Зажаты периметром обязательности

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2020 года

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2020 года

Реформа аудита, начавшаяся в коронакризисный год, приведет к сужению клиентской базы и сокращению числа игроков. Сильные региональные компании выживут за счет консалтинговых практик

Суммарная выручка участников ежегодного рейтинга аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири, составленного

АЦ «Эксперт», достигла по итогам 2020 года 1043,7 млн рублей. Формально рост — 5,6%, но с учетом инфляции рынок показал динамику всего на 0,7%. Выручка от аудиторских услуг — 360,9 млн рублей, это 34,6% от совокупных доходов аудиторско-консалтинговых компаний. Годом ранее номинальная выручка участников от аудита была на 17,5% меньше — 289 млн рублей.

Могучая кучка

В этом году анкеты для участия в исследовании прислали 18 компаний. Десять из них участвуют в нем уже пятый год подряд, в 2020 году на них пришлось две трети от суммарной выручки участников рейтинга.

Лидерство по итогам прошлого года сохранила компания «Авуар» (19% суммарной выручки), на второй позиции, как и в прежние годы, аудиторская группа «Капитал» (13%), тройку традиционно замыкает Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (9,3%). Лидер по темпам увеличения выручки — новичок рейтинга компания «Р-Консалтинг», за год удвоившая выручку. С отрицательной динамикой год закончила половина участников исследования (по итогам 2019 года таких компаний было шесть из 17-ти).

Общий аудит традиционно является ведущей практикой, в 2020 году на него пришлось 94,8% совокупной выручки от аудита или 321,8 млн рублей (почти треть суммарной выручки компаний-респондентов). Выручка от общего аудита за год выросла на 18,4%.

На аудит финансовых институтов пришлось 5,2% совокупной выручки от аудиторских услуг, что на 2,9% больше, чем годом ранее.

Доходы от услуг в области МСФО составили 6,6% совокупной выручки от аудиторских услуг: десять компаний-участниц рейтинга, оказывавшие данные услуги в прошлом году, заработали на них 22,5 млн рублей, что почти на треть больше выручки от практики годом ранее. Треть совокупной выручки от МСФО (34,7%) пришлось на долю компании «Екатеринбургский Аудит-Центр». Наиболее востребованной услугой в области МСФО оказался аудит: на него пришлось три четверти совокупной выручки от практики (85,6%). Спрос на услуги по трансформации отчетности и оценку существенно ниже: 8,3% и 6,1% совокупной выручки от услуг по МСФО соответственно.

В разрезе клиентов структура доходов от МСФО выглядит следующим образом: 53,7% выручки от практики пришлось на услуги, оказанные промышленным предприятиям и компаниям нефинансового сектора, 46,3% — банкам и инвестиционным компаниям. Услуги страховым компаниям в прошедшем году участники рейтинга не оказывали.

Кадровый состав аудиторских компаний продолжает сокращаться: к концу прошлого года в штате участников рейтинга было 567 человек, что на 12 меньше, чем в 2019 году. Участники исследования держат в штате 202 аттестованных аудитора, из них единый аттестат имеют 62. Среднее значение аттестованных аудиторов — 11 против 12 в 2019-м, среднее значение специалистов с единым аттестатом — 3,4 человека (годом ранее 3,6). Средняя выручка на одного специалиста за год выросла на 2,6% и превысила 1,8 млн рублей.

Рынок сжимается и по другим парамет­рам. По состоянию на 19 апреля 2021 года, в реестре аудиторских организаций Минфина России содержатся записи о 3579 организациях, годом ранее в реестре было 3928 компаний, то есть за год его покинули 349 игроков. При этом сохраняется территориальная концентрация: 33,5% аудиторских организаций зарегистрированы в Москве, еще 9,5% в Санкт-Петербурге. Десять субъектов макрорегиона Урал и Западная Сибирь представлены в реестре Минфина 448 аудиторскими организациями (12,5% от общероссийского числа организаций в реестре), что на 37 меньше, чем было в апреле 2020 года. Наиболее сильно сокращение затронуло Свердловскую область: с территории ушло девять организаций за год, по состоянию на апрель текущего года осталось 122 аудиторских компании. Представительство в Курганской области, напротив, выросло на две аудиторские организации: сейчас в реестре их значится 13.

Мы проанализировали данные о финансовых результатах работы аудиторских организаций из реестра в 2019 — 2020 годах, доступные в системе СПАРК-Интерфакс. В этой системе финансовые показатели деятельности представлены для 3081 компании из 3579, значащихся в реестре. В прошлом году их совокупная выручка выросла на 9,1% и почти достигла 61 млрд руб­лей, чистая прибыль увеличилась на 37,7% и составила 4,3 млрд рублей. Анализ выборки компаний Большого Урала дал следующую картину: 388 компаний в прошлом году заработали 3,3 млрд рублей (плюс 68,5% к итогам 2019 года), суммарная чистая прибыль (за вычетом чистого убытка) составила 406,3 млн рублей, что на 67,5% больше показателя годичной давности.

