Рынку не хватает доверия и эмитентов

Как будут восстанавливать фондовый рынок России

Как будут восстанавливать фондовый рынок России
коллаж Дмитрий Макурин

Для решения задачи роста капитализации нужен набор комплексных мер, но сначала рынку нужно восстановиться после прошлогоднего спада

Банк России предложил для общественных консультаций идею новых правил проведения публичных размещений акций (IPO). Регулятор считает необходимым изменить содержание раскрываемой эмитентами информации и адаптировать ее под нужды розничного инвестора.    

В частности, ЦБ предлагает внести в проспект эмиссии не только прошлые, но и прогнозные показатели деятельности эмитента, это позволит инвестору принимать взвешенные инвестиционные решения.

Это один из механизмов движения к ориентиру, который задает государство. В новых нацпроектах ставится цель увеличить роль фондового рынка в финансировании реального сектора: к 2030 году капитализация рынка должна вырасти в два раза и достичь 66% ВВП. 

Между тем в прошлом году российский фондовый рынок пережил мощнейшие потрясения. Каковы причины спада и факторы восстановления? Об этом журнал «Эксперт-Урал» пригласил поговорить профессиональных участников фондового рынка Уральского региона на круглом столе «Фондовый рынок-2025: есть ли топливо для роста».

Кризис ставки

По итогам 2024 года индекс Московской биржи снизился на 6,97%, опустившись с 3099,11 до 2883,04 пункта. Снижение котировок шло всю вторую половину года с мая.

Кризисы на рынке акций случаются периодически, но прошлогодний спад был специфичным и отличался от пандемийного и санкционного кризисов.

«В 2020 и в 2022 годах мы тоже пережили снижение индекса, но тогда было резкое падение, а потом довольно быстрое восстановление. А в 2024 году рынок оказался под влиянием денежно-кредитной политики, и это было медленное сползание. Инвесторы не стремились, как раньше, вложиться в дешевые активы, предпочитая фонды денежного рынка, инструменты с плавающей доходностью и депозиты. Кризисы чаще всего бывают шоковые, а потом рынок быстро перестраивается. Сейчас же мы столкнулись с множеством факторов неопределенности, прежде всего в отношении ключевой ставки», — отмечает особенный характер прошлогоднего кризиса директор Екатеринбургского филиала «БКС Мир инвестиций» Андрей Цуран.

Действительно, инвестор быстро пересмотрел приоритеты на фоне роста ключевой ставки, выбрав инструменты денежного рынка.

«Стоимость чистых активов биржевых паевых инвестиционных фондов (БПИФ) за 2024 год увеличилась в 4,4 раза, превысив один триллион рублей. Более 90% вложений в фонды составляют средства частных инвесторов», — информирует Московская биржа.

Независимый эксперт Владимир Зотов считает, что помимо ключевой ставки нервозности рынку добавили санкции и геополитические события: «Многие эмитенты нефтегазовой отрасли попали под ограничения, и конечно, их котировки заметно снизились. На настроения инвесторов влияли и новости о выборах в США».  

Правда, в конце прошлого года после декабрьского заседания, когда регулятор не повысил ставку, оптимизма прибавилось. По итогам декабря-января индекс Мосбиржи вырос на 14,4%, волатильность рынка акций несколько снизилась, а сильно провалившиеся акции строи­тельных компаний начали отыгрывать прошлогоднее падение.

Конечно, рынку хотелось бы рассчитывать на скорое устойчивое восстановление. 

По мнению Андрея Цурана, определяющим будут денежно-кредитная политика и геополитические процессы: «Объем денег сейчас очень большой, и он сконцентрирован в фондах денежного рынка и на депозитах. Быстрого перетока денежных средств в акции с банковских вкладов не произойдет, вкладчики не будут разрывать трехмесячный депозит и придут на рынок только когда все уже вырастет. А вот процесс перехода из фондов ликвидности в акции и длинные облигации с фиксированным купоном может произойти моментально. По сути, более 1 трлн рублей на рынке сейчас находятся «в двух кликах» от покупки. Поэтому восстановление котировок акций и длинных ОФЗ может произойти настолько молниеносно, что те, кто находятся сейчас «в рынке», просто не успеют среагировать». 

Независимый финансовый аналитик Виталий Калугин видит гораздо большее влияние геополитических факторов на характер восстановления, чем внутренних: «В прошлом году рынок резко начинал расти на новостях о выборах в США, а потом заявлениях президента Трампа. Точно так же розничный инвестор будет реагировать и в этом году».

