Рано пить боржом
Грузия
9 июля президент РФ Владимир Путин, прилетевший в Екатеринбург для участия во Втором Глобальном саммите по производству и индустриализации, не поддержал намерение Госдумы ввести экономические санкции против Грузии в ответ на «непрекращающиеся антироссийские провокации» (нецензурную брань ведущего грузинского телеканала «Рустави-2» в адрес российского лидера). За введение санкций выступили фракции всех партий.
— Я бы не стал этого делать из уважения к грузинскому народу, — сказал президент. — Потому что один вышел, что-то ляпнул <…>, о нем раньше никто не знал, а сейчас все говорят. Он в этом смысле добился своего. Но есть ведь люди, которые в Грузии протестуют против этого. Вот ради этих людей, ради восстановления полноценных отношений между Россией и Грузией я бы не стал предпринимать ничего, что осложняло бы наши отношения.
Не исключено, что Кремль удовлетворила официальная реакция властей Грузии. Президент Саломе Зурабишвили, еще недавно называвшая Россию «врагом и оккупантом», написала в Facebook: «Он <ведущий> позволил себе то, что неприемлемо для Грузии. Это наносит вред интересам Грузии. <…> Будет парадоксом, если соседняя страна ответит на провокацию радикальной силы, которую она сама охарактеризовала так, и тем самым поспособствует их деструктивным целям». Грузинский МИД тоже «строго осуждает высказывания, использованные телекомпанией “Рустави-2”. У них нет ничего общего со свободой слова, они представляют собой провокацию чистой воды, которая направлена на осложнение и так непростой ситуации в российско-грузинских отношениях».
При сохранении положительной динамики развития ситуации МИД России допускает возобновление отмененного с 8 июля прямого авиасообщения и возвращение к теме отмены визового режима с Грузией, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник в МИДе.
Напомним, отношения резко обострились в ходе проведения в Тбилиси Межпарламентской ассамблеи православия 20 июня, когда председательствовавший на нем депутат Госдумы Сергей Гаврилов занял место спикера в грузинском парламенте. Это спровоцировало волну массовых протестов с антироссийскими лозунгами. Из-за них и были запрещены прямые рейсы из РФ в Грузию. Подоспел и Роспотребнадзор: «С 2014 по 2018 год количество выявленной алкогольной продукции производства Грузии, не соответствующей обязательным требованиям, увеличилось в 2,9 раза и составило в 2018 году 203 тысячи литров». 9 июля в Госдуме предложили запретить поставки грузинских вина и воды, а также денежные переводы в Грузию.
Православный коммунист Сергей Гаврилов отметился, к слову, и в Екатеринбурге, в ходе недавнего инцидента со строительством храма на месте сквера у театра драмы. На встрече с депутатами гордумы он сопоставил протест горожан с майданом на Украине и Арабской весной: «На вас не должны давить вневластные, серые деструктивные группировки. Неважно, из кого они состоят — провокаторов, русофобов, христианофобов, криминальных элементов — людей, которых тянет на бунт. Наша страна, Екатеринбург, его спокойствие, стабильность и безопасность гораздо важнее, чем попытки радикальных политических экспериментов. Я просто был свидетелем тяжелых последствий начала разного рода майданов, в том числе на Ближнем Востоке. И я считаю, что мы должны сделать все, чтобы исключить этот процесс». И далее, на фоне кордонов у сквера: «Когда нет диалога, нет коммуникации, начинают проявляться откровенно опасные экстремистские элементы, которые начинают с невинной раздачи пирожков с защитой экологии, а все заканчивается Одессой. Сегодня это храм, сегодня это сквер, а завтра это власть, завтра это сепаратизм, завтра это терроризм». Пирожки в сквере раздавали, однако, представители Фонда святой Екатерины, о чем парламентарию, видимо, не сообщили, напоминает ИА «Новый день».
Но вернемся на «военно-грузинскую дорогу». «Поступок грузинского телеведущего не особенно умный. Многие соотечественники его осудили, а вот кто был очень рад, так это российская пропаганда и депутаты Госдумы. Они давно ждали подобного подарка из Тбилиси», пишет колумнист Новой газеты Кирилл Мартынов:
<…> Уже несколько недель российская пропаганда искала какую-нибудь подходящую русофобию, на которую можно обидеться, и вот она дождалась. <…> Еще с того момента, как наша новая обида на грузин только была заготовлена на лето в качестве экстренной меры, способной отвлечь людей от пересчета последних денег в кошельках, созерцания мусорных свалок, подброшенных журналистам наркотиков и подделанных подписей в поддержку провластных кандидатов на выборах, я заметил пропущенную в этой логической конструкции посылку.
Требовать наказать грузинскую власть за то, что на улицы вышли протестующие с антироссийскими лозунгами, можно только в том случае, если мы верим, что в Грузии, как в России, нет свободы собраний. <…> Иными словами, призывы вводить против Грузии санкции за действия и слова отдельных граждан этой страны — значит обвинять грузинский режим в ужасном преступлении: демократии. То же касается высказываний Габунии на частном телеканале «Рустави-2»: никакого отношения к санкциям против грузинского государства они не имеют, если только мы допускаем, что у людей может быть свое собственное, негосударственное мнение — сколь бы глупым или оскорбительным оно ни казалось третьим лицам. Госдума, коротко говоря, мечтает ввести против Грузии не санкции, но Россию: так, чтобы высказанное на местных телеканалах согласовывалось по темникам с каким-нибудь чиновником грузинской АП.
Здесь есть и вторая сторона. Россияне, впрочем, как и американцы, регулярно оскорбляют президента Дональда Трампа, и им за это ничего не бывает. <…> Потому что, во-первых, свобода слова, а во-вторых, на дураков не обижаются. То есть американцы на российские СМИ точно так же переносят свои представления о свободе, как мы в контексте грузинских мечтаем закрутить гайки. Более того, в любой демократии найдутся те, кто открыто и громко критикуют действия российских властей, зачастую не стесняясь в выражениях. Покойный американский сенатор Джон Маккейн именовал Россию «бензоколонкой», другой сенатор Марко Рубио прямо обвинял руководство нашей страны в совершении военных преступлений. В сатирическом шоу на телеканале NBC регулярно фигурирует президент Путин. В чем разница между высказываниями американцев и высказываниями грузин, кроме того, что на последних, как уже сказано, заранее очень хотелось обидеться?
<…> Через час после воинственных заявлений российских депутатов в отношении Грузии президент Путин сообщил, что не считает необходимым введение против страны санкций из уважения к грузинскому народу. Это значит, что в Кремле <…> понимают: новый внешнеполитический конфликт не добавит власти очков. Теперь можно внимательно следить за скоростью, с которой пропагандисты переобуются.