Таким образом, рост отрасли показал положительную динамику, несмотря на влияние ограничивающих факторов.

Поле сжимается

Между тем коронакризисный удар пришелся в самое сердце аудиторской деятельности: введение ограничений в прошлом году совпало с пиком аудиторской активности, именно с марта по май аудиторы выдают заключения, подтверждающие достоверность отчетности компаний. 

По словам директора компании «Счетовод» Юлии Мазеиной, сроки окончания работ по аудиту за 2019 год были перенесены в рамках антикоронавирусных мер и растянулись почти до сентября 2020 года: «У нас просто не было возможности визуально осмотреть активы, провести выборочные инвентаризации и интервью с персоналом».

После прохождения острой фазы коронакризиса отрасль ожидало новое испытание. На рынке уже несколько лет шла дискуссия о необходимости сужения круга организаций, которые обязаны подтверждать отчетность. Но именно летом прошлого года, несмотря на активное сопротивление аудиторского сообщества, был поднят порог для проведения обязательного аудита по выручке с 400 до 800 млн рублей, по активам — с 60 до 400 млн рублей.

— Таким образом, из-под критериев «обязательного аудита» выпадает весь малый бизнес, а это 3 миллиона компаний или 90% юридических лиц в стране, — оценивает масштабы сокращения клиентской базы старший партнер ГК «Авуар» Алексей Овакимян.

— В конечном итоге останется около 30 крупных аудиторских компаний. Все остальные фирмы в течение нескольких лет прекратят существование. После этого стоимость аудиторских услуг существенно возрастет, и я не исключаю отката критериев обязательного аудита в сторону уменьшения. Это проблема для примерно 2 тыс. национальных аудиторских фирм, но изменить здесь ничего не удастся, — описывает перспективы профессиональных участников рынка управляющая группой компаний «ЛЕВЪ & ЛЕВЪ-АУДИТ» Анна Дубровина.

Законодатель объясняет введение новации необходимостью снизить нагрузку на бизнес. По словам руководителя группы компаний «Партнерство Маминой» Ирины Маминой, на практике это приведет к ухудшению качества бухгалтерской отчетности малых предприятий:

— Отрицательным последствием законодательного увеличения по критериям аудита станет снижение доверия пользователей к достоверности бухгалтерской отчетности компаний, не включенных в периметр обязательного аудита.

Вероятнее всего, в будущем стоит ожидать очередного передела рынка и новой волны демпинга, считает генеральный директор ООО АФ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова:

— Наша компания имеет большой портфель крупных клиентов, и мы увидим снижение выручки не более чем на 3%. Но на рынке много аудиторских фирм, которые потеряли значительный объем портфеля в связи с уходом клиентов из обязательного аудита, и они будут демпинговать максимально, чтобы просто выжить.

Повышение критериев обязательного аудита уже сказывается на отрасли, говорит генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин:

— Треть клиентов в сегменте МСП проводить аудит не будут, и для части аудиторских фирм ситуация станет губительна. Уже сегодня некоторые игроки регионального рынка думают об уходе, в связи с чем рынок ждет перераспределение кадров и клиентов.

По мнению Татьяны Севастьяновой, за 2021 год рынок аудита покажет существенное снижение объемов выручки: «Возможно, часть потерянных доходов аудиторских фирм будет замещена консалтингом, что даст ему некий прирост, в том числе и за счет предприятий, которые отказались от аудита».

Компании действительно все больше переориентируются на консалтинг, свидетельствуют и результаты нашего исследования. Почти все консалтинговые практики в прошедшем году показали рост: среди значимых наиболее сильно прибавили оценка (+69,3% к выручке 2019 года) и аутсорсинг бухгалтерских услуг (+43%). Ведущие позиции среди консалтинговых практик сохранили финансовый (27,8% совокупной выручки), налоговый (19,5%) и юридический консалтинг (8%).

Генеральный директор ГК «Внеш­ЭкономАудит» Светлана Киселёва между тем убеждена, что внешний аудит и сопутствующие услуги необходимы многим компаниям, и собственники бизнеса это понимают, так как аудит, помимо основной цели — подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, направлен на решение различных управленческих задач:

— Все более востребованы услуги аудиторов для подтверждения показателей управленческой отчетности при реорганизации бизнеса, при продаже или покупке бизнеса, в целях налогового планирования. Кроме этого, мы можем предложить бизнесу услуги по оптимизации затрат, методологическому сопровождению деятельности, а также по оптимизации структуры финансово-экономических служб, оценке уровня квалификации специалистов.

Включите ИТ

Во время действия режима самоизоляции аудиторско-консалтинговые компании смогли частично нивелировать ограничение коммуникаций и поддержать обороты благодаря интенсивному включению новых инструментов и технологий.

— Мы оперативно настроили дистанционную работу всех сотрудников, сделали максимально безрисковым ведение онлайн заседаний в судах, изыскали ресурсы для «нерабочих оплачиваемых дней», максимально снизили издержки, — рассказывает Анна Дубровина.

