Закрепиться на вершине

На рынке факторинга – положительные тренды

На рынке факторинга – положительные тренды
Фото от Freepik ru.freepik.com

Если на рынке не случится новых шоков, факторинговый портфель в текущем году продолжит расти

Одним из прорывных финансовых продуктов 2023 года в России стал факторинг. По данным Ассоциации факторинговых компаний, факторинговый портфель по итогам 2023 года вырос на 56% и составил 2 трлн 256 млрд рублей. 

По мнению руководителя проекта Контур.Факторинг Ивана Акименко, отчасти в этой статистике есть «эффект низкой базы»: «Рынок в 2019–2021 годы в среднем прирастал на 37%, а по итогам 2022 года на фоне санкций портфель факторинга просел на 5%. Затем произошла перестройка логистических цепочек, связей между компаниями, и сейчас реализуется отложенный спрос на факторинг. При этом определенный вклад в динамику прошлого года, конечно, внес еще и рост цен». 

Развитию рынка также способствовало продуктовое разнообразие. Так, по словам руководителя Абсолют Банка в Екатеринбурге Екатерины Богатовой, в прошлом году Группа запустила ряд новых продуктов, в частности программу финансирования автопроизводителей и крупных дистрибьюторов: «Во многом благодаря этому размер факторингового портфеля Группы Абсолют Банка за 2023 год вырос почти на 34%, а в Екатеринбурге — в три раза».

По мнению генерального директора «Росбанк Факторинг» Бориса Мельникова, популярности сервиса способствует специфика продукта: «Этот сервис обеспечивает рост ликвидности, быстрый доступу к финансированию и помогает бизнесу найти способы поддержки своих партнеров».

Генеральный директор финтех-платформы ROWI Виктор Вернов связывает тренд больше с развитием инструментов цифровизации: «За последние пару лет упростился процесс получения информации. Сегодня можно оперативно получать подтвержденные данные по поставкам, это делает факторинг более удобным инструментом финансирования по сравнению с кредитованием». 

По словам Виктора Вернова, расширяется и отраслевая структура портфеля: «Факторингом сейчас активно пользуются не только предприятия торговли, но и металлургия, электроэнергетика, машиностроение, сектор электронной коммерции». 

Немаловажным достижением индустрии можно считать и более глубокое проникновение этого сервиса в сегмент малого и среднего бизнеса. По оценке Ивана Акименко, в целом на рынке доля сегмента МСБ в клиентской базе составляет порядка 70%, а доля в Контур.Факторинге — порядка 80%: «Эту аудиторию привлекает дистанционный формат оформления сделки, а именно на этот запрос отвечает наша платформа». 

В целом, по наблюдениям Ивана Акименко, компании сегмента МСБ более гибкие, они рассматривают различные варианты пополнения оборотных средств: «При этом они учитывают тот факт, что при классическом факторинге оценивается финансовое положение дебитора, а не самого поставщика. Поэтому такие компании рассматривают факторинг как возможность получить финансирование в случае работы с крупными покупателями-заказчиками».

Положительные тренды

Рост ключевой ставки, по мнению Виктора Вернова, заставил бизнес перестраивать процессы: «Мы видим, что компании оптимизируют складские остатки, отказываются от долгосрочных инвестиций, пробуют продавать с меньшей отсрочкой платежа. У бизнеса появляется спрос на быстрые решения с более короткой ликвидностью. Факторинг в этом случае выступает оптимальным инструментом короткого финансирования».

Виктор Вернов видит основания для закрепления положительных трендов и в текущем году: «Рост рынка будет как органическим, так и благодаря перетоку клиентов с кредитного сегмента. Факторинг в этой ситуации усиливает свои конкурентные преимущества, особенно в сегменте МСБ. Высокое качество бизнес-процессов и тенденция на использование цифровых инструментов в факторинге позволяют формировать более конкурентоспособный продукт». 

Иван Акименко, однако, видит ряд ограничивающих элементов: «Для уверенного развития факторинга важна стабильность как макроэкономических факторов, так и тенденций на микроуровне. Спрос на такой сервис также держится на высоком уровне деловой активности и потребления в экономике. Если шоковых событий не будет, мы увидим дальнейшее увеличение потребности в факторинге.

Екатерина Богатова находит основания еще и для качественных структурных изменений на рынке: «Мы считаем, что в дальнейшем классический факторинг уступит место так называемому поставочному факторингу. В этом случае факторинговая компания предоставляет финансирование, условно говоря, под будущую дебиторскую задолженность. Это своего рода вид кредитования, но более безопасного, потому что есть четкое целевое использование: платеж идет непосредственно поставщику или производителю необходимого товара. К тому же в таком продукте предполагается четкий источник погашения».

Фактор скорости 

Одним из прорывных финансовых инструментов 2023 года стал факторинг. Что стоит за этим трендом и каковы перспективы инструмента, рассказывает вице-президент — управляющий Уральским филиалом ПСБ Ринат Иржанов

— Факторинг не только позволяет бизнесу избежать множества рисков и обеспечить стабильность работы компании, но и является инструментом для роста, так как основная его цель — это сокращение кассовых разрывов между участниками рынка без дополнительных условий по обеспечению. Пользователь этой услуги сразу получает большую часть денег за отгруженную продукцию, тем самым ускоряя оборачиваемость средств. Поэтому факторинг занимает значительное место в линейке финансовых продуктов для бизнеса.

Бизнес на Урале уже оценил преимущества такого финансового инструмента. Об этом говорит уверенная положительная динамика портфеля факторинга Уральского филиала ПСБ по итогам 2023 года. На расчеты с помощью факторинга переходят предприятия разных отраслей. Мы отмечаем особый рост по привлечению этого инструмента в таких сферах, как нефтяная и газовая промышленность, оптовая торговля продуктами питания и промышленными товарами, торговля оборудованием и машиностроение. В 2023 году мы заметили также интерес предприятий из сферы торговли автомобилями и строительного сектора.

