Папа юрист
Рейтинг юридических компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2018 года
Давление государства на бизнес — главный фактор роста спроса на юридические услуги. Участники рынка хотели бы работать в позитивном поле, но низкий уровень деловой активности смещает вектор в сторону банкротств и налоговых споров
Аналитический центр «Эксперт» подготовил рейтинг юридических компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2018 года. В исследовании приняли участие 11 компаний, их совокупная выручка чуть превысила 818,3 млн рублей, что на 34,5% больше аналогичного показателя прошлого года (далее везде сравнение — период к периоду, если не указано иное). Годовая динамика выросла на 14,7%.
Состав участников рейтинга меняется, но костяк стабилен: это девять компаний, принявших участие в пяти волнах и более, причем в 2018 году на их долю пришлось 80,7% совокупной выручки, тогда как пять лет назад — около трети.
Лидерство в рейтинге сохранила компания Vinder Law Office, за год увеличившая доходы на 69,5%. На вторую позицию с четвертого места переместилась юридическая компания «Сенат», двухкратный рост выручки позволил ей войти в число лидеров по динамике доходов. Замыкает тройку группа компаний «Налоги и финансовое право». Только четверо участников исследования завершили прошлый год с сокращением номинальной выручки, остальные — в уверенном плюсе.
Число юристов, обеспечивающих оказание услуг, выросло в компаниях рейтинга на 8,7%, в них занято 225 человек. Количество клиентов сократилось на 4,1% до 3,5 тысячи, из них 76,7% — корпоративные.
Давление извне
Доля юридических услуг в структуре суммарной выручки участников рейтинга составила 95,4% (годом ранее — 88,6%). Среди практик на первом месте традиционно — судебные споры (плюс 48,2% до 25,3% совокупных доходов). По мнению управляющего партнера юридической группы «Правомир» Екатерины Швефель, спрос — результат жесткого давления государственных структур на все аспекты функционирования компаний, поэтому растет потребность в услугах, связанных с защитой бизнеса.
На второй позиции — сопровождение процедур банкротства (доля в доходах — 18%, динамика — 17,2%).
— Тенденция, которую мы наблюдаем не первый год, — снижение платежеспособности клиентов. Скорее всего, это связано с макроэкономическими и внешнеполитическими факторами. При этом серьезно увеличивается количество споров по банкротству, — свидетельствует директор агентства ЮС Когенс Светлана Корабель.
— Стремление государства к повсеместной легализации приводит к падению интенсивности инвестирования, при этом растет число банкротств юридических лиц, — подтверждает генеральный директор ЮК «ЭНСО» Алексей Головченко.
По мнению управляющего партнера фирмы «Арбитраж.ру» Даниила Савченко, кроме экономических факторов на рост этого вида услуг влияют изменения в регулировании и правоприменительная практика:
— Для банкротства определяющим стал целый ряд правовых позиций Верховного суда, принятых в 2018 году. Общий тренд на увеличение вероятности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц не может не отразиться на готовности должника к банкротству.
Замыкает тройку практик-лидеров налоговое право: суммарный объем доходов от него в общей сумме вырос 3,7 раза. Факторы востребованности перечисляет руководитель отдела развития юридических услуг компании «Сенат» Валерия Щур: «Ужесточение мер налогового контроля, создание новых механизмов пополнения государственного и региональных бюджетов за счет повышения собираемости налогов и привлечения юрлиц к административной и иной ответственности, рост регуляторных практик в антимонопольной и кредитно-финансовой сферах».
Самая динамичная практика, внесшая ощутимый вклад в совокупную выручку, — юридические услуги в сегменте слияний и поглощений: за год спрос на них вырос в четыре раза. Хотя объем выручки пришелся на одну компанию — Vinder Law Office.
Почти втрое прибавили услуги в сфере защиты интеллектуальной собственности. На треть просели услуги банкам и другим финансовым институтам, почти на 32% — услуги, связанные с соблюдением антимонопольного законодательства.