После снятия ограничений многие эксперименты, которые проводили аудиторские компании, перешли в разряд постоянных практик. 

— Наш учебный центр после полной приостановки в связи с запретами на очные семинары переместился в онлайн, — приводит пример Ирина Мамина. — Сейчас мы вернулись в режим «живых» программ, но наблюдаем интересную тенденцию: количество участников бухгалтерских семинаров офлайн и онлайн практически сравнялось.

— Пандемия вынудила аудит уйти в удаленный формат и автоматизировать аудиторские процедуры. Мы начали проводить видеоконференции вместо личных интервью на территории заказчика, осваивать передачу документов на проверку в электронном формате, — делится Юлия Мазеина. — Для этого необходимо обеспечить безопасность передачи данных с помощью электронного документооборота с усиленной электронно-цифровой подписью и хранение данных в надежных облачных хранилищах.

По мнению Егора Чурина, пандемия подстегнула активизацию процессов автоматизации в отрасли: «Мы еще раз убедились, что те, кто работали над цифрой и софтом, начинают выигрывать в себестоимости, качестве, глубине проверки, в финансовой прочности».

Однако этот процесс должен быть двусторонним, убеждена директор Аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских:

— В аудиторской отрасли нет возможности автоматизировать все процессы, так как при качественном проведении аудиторских процедур возникают аналитические этапы, а их способен выполнить только разумный высококвалифицированный специалист, а не программное обеспечение. Кроме того, у многих наших клиентов до сих пор электронный документо­оборот отсутствует или присутствует только на верхнем уровне первичных документов, а для качественного подтверждения показателей финансовой отчетности требуется проведение анализа первичных документов, что невозможно автоматизировать в сложившихся обстоятельствах.

Более интенсивное применение технологий сдерживает неготовность ИТ-сектора отвечать на запрос аудиторской отрасли, убежден Алексей Овакимян:

— Автоматизация в аудите существенно отстает от автоматизации в учете. ИТ-компании не будут разрабатывать программное обеспечение для отрасли размером в несколько сотен игроков. Поэтому автоматизация в нашей отрасли ложится на плечи самих аудиторских компаний. Проблема в том, что затраты на разработку специализированного ПО в аудите не окупаются экономией на трудозатратах, но наша компания, тем не менее, ведет эту работу, мы убеждены, что лет через пять на рынке останутся только технологичные компании.

Эту проблему отрасль могла бы решать совместными усилиями. Однако институт саморегулирования в ней фактически развалился, под давлением регулятора осталась лишь одна СРО ААС «Содружество». И это тоже один из векторов реформирования.

Самонерегулируемые

— Институт саморегулирования — это добровольное объединение участников рынка для самостоятельного формирования правил работы. Единственная СРО, полностью управляемая регулятором, — не совсем попадает под понятие саморегулирование, — считает Алексей Овакимян.

По мнению Ирины Екимовских, сейчас единственная СРО реализует в основном функцию надзорного органа, при этом контроля за неблагонадежными аудиторскими компаниями как не было, так и нет:

— На рынке до сих пор действуют компании, которые выдают заключения, фактически не проводя аудит. Но за ними СРО не осуществляет надлежащий контроль, а вот контроль за добросовестными компаниями ужесточается, увеличивается количество проверок, что отнимает у аудиторских компаний не только огромное количество времени, но и денежные средства, уплачиваемые за каждую проверку. При этом мы не видим от СРО методологической поддержки.

«Саморегулирования на аудиторском рынке просто нет, есть подотчетная Минфину структура, называемая СРО», — еще более категорична Анна Дубровина.

Между тем совместные усилия в отрасли требуются не только в цифровизации. Алексей Овакимян относит к числу долгосрочных вызовов также дефицит кадров:

— Кафедры аудита и бухучета стремительно сокращаются во всех вузах. Подготовка профессионального аудитора становится задачей самой компании.

По мнению помощника аудитора ООО «Новый Аудит» Татьяны Янцевич, новые люди в профессию не приходят из-за сложного и очень дорогого экзамена. И правила доступа и нахождения в профессии все ужесточаются. Законодатель работает еще над несколькими новациями реформы отрасли: обсуждается обязанность компаний иметь в штате не менее трех аудиторов, планируется введение дисциплинарного кодекса, увеличение платежей в СРО.

— Увеличение количества требований к аудиторам и аудиторским организациям не повышает качество проводимого обязательного аудита, а только дезориентирует специалистов, — считает Татьяна Янцевич.

Егор Чурин, однако, не склонен рассматривать законодательные новации в качестве главного элемента влияния:

— Основной фактор развития отрасли в 2021 году — не законодательные инициативы, не демпинг и не пандемия. Ключевой фактор — самочувствие бизнеса, развитие экономической ситуации. Бизнес будет жить — аудиторские компании будут жить тоже.                                                      

Дополнительные материалы

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний по итогам 2020 года