Уральской экономике не хватит драйверов

Итоговая статистика развития экономики за 2024 год оказалась неожиданной

Итоговая статистика развития экономики за 2024 год оказалась неожиданной
фото Дмитрия Макурина

Машиностроение и высокий уровень доходов поддержали экономику макрорегиона в прошлом году, сейчас локомотивом остается только промышленность

Итоговая статистика 2024 года оказалась неожиданной. Согласно первой оценке Росстата, экономика в 2024 году выросла на 4,1%. Это выше прогноза Минэкономразвития (+3,9%) и экспертных оценок: консенсус-прогноз закладывал рост на 3,7%.

Сила промышленности

Сильнее всего оказалась промышленная статистика. Росстат оценил рост промышленности по итогам года в 4,6%, тогда как, по всем прогнозам, динамика ожидалась на уровне 4,1%.

Позитив пришел вместе с данными за декабрь. В последнем месяце года промпроизводство разогналось до 8,2% в годовом выражении после роста в 3,5% месяцем ранее. Заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников объясняет такой скачок сезонностью: «Многие производства всегда закрывали заказы в декабре, но в последнее время таких становится все больше, так как растет число компаний, выпускающих продукцию для ОПК».

Впрочем, такого рода активность поддержала и рост промышленности в целом по году.

«Драйвером роста промышленности в 2024 году оставалась обработка, которая в декабре показала максимальный рост с апреля 2021 года (+14%). В целом за год обработка выросла на 8,5%», — указывает управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов.

По оценке эксперта, такая динамика обеспечена расширением круга компаний, тесно связанных с ОПК. Это прежде всего машиностроение и металлообработка.

Растут не только сектора, обеспечивающие безопасность страны, но и смежные производства.  

Спрос со стороны ОПК задает импульс для освоения новых видов продукции и внедрения инноваций. К примеру, «Катайский насосный завод» (КНЗ, актив РАТМ Холдинга) из Курганской области впервые изготовил насосы для перекачки химических средств специального назначения. Новые насосы предназначены для одного из крупнейших оборонных предприятий. Раньше такие изделия в России не производились. На изготовление конструкций, сборку и лабораторные испытания у компании ушло семь месяцев.

«Специфика и свойства перекачиваемых специальных сред потребовали особого подхода к конструированию, изготовлению и контролю качества продукции. Оснащенность предприятия, опыт и компетенции специалистов позволили реализовывать проект высокого уровня сложности», — отмечает генеральный директор предприятия Анатолий Зуев.

Российское машиностроение в целом набирает темп. Сектор разогнался по итогам года на 19,5%, при этом автопром вырос на 16,5%, а транспортное машиностроение еще выше (29,6%).

Уральские предприятия, ориентированные на выпуск городского электрического транспорта, связывают рост производства с повышением спроса. В 2024 году некоторые из них увеличили выпуск в 1,5–2 раза и планируют наращивать его в дальнейшем. Это стимулирует компании запускать новые производства.  

«В Челябинской и Свердловской областях продолжается реализация проектов по созданию новых и модернизации существующих мощностей по выпуску троллейбусов и трамваев. Судоверфь в Пермском крае в текущем году планирует построить два прогулочных электросудна», — приводят примеры аналитики Центробанка в очередном докладе «Региональная экономика: комментарии ГУ».

Сектор информационных технологий, на который в последние годы направлен значительный объем финансовой и нефинансовой поддержки правительства, вырос на 11,9%. От уровня прогресса этой индустрии зависит развитие производства других отраслей.

Существенно меньшую динамику показывает логистика, на которой все еще сказываются санкции и необходимость переориентации грузопотоков. Грузооборот транспорта (без трубопроводного) снизился на 2,7% за счет снижения железнодорожного грузооборота.

Но сложнее всего переживает период давления внешних факторов добывающий сектор.

Производство полезных ископаемых за 2024 год сжалось на 0,9%. Правда, не все виды сырья ушли в минус: производство угля, например, выросло на 1,3%. 

В наиболее сложной ситуации находятся сталевары. Мировой рынок стали в прошлом году пережил рецессию, а на внутреннем рынке недостаточно стимулов для потребления. К тому же растет конкуренция с китайским металлом. 