В линейке ПСБ представлено несколько видов факторинга. Вместе с тем продукт продолжает развиваться, и по мере его эволюции появляются новые виды. В частности, в последнее время набирает популярность ABL-факторинг, первые сделки по которому прошли на Урале в 2023 году. ABL-факторинг, или коммерческое финансирование, подходит для любой деловой сферы, например для автомобильного ритейла, нефтетрейдеров. Активно развивается также ABL-факторинг для застройщиков.

Повышению спроса на факторинг способствует также развитие онлайн-формата заключения сделок. Сегодня в этом продукте используются система электронного документооборота и платформа дистанционного обслуживания.

 

Факторинг продолжит рост 

Предприятия оценили удобство факторинга как формы пополнения оборотного капитала, считает директор дополнительного офиса «Екатеринбург» «СДМ-Банк» Ольга Шарушинская  

— Динамика рынка факторинга в 2023 году оказалась внушительной. Что этому способствовало?  

—  Рост рынка факторинга мы связываем с тем, что бизнес на практике оценил все преимущества этого сервиса в качестве инструмента расчетов. Торговые сети традиционно играют важную роль и генерируют большой объем финансирования на рынке факторинга. В свою очередь, участники рынка совершенствуют продуктовую линейку. Так, в последнее время активно развивается сервис финансирования цепи поставок SHF (агентский/закупочный факторинг). В этом случае предприятия финансируют закупку товара с дальнейшей поставкой покупателю, и потом уже включается классический факторинг с отсрочкой дебитора. Такой продукт позволяет компании экономить собственные оборотные средства.

—  Для какого круга потребителей подходит этот сервис? 

— В основном потребность в этой услуге ощущают предприятия торговли, производства, сферы услуг, работающих на условиях отсрочки платежа, чаще всего это поставщики в торговые сети. Но мы видим все больший запрос со стороны малого и среднего бизнеса из различных секторов, поэтому ограничений для установления лимита только на торговые сети нет, мы работаем с любыми отраслями и сегментами. Между тем раньше этот способ пополнения оборотного капитала использовали преимущественно крупные компании.   

В 2023 году на рынке случился настоящий прорыв. Так, по данным Ассоциации факторинговых компаний, портфель по сделкам с субъектами МСП за год вырос на 28% до 167 млрд рублей, а объем выдач в сегменте МСП вырос на 50% и составил 725 млрд рублей. В этом случае сработал эффект активного вверения цифровых технологий участниками рынка. В частности, доступность этой услуги существенно выросла благодаря развитию онлайн-факторинга. Раньше финансирование осуществлялось в течение 2 — 3 дней, к тому же клиенту нужно было предоставить оригиналы накладных в банк. С появлением электронных сервисов и электронной цифровой подписи финансирование происходит практически онлайн. 

— Как банковская индустрия способствует росту рынка?

— Через постоянные продуктовые новации в ответ на запрос бизнеса. К примеру, в прошлом году мы увидели взрывной спрос на факторинг со стороны сектора электронной коммерции. В ответ на это мы разработали и внедрили специальный продукт — «факторинг на маркетплейсы». 

Банки участвуют в реализации многих государственных программ, но при этом важно стимулировать поставщиков еще и собственными факторинговыми предложениями на особых условиях. За внедрение таких сервисов СДМ-Банк в прошлом году получил премию «Факторинговая программа года»: в ее рамках финансировали клиентов определенный период по ставке ЦБ.

— Каков ваш прогноз развития факторинга в 2024 году?

— Мы считаем, что рынок факторинга продолжит расти такими же высокими темпами и в 2024 году, предприятия уже оценили удобство этой формы пополнения оборотного капитала.

 

Взаимное сближение интересов 

Классический факторинг уступает место специализированным продуктам, которые позволяют в наибольшей степени удовлетворить интересы факторинговых компаний, производителей и продавцов, считает руководитель Абсолют Банка в Екатеринбурге Екатерина Богатова 

—  Что позволило рынку факторинга показать внушительные темпы роста?

— На мой взгляд, отчасти это «эффект низкой базы». Рынок факторинга в России пока объективно отстает от средних мировых стандартов в этом сегменте. Для многих компаний это пока еще менее понятный вид финансирования. Во-вторых, далеко не все компании-дебиторы приветствуют факторинг своей дебиторской задолженности. Но при этом спрос на деньги, несмотря на высокие ставки, сохраняется. Поэтому банки больше продвигают этот продукт, так как факторинг является менее рискованным: в этом случае четко определен источник погашения финансирования. 

— Какие технологии способствуют повышению доступности этого сервиса? 

— Факторинговые компании в кооперации с банками идут по пути упрощения и автоматизации процессов принятия решений на основе скоринговых моделей. Но пока это осуществляется в пределах относительно небольших сумм.Крупные лимиты факторингового финансирования не перешли в формат онлайн-скоринга, они по-прежнему требуют индивидуального рассмотрения, в том числе с учетом требований регулятора.

—  Какие отрасли предъявляют спрос на эту услугу в регионе?

— Факторингом пользуются поставщики товаров в торговые сети, а также подрядчики и поставщики крупных производственных холдингов. Это обосновано тем, что в обоих случаях поставки осуществляются, как правило, на условиях отсрочки платежа, поэтому здесь применим классический факторинг.

Растет спрос и на специализированный факторинг — так называемый инвентори — от дилеров спецавтотехники и легковых авто. Здесь идет взаимное сближение.  Факторинговые компании популяризируют продукт, а дилеры готовы встроить его в свои финансовые потоки и взаимоотношения с производителями техники и авто.