И действительно, в середине февраля после новостей о переговорах президентов США и России индекс Мосбиржи в моменте прибавлял более 8%, превысив 3200 п. впервые с прошлого июня.

Профессор Уральского государственного экономического университета Василий Татьянников полагает, что рынок восстановится, его нельзя загнать в угол, из которого не выбраться: «Но уроки извлечь следует. Быть «умнее рынка» не получается, и прошлый год доказал это. Денежный рынок состоялся, и профессионалы заработали на знаниях и квалификации. Так что, мне кажется, денежный рынок будет расти в объемах и результатах и в 2025 году».

Кроме курсовой разницы инвесторы рассчитывают еще и на дивидендную доходность. Но в этом отношении еще больше неопределенности. С одной стороны, компании в прошлом году начали активнее платить дивиденды. По подсчетам аналитиков, в 2024 году российские компании выплатили акционерам почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Но ситуация меняется, в том числе и под влиянием решений государства, в тех компаниях, где оно является собственником. К примеру, недавно правительство предложило компании «РусГидро» отказаться от дивидендов до 2028 года.

«Поэтому единственно правильная стратегия для инвестора — формировать сбалансированный портфель, понимая, что какие-то из акций могут дать дивидендную доходность, а какие-то нет», — считает Андрей Цуран. 

Несколько лучше пережил период нервозности долговой рынок. За прошлый год объем размещений корпоративных облигаций вырос на 19% к 2023 году и составил рекордные 8,9 трлн рублей. 

Отчасти этому способствует политика регулятора. Для сдерживания инфляции Центробанк ужесточил требования к выдаче банками кредитов компаниям, и для многих кредит стал недоступен. Именно по этой причине, по мнению независимого аналитика Виктора Немихина, на долговой рынок пошел крупный бизнес: «Банки стали сокращать лимиты выдач кредитов на одного заемщика. В этой ситуации компании обратили внимание на облигации. То есть по сути регулятор начал выдавливать крупных заемщиков на рынок публичного долга».

Правда, в этом году новых рекордов эксперты не ждут: стоимость заимствований остается высокой. При этом все чаще обсуждается риск дефолтов.

«Самая большая проблема 2025 года — как корпорации справятся со своими обязательствами по обслуживанию долгов», — считает Владимир Зотов.

Частный интерес

Реализация неблагоприятного сценария может разочаровать граждан. А сегодня на рынке правит частный инвестор.

Несмотря на сложности и вызовы 2025 года, интерес к вложениям в ценные бумаги не снижается. Количество частных инвесторов, имею­щих брокерские счета на Московской бирже, за 2024 год увеличилось на 5,4 млн и достигло 35,1 млн, они открыли более 64,3 млн счетов, в том числе 12 млн счетов — за 2024 год.

Но государство заинтересовано в том, чтобы получить стабильный источник ресурсов для финансирования экономики, а для этого нужны стимулы долгосрочного инвестирования. 

Правительство провело реформу флагманского продукта инвестиционной индустрии — индивидуального инвестиционного счета (ИИС). Такой инструмент, напомним, был введен в 2015 году и хорошо себя зарекомендовал. Помимо доходов от вложений в ценные бумаги в нем заложены налоговые преференции.

Чтобы стимулировать развитие долгосрочных сбережений, Минфин решился на трансформацию модели индивидуальных инвестиционных счетов и введение нового типа ИИС-3. Инструмент заменил действующие виды инвестиционных счетов первого и второго типов. Изначально предполагалось, что в рамках реформы срок действия нового счета увеличится с трех до десяти лет. Правда, в ходе обсуждения законодатель согласился с аргументами индустрии о том, что на рынке не так много инвесторов, готовых размещать средства на таком длинном горизонте. Поэтому до 2026 года ИИС-3 будут открываться на пять лет.

Но и такая конструкция оказалась неработающей.  

«К числу недостатков ИИС можно отнести большие сроки по сравнению с предыдущими вариантами индивидуальных инвестиционных счетов. Десять лет — это очень много. Люди сегодня не готовы инвестировать на таком горизонте, пять лет выглядит компромиссно, но все же вызывает опасения», — считает Владимир Зотов.

Другой недостаток — невозможность пользоваться доходом от вложений в ценные бумаги до окончания срока действия счета.  

