Новая жизнь национального проекта

О региональной программе повышения производительности труда рассказали в Фонде технологического развития промышленности Свердловской области

О региональной программе повышения производительности труда рассказали в Фонде технологического развития промышленности Свердловской области
Все услуги и тренинги РЦК бесплатны для участников федерального проекта. На коммерческой основе воспользоваться ими могут любые компании

К 2030 году  более 400 свердловских предприятий смогут бесплатно поднять производительность труда

Александр Казаков: «Смысл бережливых технологий в том, чтобы работать не напряженнее, а эффективнее»

Шесть лет назад Свердловская область стала одним из пилотных регионов, где стартовал национальный проект «Производительность труда». За это время общий экономический эффект программы, рассчитанной до 2024 года, только в Свердловской области превысил четыре миллиарда рублей. Проанализировав эти результаты, федеральные власти решили продлить «Производительность труда» до 2030 года и сделать частью нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

За шесть лет программа помогла 260 свердловским компаниям поднять выработку пилотных участков в среднем на 50%. Как им удалось сделать это за три месяца и почему такие цифры — только начало, рассказывает Александр Казаков, генеральный директор Фонда технологического развития промышленности Свердловской области, на базе которого работает местный оператор федерального проекта — Региональный центр компетенций (РЦК) в сфере производительности труда.

Критическая масса успеха

— Какие компании стали пионерами проекта «Производительность труда» в регионе и как сегодня изменился портрет участников?

— Первыми в него вошли предприятия малого и среднего бизнеса. Они сразу поняли — оптимизация производственных процессов станет для них серьезным конкурентным преимуществом. Крупный капитал сначала осторожничал, присматривался. В нацпроект он активно включился только в 2021–2022 годах, когда накопилась критическая масса положительных примеров и начало работать «сарафанное радио». К программе постепенно присоединились крупные холдинги и градообразующие предприятия, например, «ВСМПО-Ависма», Каменск-Уральский металлургический завод и другие. Но самый ажиотажный спрос мы до сих пор видим со стороны малого бизнеса.

— В чем причина этого?

— В возможности оптимально организовывать процессы в период взрывного роста производства. В 2023 году вместе с областным правительством и Уральской торгово-промышленной палатой мы запустили регио­нальный проект — аналог федерального, лишенный его главного недостатка: ограничения минимальной выручки в 400 миллионов рублей. Программа оказалась настолько востребованной, что каждый год мы увеличиваем число участников в полтора-два раза, но количество желающих растет еще сильнее.

Учебные «фабрики»

— Как вы сами считаете, почему программа настолько популярна?

— А вы знаете другой бесплатный способ эффективно поднять производительность труда? По статистике за три месяца активной фазы проекта выработка пилотных участков предприятий увеличивается в полтора раза, а загрузка оборудования — до 85%. Запасы незавершенного производства сокращаются на 42%, а время протекания процессов — на 40%. Это средние цифры, в некоторых компаниях они кратно выше. Так, на Каменск-Уральском заводе по обработке цветных металлов выпуск медной шины с помощью экспертов РЦК увеличили в восемь раз.

Один из недавних примеров — кейс ЗАО «Сенсор», где Региональный центр компетенций помог оптимизировать производство индуктивного датчика. На предприятии изменили и дополнили служебную документацию, разработали матрицу компетенций для сотрудников, внедрили систему 5С в цехе сборки и монтажа, нашли и сократили излишние перемещения операторов. Кроме того, отыскали способы упростить конструкции датчика, что сократит время сборки и монтажа, технических проверок и работы ОТК. Общий экономический эффект превысил два миллиона рублей.

За шесть лет участниками проекта в Свердловской области стали многие сельскохозяйственные, строительные, транспортные компании

— Каковы были затраты?

— Все услуги Регионального центра компетенций для участников федеральной программы бесплатны. Это касается и работы экспертов на предприятиях, и обучающих программ РЦК, таких как «Фабрики процессов» — производственной, офисной, логистической. Это центры практического обучения, которые имитируют работу реального предприятия — со своими отделами, рабочими процессами и неизбежными неэффективностями, которые заложены в их работу. Участники тренируются находить эти проблемы, оптимизировать работу своей «компании» и видеть, как это отражается на получаемом доходе.

— Каким образом?