Информация о добыче нефти и газа не публикуется, но по экспертным оценкам, производство нефти из-за необходимости выполнять обязательства в рамках соглашения ОПЕК+ снизилось на полтора процента по объемам. Добыча газа в России в 2024 году, по информации источников «Коммерсанта», наоборот, выросла на 7,4%. По оценкам компаний, работающих на Урале, в сфере добычи газа в текущем году ожидается увеличение производства.

В декабре промпроизводство разогналось до 8,2% после роста в 3,5% месяцем ранее

«Рост будет обеспечен внутренним потреблением и дозагрузкой функционирующих экспортных газопроводов. В производстве сжиженного природного газа существенных изменений не ждем. Программы в области разведочного и эксплуатационного бурения будут реализовываться в рамках утвержденных планов», — сообщили представители сектора аналитикам Уральского ГУ ЦБ в ходе опроса.

Отраслевые тенденции во многом определяют статистические показатели субъектов Федерации на территории Урала и Западной Сибири (см. «Промышленность растет, но не везде», стр. 7). Высокий рост выпуска зафиксирован в регионах, где размещены предприятия оборонно-промышленного сектора — Зауралье, Свердловская область, Удмуртия. Снижение объемов добычи нефти отражается на показателях промпроизводства Югры, где этот сектор составляет основу добывающего производства. На Ямале же доминируют газовые месторождения; очевидно, по этой причине регион показывал высокие темпы промпроизводства.

Вклад потребителя

Немаловажный вклад в рост ВВП внесло в прошлом году и потребление.

«Доля конечного потребления в структуре ВВП остается в районе 70%: за 2024 год она выросла с 68,4% до 68,8%. При этом основную часть (около 50%) занимает конечное потребление домохозяйств и госуправление (около 19%)», — отмечает Денис Попов.

По оценкам эксперта, рост потребления был обеспечен расширением расходов бюджета, а также высокой потребительской активностью граждан на фоне динамичного роста их реальных доходов (на 8,4%) и активного использования кредитных ресурсов. 

Ожидания-2025

В 2025 году Денис Попов прогнозирует умеренный рост реального ВВП на уровне 1,5%: «Промышленность останется ключевым драйвером экономического развития, ее рост хоть и снизится, но сохранится и, по нашему прогнозу, динамика составит около 2%–2,5%».

При этом эксперт ждет замедления роста доходов населения. Кроме того, по прогнозам Дениса Попова, снизится инвестиционная активность в условиях жесткой денежно-кредитной политики: «Мы прогнозируем минимальные темпы роста инвестиций в основной капитал, в районе 1–1,5%, под давлением внешних факторов остается и чистый экспорт. Начало восстановления ждем только с 2026 года».

Выходит, что несмотря на прогнозируемое замедление, единственным драйвером этого года остается промышленное производство. Но и здесь могут возникнуть барьеры.

Управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах дает еще более консервативную оценку ВВП. По его прогнозам, в этом году экономика вырастет только на 1,4%.

Антон Табах считает, что российская экономика может столкнуться с набором шоков. Во-первых, это мировая тарифная война. Сейчас мы наблюдаем за противостоянием Соединенных Штатов и Китая.

«Для России как страны с сырьевой экономикой это создает риск еще большего падения цен на сырье, а следствием этого станет замедление промышленности», — обосновывает эксперт. 

Еще один шок, на который указывает Антон Табах, это, как ни странно, возможное улучшение геополитической ситуации: «Если такое случится, то экономике придется резко адаптироваться к новым условиям и на макроуровне, и на уровне конкретных отраслей. Например, изменение запросов к оборонной промышленности потребует перестройки, а значит, и ресурсов».

И конечно, в фокусе внимания остается денежно-кредитная политика. По мнению Антона Табаха, сверхвысокие ставки по кредитам нас будут сопровождать минимум до начала 2026 года: «Инфляция во втором полугодии с высокой вероятностью пойдет на спад, но этот процесс будет достаточно медленным. Первое снижение ключевой ставки произойдет не раньше третьего квартала и только при устойчивом снижении инфляции. Мы ожидаем, что ключевая ставка к декабрю этого года будет находиться на уровне 19%. Нас ждут длинные паузы и возможные прилеты «черных лебедей», что будет проявляться как на курсах валют, так и инфляции».