Новые драйверы

Региональная стратегия

Региональная стратегия

Свердловский промышленный комплекс адаптировался к экономическим реалиям. Следующий этап — новый технологический уровень развития предприятий, нацеленных на выпуск уникальной продукции, востребованной во всем мире

Накануне открытия международной выставки «Иннопром» губернатор Евгений Куйвашев и посол Индии в РФ Панкадж Саран сверили ожидания от предстоящего форума. Глава дипмиссии рассчитывает на активное сотрудничество: «Мы хотим показать России, что Индия меняется, что это современная промышленная экономика. Показать, что страны могут совместно работать в сфере технологий. Мы должны пользоваться абсолютно любой возможностью, чтобы увеличить взаимную торговлю, инвестиции. Ждем конкретных договоренностей между российскими и индийскими компаниями». У Свердловской области такие договоренности уже есть: в марте делегация региона совершила деловую миссию в один из самых развитых штатов Индии — Махараштра. Между правительствами территорий подписано соглашение, а предприятия договорились о поставках. Например, Уралмашзавод смонтировал для индийской АЭС «Куданкулам» кран, предназначенный для выполнения операций по загрузке и выгрузке контейнеров с ядерным топливом. А Уралхиммаш планирует поставить для АЭС емкости системы аварийного охлаждения зоны реактора. Будут наращивать присутствие на индийских рынках — «Синара — Транспортные машины» (СТМ) и завод «Медсинтез».

Посол подтвердил высокий интерес предприятий Индии к сотрудничеству со Свердловской областью: в выставке примут участие представители более 90 индийских компаний. Посольство Республики Индия высказало интерес к учреждению в Екатеринбурге поста почетного консула. По словам Евгения Куйвашева, форум станет началом нового этапа в развитии партнерских отношений как государств, так и их регионов. «Э-У» губернатор рассказал о планах по развитию промышленного сектора и поисках новых рынков сбыта продукции.

— Евгений Владимирович, Индия — главный партнер Иннопрома в этом году. Оцените перспективы сотрудничества с этой страной?

— Индия — один из стратегических парт­неров Среднего Урала: по итогам 2015 года она заняла 12 место среди 143 стран, с которыми регион ведет внешнеэкономическую деятельность. Во время недавнего визита в Индию свердловские власти договорились о расширении кооперационных связей в сферах металлургии, тяжелого машиностроения, горной промышленности, фармацевтики и участии уральских предприятий в реализации двух крупнейших индустриальных проектов республики — «Make in India» и промкоридора Дели — Мумбаи (он пройдет через шесть штатов). Инвестиционная емкость проектов — сотни миллиардов долларов. Есть примеры состоявшегося сотрудничества: Уралмашзавод поставил правильно-растяжную машину для Ordnance Factory Ambajhari и выполняет для индийских компаний несколько серьезных заказов по модернизации шагающих экскаваторов.

Губернатор Евгений Куйвашев и посол Индии в РФ Панкадж Саран

Есть перспективы у СТМ — создание сервисного и гарантийного центра для обслуживания путевых машин в Индии, а также поставки тяговой железнодорожной техники с локализацией комплектующих в парт­нерстве с индийскими участниками рынка. Успешно работают на индийском направлении корпорации Уралвагонзавод и ВСМПО-Ависма.

Одним из наиболее активных участников сотрудничества Среднего Урала и Индии стал УрФУ — единственный вуз России, вошедший в состав сетевого университета БРИКС. Есть наработки по обмену студентами и преподавателями по вопросам, связанным с водными ресурсами, экологией, ИT, энергетикой. Индийская сторона выразила готовность к проведению совместных межвузовских исследований в сфере сельского хозяйства.

В приоритете

— Сотрудничество с иностранным бизнесом предполагает грамотную инвестиционную политику. Как вы оцениваете деловой климат в регионе?

— В глобальной конкуренции территорий эффективная инвестполитика и развитие предпринимательской деятельности выходят на первый план. Мы прекрасно понимаем, что без привлечения средств в экономику, социальную сферу, ЖКХ невозможно обеспечить рост. Работа с инвесторами — в приоритете. Цифры это доказывают: за несколько лет в экономику Свердловской области привлечено около 1,5 трлн рублей. В 2015 году Средний Урал занял девятое место в РФ по объемам привлеченных инвестиций в основной капитал. По итогам прошлого года правительство выполнило поставленную задачу: обеспечило приток инвестиций для реализации ключевых проектов, в том числе из федерального бюджета удалось привлечь более 3 млрд рублей. Яркие примеры: запуск шахты Черемуховская-Глубокая и цеха холодного проката на Каменск-Уральском металлургическом заводе. В перечне, утвержденном в прошлом году, более 60 стратегических инвестпроектов с общим объемом инвестиций около 358 млрд рублей. Это перспективные, знаковые проекты, создающие основу для будущего роста по многим направлениям. Шесть из них уже завершены, в том числе введен энергоблок БН-800 на Белоярской АЭС, модернизирован Новоуральский молочный завод, реконструирована Нижнетуринская ГРЭС. В этом году мы включим в список приоритетных проектов еще несколько значимых инициатив.

