковским годом

Абсолют Банк снижает ставки по ипотеке на вторичном рынке жилья до 12,45%

Абсолют Банк в Екатеринбурге открывает центр ипотечного кредитования по новому адресу

Банкиры и застройщики посадили березовую аллею возле ЖК "Хрустальные ключи"