— Так же, как затем поднимают эффективность собственных предприятий — с помощью стандартизированной работы, производственного анализа, диаграмм спагетти, матриц компетенций и других хорошо известных и давно зарекомендовавших себя инструментов бережливого производства. Эксперты не используют никаких «волшебных» методик и секретных ноу-хау, все просто.

Ненормальная норма

— Если все так просто, почему предприятие само не может наладить эффективную работу?

— Потому что для этого часто нужен взгляд со стороны. Люди привыкают работать так, как они трудились годами, не задумываясь, почему они делают так, а не иначе. Бывает, что никто не анализировал процесс производства целиком, не погружался во взаимосвязи переделов, а концентрировал свое внимание только на отдельных участках. Эксперты часто сталкиваются с тем, что решение лежит на поверхности — но сотрудники не замечают его, потому что не видят саму проблему. Ведь так тут работали всегда, и для всех это норма.

Кроме того, эксперты приходят на предприятие не просто с отдельными инструментами бережливого производства. Они приносят структурированное знание по их эффективному внедрению, методику, выстроенную и отработанную на сотнях предприятий.

— Чем эта методика отличается от инструментов консалтинговых фирм, предлагающих услуги по повышению производительности труда?

— Принципиальных отличий несколько. Во-первых, для роста эффективности используются не дорогостоящие капиталоемкие решения, а организационные мероприятия, которые легко и быстро разработать, внедрить и — это важно — масштабировать. Надо понимать: эксперты РЦК предлагают не рыбу, а удочку. Их задача не просто предложить конкретные решения и инструменты, а научить ими пользоваться. По­этому обязательное условие участия в проекте — создание в компании проектного офиса и вовлечение руководства. За два с половиной года это подразделение должно масштабировать опыт бережливого производства на все подразделения и своими силами поднять производительность труда компании минимум на пять процентов в год.

Второе важное отличие — в универсальности методик бережливого производства. Оптимизация хранения и передвижений заготовок, наведение порядка на рабочем месте, анализ сильных сторон персонала, чтобы определить должность, где человек будет работать эффективнее всего — это те инструменты, которые работают везде и всегда: и в цехе, и в офисе, и на складе. И везде они быстро приносят результат — в нашем случае сэкономленные предприятием деньги или дополнительные доходы.

«Работать надо не больше, а эффективнее»

— А в чем минусы lean-подхода?

— Наверное, в том, что не всегда сотрудники сразу принимают нововведения. Менять рабочие привычки, которые формировались годами, непросто. К тому же ко всем изменениям мы относимся настороженно — так устроены люди. Тем более — что первое приходит на ум человеку, когда он слышит «Надо повышать производительность труда»? Что его хотят заставить больше работать за те же деньги. Хотя смысл бережливого производства в том, чтобы работать не больше, а эффективнее.

Очень часто приходится слышать «Что вы в этом понимаете, мы лучше знаем свою работу». И это действительно так. Но проблема в том, что знают люди только ее часть, касающуюся конкретного рабочего места, и часто не задумываются , как она соотносится с предыдущим и следующим этапами, как влияет на все производство. Плюс мы ведь занимаемся исключительно организацией процесса, не вмешиваясь в его технологические особенности. Мы стараемся вытащить людей из их небольшого замкнутого микромира, сформировать горизонтальные связи, чтобы сотрудники взаимодействовали друг с другом, осознавали себя частью единого процесса. Такие изменения быстро дают эффект.

Кроме повышения производительности труда компании — участники проекта могут получить льготные займы и налоговые преференции

— И как это сделать? Как преодолеть сопротивление работников?

— Для этого существует много способов. Один из самых простых и эффективных — живой пример тех, кто уже убедился: методики бережливого производства действительно работают. В Свердловской области созданы несколько модельных предприятий самых разных отраслей, куда можно прийти, пообщаться с сотрудниками, узнать, с какими трудностями они столкнулись, участвуя в нацпроекте, и как с ними справились.

Благодаря этому потенциальные участники могут провести предварительный «тест-драйв» проекта, даже не вступая в него. Например, когда компания хочет войти в программу, но сомневается в ее эффективности или просто хочет поближе познакомиться с инструментами бережливого производства. Учитывая, какие выгоды такой шаг может принести бизнесу — это та возможность, которую нужно использовать обязательно.