Считаю, что в области удалось сформировать комфортную среду для предпринимателей: предусмотрен комплекс льгот и налоговых преференций, есть индустриальные парки и ОЭЗ «Титановая долина» с необходимой инфраструктурой для размещения производств, работает принцип «одного окна». Устранены избыточные административные барьеры, потенциальным инвесторам предоставлена полная информация об особенностях развития, логистике, кадровом потенциале и других ресурсах территории.

— Как сказались на уральских предприятиях экономические санкции? Какие антикризисные решения вы принимаете?

— В Свердловской области принят антикризисный план, который одобрило бизнес-сообщество. В документе учтены предложения Союза промышленников и предпринимателей, отраслевых союзов. Свердловскому министерству промышленности и науки поставлена задача — включить как можно больше промпредприятий в списки на получение федеральных мер поддержки. Эта работа ведется постоянно. Специалисты проводят выездные встречи с руководителями компаний, оказывают консультативную помощь, доводят информацию о мерах и видах поддержки со стороны региональных и федеральных властей. Есть примеры. Фонд развития промышленности Минпромторга РФ (ФРП) одобрил для НПК «УралНефтьСервис» заем в 240 млн рублей: компания будет производить комплексное оборудование для повышения нефтеотдачи, эксплуатации скважин и утилизации попутного газа, аналогов в мире нет. Компания «Эпсилон» получила от ФРП 500 млн рублей на токарно-фрезерную обработку деталей для воздушных и морских судов. Уралвагонзавод — 300 млн рублей на производство уникальных контейнер-цистерн из полимерных композиционных материалов. Компании «Сибеко» выделено 75 миллионов для организации производства сидений для транспорта.

Эпоха индустриализации

— Что происходит с флагманами свердловской промышленности?

— Они вступили в эпоху новой индустриализации. Об этом свидетельствуют запущенные производства и декларируемые планы промышленников. Опять-таки приведу в пример Уралмашзавод: он приступил к изготовлению для УК «Кузбассразрезуголь» одного из крупнейших карьерных экскаваторов в России — ЭКГ-35. Всего в 2016 году наш промгигант планирует выпустить девять ЭКГ-18, в 2017 году — 12 экскаваторов. Параллельно на предприятии идет разработка первого отечественного гидравлического экскаватора с объемом ковша 16 кубометров. Такой машины вообще в мире нет. Подобные примеры освоения и выпуска новой продукции есть у многих свердловских промышленников.

— Как минимизировать влияние негативных факторов на ключевую для региона отрасль — металлургическую?

— Для Свердловской области металлургия была и остается базовой отраслью. На Урале работают крупнейшие металлургические предприятия России: ВСМПО-Ависма, Каменск-Уральский алюминиевый завод, «Уральская фольга», Нижнетагильский меткомбинат, Металлургический завод им. А.К. Серова, УГМК. В период стабильного роста экономики, начавшегося на рубеже 2000-х, металлурги смогли обновить технологии, выйти на мировой уровень по качеству, себестоимости и объемам производства. С тех пор шло экстенсивное развитие отрасли. В 2008 — 2009 годах предприятиям пришлось приложить немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию. Усилия себя оправдали: им удалось преодолеть спад и выйти на докризисный уровень по основным производственным показателям. В течение 2014 — 2015 годов компании отрасли показали значительное увеличение объемов отгруженной продукции.

Экономическая нестабильность в мире не могла не отразиться на металлургах, но говорить о глобальных проблемах не стоит. Снижение цен на металлы отчасти компенсировано за счет роста курса мировых валют: рублевое наполнение валютной выручки стало значительно больше. Сейчас ситуация пришла в норму — предприятия приспособились к работе в новых условиях. Можно констатировать: металлурги прошли сложные испытания и сумели сохранить «лицо». Теперь нужно уходить в самые глубокие технологические переделы, чтобы вывести металлургию на новый уровень развития. Перспективы у отрасли есть.
 
— А как вы оцениваете перспективы машиностроения? Удовлетворены ли вы развитием этого сектора?

— Машиностроение — традиционно одна из сильных отраслей уральской промышленности. Если говорить о показателях текущего года, то предприятия по производству машин и оборудования демонстрируют стабильный рост физических объемов производства — в 1,3 раза, по производству транспортных средств и оборудования — на 21%. Цифры красноречивее всяких слов.

В состав машиностроительного комплекса Свердловской области входит около 3,5 тыс. предприятий, на которых трудятся свыше 137 тыс. человек. Отрасль продолжает развиваться, ее продукция экспортируется более чем в 90 стран мира, мы работаем над тем, чтобы расширять рынки сбыта. В сложившихся условиях важно, чтобы машиностроительные предприятия наращивали производственные мощности, модернизировались, внедряли новые технологии. В пример приведу УОМЗ, который реконструировал производство реанимационного и анестезиологического оборудования. Продукция предприятия экспортируется в 88 стран мира, а область является лидером России по производству неонатального оборудования. В секторе реализуются около 30 крупных импортозамещающих проектов.

— Речь идет о высокотехнологичной продукции?

