Газ тормоз

Рынок газомоторного топлива

Рынок газомоторного топлива

Треть городов, которым предстоит к 2020 году перевести на газ общественный транспорт и коммунальную технику, не может начать процесс из-за отсутствия заправочных станций. В остальных инфраструктура есть, но для решения поставленной задачи ее недостаточно

В середине мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий исключение автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и модулей по заправке автомобилей компримированным природным газом (КПГ) на традиционных АЗС из категории опасных производственных объектов. Мера позволит сократить затраты на строительство станций и ускорить их ввод в эксплуатацию. «Это важный шаг для интенсивного развития рынка газомоторного топлива, значительно повышающий инвестиционную привлекательность газомоторной инфраструктуры», — заявил генеральный директор компании «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.  

Неразвитость инфраструктуры — одна из главных проблем рынка. По данным Росстата, на конец 2013 года в России работало 29,1 тыс. АЗС, но только 270 из них — АГНКС: это менее 1%. В 33 субъектах инфраструктуры КПГ нет вообще, так что пока далеко на этом топливе не уедешь.

Считается, что КПГ обладает наилучшими характеристиками и возможностями для широкого распространения, покупку техники на этом топливе субсидирует правительство (мы не раз обсуждали проблемы рынка, в том числе его экономическую непривлекательность, см., например, «Пропан — метан — карман»). Два года назад, в мае 2013-го, Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ № 767-р, предусматривающее перевод на газ городского общественного транспорта и техники дорожно-коммунальных служб. В миллионниках доля такого транспорта к 2020 году должна составить 50%, в городах с населением свыше 300 тыс. человек — 30%, более 100 тысяч — 10%.

Проанализировав заправочную инфраструктуру таких городов, мы пришли к выводу — выполнить задачу, поставленную чиновниками, нереально.

Следующая станция…

Во-первых, в трети из 154 городов с населением от 100 тыс. человек нет ни одной АГНКС (мы использовали базу адресов ресурса agnks.ru — это, возможно, не до конца корректная, но единственная возможность представить ситуацию). На территории Урала и Западной Сибири таких восемь: Копейск и Миасс в Челябинской области, Березники в Пермском крае, Нефтекамск в Башкирии, Нижневартовск и Нефтеюганск в ХМАО, Ноябрьск и Новый Уренгой в ЯНАО.

В-вторых, даже если станции есть, их недостаточно. Сложно представить, например, как половина общественного транспорта и коммунальной техники Екатеринбурга будет заправляться на трех имеющихся в городе АГНКС.

Примечательно, что эта проблема не решена даже в ключевых субъектах. Если верить agnks.ru, в Санкт-Петербурге есть всего одна АГНКС, а в Московской области станции работают только в девяти из 20 муниципалитетов с населением свыше 100 тыс. человек. 

Третий момент — темпы развития инфраструктуры. По данным Национальной газомоторной ассоциации, за 2010 — 2011 годы в России запущено 12 АГНКС, а с 2012-го до второго полугодия 2014-го, когда внимание к рынку выросло (вдобавок к упомянутому распоряжению правительства в конце 2012 года был создан основной игрок этого рынка — «Газпром газомоторное топливо»), — только пять.

— В Перми всего две газозаправочные станции, к тому же расположены они не совсем удобно, вдали от центра города, — говорил нам два года назад пермский предприниматель Игорь Колесников. — Судя по тому, что не так давно была создана отдельная компания «Газпром газомоторное топливо», намерения по развитию серьезные. Остается только ждать, когда обещания компании о строительстве двух заправок в 2013 — 2014 годах и еще двух в 2015-м будут выполнены.

Не дождались.

…Конечная?

— Экономически оправданное функционирование АГНКС возможно только при наличии значительного количества транспорта, использующего КПГ в качестве моторного топлива. Объемы продаж должны составлять порядка 4 — 4,5 млн кубометров в год, — пояснили в пресс-службе Роснефти.

Нефтегазовые компании не торопятся строить АГНКС, несмотря на то, что после 2020 года сбыт КПГ им гарантирован. Они не верят в реализацию этих планов, или строительство станций в небольших городах непривлекательно в принципе? В пользу последнего говорит тот факт, что станции за редким исключением есть во всех городах с населением от 500 тыс. человек, а проблемные населенные пункты — в основном те, где живет от 100 до 250 тыс. человек.

— Важно определиться, что первично: курица или яйцо, заправочная станция или автобус, — говорит оренбургский предприниматель Александр Шмарин. — В нашем городе есть одна АГНКС, при мощности примерно в 800 транспортных средств на ней каждый день заправляется около 200. Хоть запас и есть, но говорить о долгосрочном развитии при наличии в городе одной станции невозможно. Она, кстати, была построена очень давно, и за последние два года в плане инфраструктуры ничего не изменилось.

Ждать ли глобальных перемен в ближайшие годы? Основной игрок рынка — «Газпром газомоторное топливо» — заключил соглашения о расширении применения КПГ с 37 субъектами. В 20 из них планируется построить 40 АГНКС. По данным Росстата и по нашим расчетам, станции на сегодняшний день отсутствуют в 33 субъектах и 37 городах, на власти которых возложена обязанность по переводу техники на газ. Так что едва ли планы «Газпрома» решат все проблемы.

— Я — единственный перевозчик в Оренбурге, который перевел всю технику на КПГ. Знаете, что я чувствую по этому поводу? Сплошное разочарование, — говорит Александр Шмарин.

Очень важно, чтобы такие же эмоции не накрыли других участников рынка, по собственной инициативе решивших осваивать КПГ. Иначе реализация в целом хорошей идеи окажется под угрозой.                                              

Материалы по теме

Природный газ: инновации в транспортном комплексе

Росстандарт утвердил ГОСТ, предотвращающий возможность умышленного недолива топлива на АЗС

Узники подземелья

Противный случай

Мобильный холдинг

Мусульманское такси