Появление среди инвесторов представителей среднего класса заметно изменило фондовый рынок 

Индустрия долго доказывала неправильность этой нормы. В результате законодатель принял решение разрешить перевод дивидендов по акциям, находящимся на ИИС-3, на иные счета. Сейчас Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) пытается убедить регуляторов в необходимости принятия еще одной корректировки. По мнению НАУФОР, это правило должно распространяться и на купоны по облигациям, и на доходы по паям паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

«Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы накапливать на ИИС-3 как можно больше средств, но эффект вышел обратный, мелкие инвесторы, лишенные возможности получать текущий доход с портфеля своих ценных бумаг, не заинтересовались ИИС», — недавно обращал внимание президент НАУФОР Алексей Тимофеев.

Уральские участники рынка находят еще один недостаток инструмента.

«Нужно предоставить инвесторам возможность снимать деньги с такого счета в экстренных случаях, потому что в жизни случаются разные ситуации, именно так сделано в аналогичном продукте долгосрочного инвестирования в США — плане 401К», — предлагает Виктор Немихин.

Правильная конструкция этого инструмента могла бы дать эффект, поскольку на рынке есть одно из главных условий — наличие покупателя.

Да, пока не хватает активности институционального инвестора. Совершенствование работы паевых инвестиционных фондов негосударственных пенсионных фондов — отдельное большое направление работы индустрии.

Но розничный инвестор на рынок пришел. В этом убеждены все участники круглого стола. Правда, в оценках характера нынешнего инвестора мнения разошлись. Виталий Калугин полагает, что на рынке доминирует спекулянт.

Андрей Цуран не соглашается с такой оценкой: «По моим ощущениям, портрет инвестора сильно изменился за последнее время. Во-первых, пришли люди умные, во-вторых, состоятельные. Раньше они рассматривали в качестве инвестиций исключительно депозиты и недвижимость, сейчас для них портфель акций и облигаций становится понятной стратегией управления личными финансами. Для части владельцев среднего и крупного капитала сейчас становится интересней вложиться в объективно дешевые акции публичных компаний и зафиксировать высокую доходность по ОФЗ на десятилетия, чем пытаться найти рентную недвижимость».  

По мнению Андрея Цурана, в прослойке среднего класса сегодня сложно найти людей, которые не имели бы активного брокерского счета: «И это обстоятельство заметно изменило рынок».

С другой стороны, важно, что интерес к инвестированию проявляет молодежь: «Мы видим, что крупные федеральные банки через современные технологии привлекают молодежь с раннего возраста учиться управлять капиталом, а где молодежь, там будущее», — добавляет Василий Татьянников.   

Путь к цели

Поэтому больших проблем с точки зрения инвестора индустрия не находит. А вот эмитентов не хватает, хотя прогресс в последнее время наметился. В прошлом году на Мосбирже прошло 13 сделок по первичному размещению акций. Правда, к такому способу заимствований обращаются в основном финансовые и высокотехнологичные компании, а покупатель хотел бы иметь возможность инвестировать в акции крупных промышленных предприятий. Но, очевидно, у последних пока недостаточно стимулов для такого способа фондирования. 

И тем не менее в количественном отношении изменения заметны. Пришло время, по мнению Василия Татьянникова, поднимать качество размещений: «Вышедшие на рынок в прошлом году эмитенты в последующем снизили цены на свои акции более чем на 50%. Регулятор должен вмешиваться в этот процесс. Эмитенты должны брать на себя обязательство через какое-то время обеспечить выкуп акций по цене размещения».

И такого рода случаи формируют главный тормоз рынка — отсутствие доверия. Виктор Немихин считает, что Банк России должен кардинально изменить свою позицию в части защиты инвесторов: «Эмитент должен нести по-настоящему серьезную ответственность перед инвесторами, и тогда можно будет говорить о долгосрочном инвестировании».

В целом, по мнению Василия Татьянникова, цель удвоения капитализации вполне достижима, тем более что рынок до обозначенной точки в абсолютном выражении в своей истории уже почти доходил: «В мае 2008 года капитализация составляла 365 млрд долларов, а сегодня она оценивается в 500 млрд долларов. При этом тогда доля фондового рынка в ВВП составляла 70,3%, а на 1 ноября прошлого года этот показатель оценивался в 25,4%. Есть куда расти. Что нужно для этого сделать? Можно, конечно, опираться на тяжеловесов типа Газпрома. У одной этой компании капитализация 33 млрд долларов. Но правильнее все же создавать основу для появления новых эмитентов».