— Безусловно. Утвержден план по импортозамещению в промкомплексе на 2016 — 2020 годы. Назову лишь некоторые примеры: в мае 2016 года состоялся запуск цеха ремонтно-восстановительного производства деталей горячего тракта энергетических турбин на площадке Уральского турбинного завода. Реализация проекта позволит разрушить монополию зарубежных производителей и обеспечить энергетическую безопасность России. В 2016 году начнется серийное производство новых высокооборотных двигателей и дизель-генераторов ДМ-185 на Уральском дизель-моторном заводе. Запуск проекта позволит и нашей стране, и государствам-участникам ЕАЭС отказаться от использования зарубежных дизелей в транспортном машиностроении. Речь идет о производстве двигателей для магистральных и маневровых тепловозов, карьерных самосвалов. Эти двигатели востребованы в судостроении и кораблестроении, малой энергетике при производстве контейнерных электростанций, дизель-генераторов для аварийного резервного энергоснабжения, насосных установок.

Еще один перспективный проект — внедрение на базе Института реакторных материалов производства источников ионизирующего излучения для обеспечения развития радионуклидной терапии. В отечественных клиниках для лечения онкологических заболеваний используется около 50 различных аппаратов высокодозовой брахитерапии с использованием источников на основе иридия-192. Однако их производство для медицинских целей в России пока не ведется. Свердловская область претендует на то, чтобы стать первым субъектом, где оно есть. Проект обеспечит стопроцентное импортозамещение по ряду медицинских источников и повышение доступности услуг в сфере ядерной медицины для населения не только нашего региона, но и всей России.

Особую роль в реализации программ импортозамещения играют производители продукции для нужд ТЭК. На территории области свыше 50 таких предприятий, которые производят буровые установки, трубную продукцию широкой номенклатуры, сварочное оборудование. Накопленный производственно-технологический и научно-конструкторский потенциал позволяет предприятиям осваивать новые виды оборудования в рамках программ импортозамещения крупнейших компаний ТЭК: Газпрома, Роснефти, Башнефти, Транснефти, Сургутнефтегаза.

Захотят вернуться

— Какие механизмы задействованы для развития внутреннего туризма? Готов ли бизнес вкладываться в это направление?

— Туристическая отрасль становится одним из драйверов региональной экономики. 2015 год стал рекордным по темпам роста отрасли — свыше 20% к уровню 2014 года. Годовой объем платных услуг в туризме составил около 27 млрд рублей. Объем туристского потока в Свердловской области в 2015 году вырос на 30%. Активизация спроса на услуги внутреннего туризма привела к росту инвестиций: за четыре года объем вложений в гостиничное хозяйство области увеличился более чем в девять раз до почти 1,2 млрд рублей в 2015 году. Нацеливаем бизнес на создание новых туристических маршрутов и продуктов. Эта сфера очень перспективна.

В этом году в рамках международного туристического форума «Большой Урал», который ежегодно проходит в Екатеринбурге, мы постарались с коллегами из других субъектов проанализировать, как развивается внутренний въездной туризм, как грамотно сформировать межрегиональные маршруты. Самостоятельно регионам сложно продвигать туристский потенциал, нужно делать это сообща. Есть четкое понимание, что необходимо предлагать комплексные туристские продукты, благодаря которым гости захотят к нам вернуться.

Если говорить о туристических продуктах Свердловской области, то самым интересным и перспективным с точки зрения привлечения инвестиций проектом является маршрут «Самоцветное кольцо Урала», объединяющий туристско-рекреационный потенциал около двух десятков муниципальных образований. Протяженность маршрута — 630 км. Действуют регулярные маршруты. Для каждой категории туристов — детей, семейных групп, корпоративных клиентов и самостоятельных путешественников — найдется маршрут, максимально интересный и полезный именно им. Предполагается, что к 2019 году на «Самоцветное кольцо Урала» будет приходиться около 30 — 35% всей туристической и гостиничной индустрии региона. Проект зарекомендовал себя среди свердловчан, в планах — продвижение в других регионах, выход на международный рынок.

— Намерены ли вы продолжить курс на обновление своей команды, в которую в этом году пришли новые люди?

— Главное условие позитивного развития области — это общественное согласие, объединение усилий для выполнения текущих и стратегических планов. Для этого должна быть выстроена система бесконфликтного сотрудничества всех уровней власти, бизнеса и общества в целом. Политический мир и согласие как инструмент динамичного экономического развития — вот главная идея перенастройки системы власти в регионе. Практически все крупные ФПГ, бизнес, депутатский корпус восприняли новую реальность позитивно. Меняются задачи, следовательно, необходимо привлекать к их решению специалистов, которые смогут наилучшим образом их решить. Администрация губернатора, правительство — живой организм, в нем, как и в жизни, происходят перемены, и я уверен — к лучшему.

 

Материалы по теме

Особенности и потенциал штатов Индии обсудят на ИННОПРОМ-2016

Уточнить масштабы

ЕС ввел жесткие санкции, которые коснутся уральских предприятий и проектов

Опубликован список предприятий ОПК, попавших под санкции ЕС

Машзавод им. Калинина попал под новые канадские санкции

Свое иметь надо