Гора не идет к БСК
Конфликт
Жителям Башкирии удалось отстоять шихан — геологоразведочные работы приостановлены. Но окончательного решения о его судьбе нет
Подножие шихана Куштау — одной из трех уникальных известняковых гор на юге Башкирии — в августе стало местом столкновения экоактивистов и представителей «Башкирской содовой компании» (БСК, крупнейший производитель кальцинированной и пищевой соды в России). Акция началась еще 3 августа, когда на Куштау стартовали предварительные работы по вырубке леса. Экозащитники и местные жители разбили палаточный лагерь. По данным российского Гринпис, сотни людей приехали к шихану, чтобы противостоять его уничтожению: «БСК начала вырубать лес на шихане и планирует добывать там известняк для производства соды. В прошлом году компания получила лицензию на разработку Куштау. Поскольку он единственный из оставшихся трех шиханов покрыт лесом, власти РБ предоставили компании лесной участок в аренду. Однако леса Куштау, согласно лесохозяйственному регламенту, относятся к лесопарковой зоне, где по Лесному кодексу запрещена добыча полезных ископаемых. Жители республики добиваются для Куштау статуса особо охраняемой природной территории. Шиханы — остатки рифов древних морей. Они сильно отличаются от окружающих степных ландшафтов. Благодаря этому, на них образовались уникальные сообщества растений и животных. Только на Куштау ученые насчитали более 40 видов животных и растений, занесенных в Красные книги России и РБ».
Гринпис направил обращение в Генпрокуратуру России: «Добыча известняка приведет к полному уничтожению шихана, среда обитания редких и исчезающих видов будет нарушена. А значит, такие действия запрещены российским законодательством. Когда-то было четыре шихана — один из них, Шахтау, полностью уничтожили во время добычи».
По рассказам местного населения, 4 августа вместе с рабочими БСК на шихан приехали сотрудники ЧОП и полицейские, активисты заблокировали доступ спецтехники к горе, перекрыв дорогу личными автомобилями: «Конфликт затянулся на несколько дней, лагерь был разрушен, несколько человек задержано». Основные события развернулись 15 — 16 августа: защитники соорудили баррикады на месте бывшего лагеря и стали прорываться через колючую проволоку, установленную вокруг шихана. В соцсетях появилось видео, на котором стражи порядка оттесняют несколько десятков людей. На этом же видео есть кадры, на которых экозащитники бросают в сторону сотрудников ОМОН части заграждения. Очевидцы утверждают, что в этот момент у подножия собрались около 2 — 3 тыс. человек, которым удалось удержать позиции на баррикадах.
Одновременно на Куштау проходил флешмоб «Достали!» в защиту БСК. По данным БСК, в акции приняли участие 3 тыс. человек, большинство — сотрудники компании. «Они пришли на флешмоб, чтобы высказать свое мнение, сказать “Нет!” тем, кто препятствует работе завода, кто пытается лишить город стабильности и посеять смуту среди горожан, — объясняют на предприятии. — В последнее время по отношению к компании и сотрудникам развернулась настоящая информационная война. Намеренное разжигание конфликта — это инструмент, с помощью которого так называемые защитники горы хотят добиться одного — закрыть БСК».
— Они нас достали, достали наше предприятие, — заявил генеральный директор БСК Эдуард Давыдов. — Двадцать лет нас гоняют из угла в угол: Каран, Худолаз, Тратау, Юрактау… Мало того, что теперь гонят с Куштау, так хотят сделать нас врагами республики, врагами страны.
Работники БСК потребовали от экоактивистов очистить участок, который необходимо готовить под геологоразведку.
16 августа в ситуацию вмешался глава РБ Радий Хабиров, который приехал на место столкновений и призвал участников разойтись: «На Куштау никто не зайдет, никакие работы вестись не будут, пока мы не найдем компромиссное решение. Воевать — хватит, больше никому не позволим… Сегодня БСК уйдет первой, уберет технику… Бо?льшая часть полиции тоже уйдет. Ребят, которых задержали, мы постараемся выпустить (по разным данным, было задержано от 50 до 80 человек. — Ред.). Там задержали не только активистов, но и тех, кто выступал в поддержку БСК…».
Радий Хабиров также поддержал предложение активистов о создании Координационного совета по вопросу Куштау, раскритиковал республиканский кабмин и муниципальные власти: «То, что произошло на Куштау, — это наша с вами недоработка. Это недоработка моей администрации, потому что надо внимательнее изучать мнение людей, смотреть, в чем они нуждаются. Это безусловная недоработка блока промышленности, который должен оценивать перспективы работы предприятия. Это недоработка всех глав муниципалитетов — с людьми надо работать вживую, а не из своих кабинетов. Обращаю внимание главы Ишимбайского района. Если в деревнях вокруг шиханов такое ожесточенное отношение к власти, к вам лично — надо думать. Значит, не оказали до конца внимание. Дороги между деревнями ужасные. Надо заниматься…».
По факту волнений будет проводиться проверка. По словам заместителя прокурора РБ Виктора Логинова, «в любом случае действиям всех лиц, которые принимали участие, будет дана оценка — с какой бы стороны они ни были, кого бы ни защищали, в каких бы должностях ни находились».
18 августа на встрече с активистами Радий Хабиров рассказал, что «все необходимые решения (по Куштау. — Ред.) были приняты еще в прошлом году на правительственной комиссии, где мы довольно ожесточенно спорили. После этого был протокол, было принято решение, что весной можно заходить на гору. Потому что надо разрабатывать, там есть определенные сроки. Потом одно, другое, третье. Где-то в начале августа БСК приняла решение туда заходить». Член Совета при Главе РБ по правам человека Рауфа Рахимова на этой же встрече заявила, что компромисса по Куштау не будет: «Нужно будет искать альтернативу, это всем ясно. Иначе мы к общему знаменателю никогда не придем. Мира не будет. Люди будут бастовать... Альтернатива, которую предлагают ученые — Исхак Фасхутдинов, Марс Сафаров и другие, — это Худолазское или любое другое месторождение. Их и надо рассматривать. Гумеровское ущелье тоже не является компромиссом».