Обозначив новый курс, государство стремится перенести фокус с банковской модели финансирования на рынок капитала. Но сама по себе эта задача за счет органического роста рынка не решится. Чтобы увеличить емкость рынка для финансирования экономики, нужен набор решительных действий.   

Розничный инвестор стал профессиональнее

Развитию культуры инвестирования способствуют цифровые технологии, считает руководитель направления по персональному обслуживанию компании «Цифра Брокер» Алексей Лопарев

— Российский фондовый рынок заметно трансформировался в последние годы, и, пожалуй, наиболее заметным трендом стала смена главной движущей силы на рынке — инвесторов. Если раньше на биржевых торгах правили бал иностранные институциональные игроки, преимущественно западные фонды, то теперь основные обороты на бирже приходятся на сделки розничных инвесторов.

Инвесторы стали более профессиональными. В прошлом году по мере ужесточения денежно-кредитной политики инвесторы стали пере­ориентироваться с акций на инструменты денежного рынка, что было более чем оправданно в тот момент. Портфели акций формировали только те, кто выбрал долгосрочную стратегию инвестирования.

Развитию культуры инвестирования во многом способствовали цифровые технологии. Люди научились управлять личными финансами, в том числе и с помощью инвестиций на рынке ценных бумаг, которые максимально упростились с появлением мобильных приложений брокеров. И это сильно поддержало рынок. Частные инвесторы, которые выбирают ценные бумаги, стали действовать более грамотно: многие действительно понимают, как работает рынок, многие формируют долгосрочные портфели. И это не спонтанные покупки акций, это именно селективные покупки эмитентов в соответствии с выбранной стратегией, основанные на аналитических оценках финансовых результатов компании. Конечно, на рынке есть и спекулятивно настроенные инвесторы. Но так и должно быть, на то это и рынок.

Вообще, глобально, позитивный тренд, который я замечаю: у людей появляется осознанная практика откладывать часть средств из своих сбережений на покупку ценных бумаг. В такой ситуации логично, что задача, поставленная государством, о повышении за несколько лет капитализации фондового рынка до 66% от ВВП, выглядит вполне выполнимой.

Однако на самом деле, чтобы привлечь новых инвесторов на фондовый рынок, нам жизненно необходимо решить одну важную проблему.   

Нам сильно не хватает новых эмитентов на рынке акций, особенно крупных системообразующих предприятий.

Мы видим, что промышленные компании в России сейчас развиваются, и инвесторы готовы покупать их акции, но этих компаний просто нет на бирже. Нам кажется, что если мы говорим об увеличении роли фондового рынка в развитии экономики, то нужно работать именно в этом направлении — создавать стимулы для выхода крупных компаний на IPO. И их должно быть много. Американский фондовый рынок генерирует в неделю до 30 IPO. Это мощная инфраструктура, которая состоит из сильных игроков. В России она только формируется. Это непростой процесс. И наши компании подчас просто не готовы выполнять те стандарты, которые требуются для размещения бумаг.

Конечно, регулятор постепенно формирует эту практику. Недавно Банк России выпустил рекомендации по раскрытию информации при первичных размещениях. Регулятор стремится изменить содержание раскрываемой эмитентами информации и адаптировать ее под нужды розничного инвестора. Это повысит качество IPO.

Есть и позитивные планы компаний: в ближайшие несколько лет на рынок планируют выйти целый ряд крупных корпораций, потенциально интересных для инвесторов. Но для этого должна сложиться и удачная конъюнктура рынка.

В этом году одним из главных факторов восстановления рынка будет смягчение денежно-кредитной политики. Мы считаем, что Банк России может перейти к снижению ключевой ставки в III квартале года, хотя восстановление рынка может начаться гораздо раньше. Мы уже видели, как первый намек на начало нормализации геополитических взаимоотношений повлек за собой резкий взлет индекса Мосбиржи. В случае дальнейшего улучшения ситуации в геополитике рынок имеет все шансы на существенный рост.

 Рынок долгового капитала также остается интересен. Компании даже при такой высокой ставке продолжают занимать средства на развитие бизнеса. Есть отрасли, которые могут себе это позволить: к примеру, ретейл, который может переложить инфляционные издержки на потребителей. Больше того, это говорит о том, что компании научились работать с инструментами публичного долгового капитала, который так же, как и рынок акций, бывает подвержен разнонаправленным трендам.