Напряжение внутри
Для роста рынка юридических услуг нужна прежде всего платежеспособность населения и бизнеса, считает Екатерина Швефель. А она падает, подтверждает Светлана Корабель: сказывается общая низкая деловая активность в стране, «слишком мало в регионе запускается инвестиционных проектов».
Основная масса клиентов региональных юридических компаний — малый и средний бизнес, перспективы развития рынка юридических услуг большинство участников исследования связывает именно с ним.
— Мы видим сокращение численности мелкого и среднего бизнеса. Если ранее предприниматель закрывал одно предприятие и открывал другое, то теперь просто закрывает без продолжения предпринимательской деятельности, — говорит генеральный директор ООО «АС-Консалтинг» Оксана Бунина.
На расслоение в предпринимательской среде обращает внимание управляющая Группой компаний «Левъ и Левъ-Аудит» Анна Дубровина:
— Растет разбег между малым и крупным бизнесом, средний сегмент уменьшается. Крупный бизнес не является потребителем юруслуг, наш основной клиент — малый и средний бизнес, а его возможности оплачивать качественный сервис сокращаются. Компании закономерно начинают экономить на юристах, не привлекая их вообще или привлекая слишком поздно, когда ситуация становится критичной, и правовые ошибки некачественных юристов существенно усложняют дело.
— Мы уже много лет видим общее снижение уровня квалификации юристов на фоне значительного увеличения мелких и средних участников рынка правовых услуг, работающих в режиме демпинга, — констатирует Валерия Щур.
Анна Дубровина также делает акцент на внутренних ограничителях развития отрасли: «Неэтичное поведение недобросовестных юристов и адвокатов, балансирующее на грани мошенничества, влечет падение авторитета юридической профессии».
Попытки искоренить демпинг в юридической отрасли путем создания модели регулирования предпринимались не раз. В конечном итоге идея свелась к концепции введения «адвокатской монополии». Однако реформа зависла. Компании, ведущие бизнес в статусе юридических лиц, продолжают отстаивать свою позицию: «Наличие адвокатского удостоверения не может быть гарантией качества юридической помощи в отсутствие стандартов ее оказания. О доступности вообще речи не идет, доступ в профессию существенно удорожит услуги с введением адвокатской монополии», — приводит аргументы Анна Дубровина.
Растем на проблемах
По мнению Алексея Головченко, все большее влияние на отрасль будут оказывать новые технологии:
— Цифровизация, направленная на автоматизацию оказания юридических услуг, набирает обороты. Создаются виртуальные офисы, такие как «Активное право», с помощью которых онлайн решаются текущие юридические задачи клиента. Такое явление в скором времени приведет к тому, что значительно снизится спрос на отдельные юридические услуги.
В этой ситуации актуальность задачи переформирования долгосрочных стратегий становится все очевиднее. Валерия Щур считает важным искать внутренние факторы устойчивого роста рынка: «Это оптимизация бизнес-процессов и затрат внутри юридических компаний в целях снижения стоимости типовых услуг, создание уникальных по качеству и содержанию продуктов».
В числе основных факторов формирования потребности в юридических услугах участники исследования по-прежнему называют элементы жесткой государственной политики. По мнению Валерии Щур, государство продолжает постоянно вносить конъюнктурные изменения в действующий Налоговый кодекс и другие базовые законодательные акты, а значит, драйверами роста рынка в этом году останутся юридическое практики, связанные с конфликтными разбирательствами.
— Государство не откажется от своей позиции и продолжит давить на бизнес, а значит, спрос на юридические услуги в связи с этим будет только расти, — прогнозирует Алексей Головченко.
— С учетом небольшой доли сегмента консалтинга в экономике страны сектор юридических услуг будет развиваться пропорционально трендам экономики, — считает управляющий партнер Vinder Law Office Артем Абрамов.
В отсутствие каких-либо видимых прорывов в экономике страны ждать существенной волатильности от рынка юруслуг не приходится, солидарен с коллегой Даниил Савченко. Особых предпосылок к резкому росту не видит и Екатерина Швефель, по ее мнению, рынок юридических услуг в этом году покажет темпы на уровне 2018 года.