Мнение учесть
Всю прошлую неделю Екатеринбург гудел. К скверу, расположенному около Театра драмы, каждый вечер стекались тысячи людей, не согласных с возведением храма на его территории. Для столицы Среднего Урала это беспрецедентное событие: такого ожесточенного сопротивления градостроительной инициативе она еще не видела.
История с восстановлением взорванного большевиками храма святой Екатерины началась еще в 2010-м. Тогда епархия предложила, а экс-губернатор Александр Мишарин поддержал идею возведения церкви на месте фонтана Каменный цветок на Площади труда (именно здесь она стояла прежде). Однако горожане выступили резко против инициативы. Митинг за сохранение сложившегося облика центра Екатеринбурга собрал около 6 тыс. человек. Сторонники стройки вынуждены были отступить.
В марте 2016-го городской портал E1.ru опубликовал новый эскиз храма святой Екатерины — на островке, насыпанном на стрелке Городского пруда рядом со знаковым конструктивистским объектом стадионом «Динамо». Автор проекта Михаил Голобородский утверждал, что идея разместить сооружение на воде принадлежит гендиректору УГМК Андрею Козицыну и председателю совета директоров РМК Игорю Алтушкину, которые решили сделать Екатеринбургу подарок на 300-летие (будет отмечаться в 2023 году). Но и в этот раз стройка не состоялась. Союз архитекторов России проект раскритиковал, неравнодушные горожане начали устраивать акции протеста — взявшись за руки, пытались обнять пруд.
Третью попытку, очевидно, решено было довести до победного результата: речь идет о строительстве в центре города, около Театра драмы, церкви в византийском стиле высотой 75 метров и площадью более 3 тыс. кв. метров, вмещающей до 2 тыс. человек. Дошло до открытого противостояния.
Защитники храма подчеркивают, что строительство имеет законные основания: осенью 2018 года место возведения и облик собора одобрены Градсоветом при губернаторе. В феврале 2019 года в сети прошли общественные обсуждения, в которых участвовали 3,3 тыс. человек. В поддержку храма поступило 3,1 тыс. обращений. Проект межевания территории ранее подписал мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. Состоялись все необходимые юридические процедуры, прошли торги, и 25 апреля выдано разрешение на строительство.
В администрации губернатора с участниками стихийной акции прошли переговоры. Глава региона Евгений Куйвашев призвал прекратить столкновения на стройплощадке и урегулировать вопрос мирным путем: «Можно понять и верующих, для которых восстановление храма святой Екатерины в городе — вопрос, который поднимается из года в год и который все равно нужно решать. И протестующих горожан, для которых важно сохранить каждый кусочек зелени и деревьев в центре Екатеринбурга. […] Уличные конфликты — это не путь, которым можно решить проблему». Обсуждение, в котором принимали участие представители обеих сторон, длилось два с половиной часа, но к результатам не привело.
Горожан попытался переубедить и старший священник Храма-на-Крови Максим Миняйло: «Храм станет местом, где люди будут венчаться и крестить детей. Собор будет духовно-просветительским центром, куда вы же приведете в воскресную школу и художественные студии своих детей и придете сами на концерты, выставки, в музейную галерею. Часть деревьев будет пересажена, другая — срублены и заменены на новые. Помимо этого, набережная преобразится: она будет благоустроена до Макаровского моста. Диалог, умение услышать, понять друг друга — единственный выход из этой ситуации».
По поводу событий в Екатеринбурге высказался пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Несанкционированные собрания с действиями, которые идут вразрез с законами, это не то, что можно одобрять, и что делает необходимой определенную работу правоохранительных органов. […] Очень много ложной информации появляется. Я связывался с компанией планируемого застройщика. Информация о том, что храм является лишь составной частью большого плана застройки и что там предусмотрены еще другие здания и центры, не соответствует дискуссии. Это нужно знать. […] Речь идет о работах по благоустройству этой парковой зоны».
Наиболее часто звучащие аргументы противников строительства — негативное влияние на экологию центральной части города, невписанность храма в сложившуюся застройку, отсутствие достаточного спроса на удовлетворение религиозных потребностей (если церковь возведут, она станет третьим крупным культовым объектом в радиусе километра). Но главная претензия — почему при выборе места никто снова не спросил людей. И это подвигает к одной простой мысли: события в сквере у Драмы — это драка не агностиков, экологов и архитекторов с одной стороны и верующих с другой. Это столкновение двух мировоззренческих установок. Перспективные города разговаривают с жителями, а не отгораживаются от них забором стройплощадки, они развивают соучастное проектирование, а не ставят людей перед фактом. Именно это позволяет привлекать и удерживать человека — главный ресурс развития на следующие пару сотен лет.
— Для меня это битва за молодость, — итожит исполнительный директор рекламной группы «Дельтаплан» Станислав Черный. — Они просто хотят сквер и не хотят храм. […] Знаете, зачем сейчас в маленьких городах России делают чудесные набережные, парки, велодорожки? Чтобы молодежь не уезжала. […] Они другие. Они свободнее, самолюбивее, без пиетета к званиям и возрасту. Эта примитивная мысль, кажется, не может быть принята […] ни властью, ни хозяевами медных гор, которые, на мой взгляд, искренне уверены, что творят благо. Их всех объединяет одно: они ищут зачинщика, кому выгодно. А его нет. Мы живем в прошлом. А в эти минуты наше будущее, наши дети пытаются отстоять свое право на свой выбор жизни. Этот сквер — их Храм, их свобода совести, их вера.
На момент сдачи номера в печать Владимир Путин предложил провести опрос жителей для решения вопроса о строительстве храма: «Все имеют право на собственное мнение, и […] безусловно, нужно это мнение учесть».