Свободу малому и среднему
Развитие малого и среднего предпринимательства
Перспективы малого бизнеса в России зависят не от объемов господдержки, а от создания благоприятных условий для его ведения — без навязчивого контроля, административного давления и чрезмерной фискальной нагрузки
Опора России» представила итоги антикризисного мониторинга субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России по итогам 2015 года: больше трети участников оценивают состояние бизнеса негативно. «Исследование выявило основные проблемы сектора в сложившейся экономической ситуации, — рассказали в “Опоре”. — Это спад спроса на продукцию, дефицит финансовых ресурсов, ослабление рубля и инфляция». Продажи снизились у 70% респондентов, рентабельность — у 76%. Налоговые отчисления выросли у пятой части опрошенных, почти 40% МСП имеют просроченные платежи и задолженность перед поставщиками, по кредитам и зарплате.
По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» (его расчеты опубликовали «Известия»), просрочка по кредитам МСП к 1 мая 2016 года выросла почти на 47% до 740 млрд рублей, а ее доля в портфеле кредитов МСП увеличилась до 15,7% и обновила рекорд 2009 года. При этом новые кредиты почти недоступны для предпринимателей, что ставит многих на грань банкротства. Эксперты агентства убеждены, что кризис из-за убытков, ужесточения требований к заемщикам со стороны банков, рекордного роста просрочки могут не пережить до половины малых и средних предприятий. Антикризисные меры, практикуемые МСП (названы «Опорой»), — сокращение персонала (35%, в прошлом году — 28%); уменьшение зарплаты сотрудникам (36%, на 7% больше прошлогоднего показателя), переориентация бизнеса (28%) — вряд ли помогут.
Такая картинка не вяжется с показателями, которые ожидается получить от реализации Стратегии развития МСП в России до 2030 года (проект в феврале внесен в правительство РФ, но до сих пор не принят): увеличение в 2,5 раза оборота МСП, двукратное повышение производительности труда в сегменте, повышение доли занятых до 35%.
Почему в России малый бизнес балансирует на грани выживания, а не становится драйвером экономического развития как в развитых странах, где его доля в ВВП достигает 80%?
Не могут
В России доля МСП в ВВП не превышает 25%. По данным Минэкономразвития, зарегистрировано 5,6 млн предприятий сегмента — 95% от общего числа коммерческих. Согласно статистике, в секторе занят каждый четвертый работник. При этом лишь 4,7% россиян трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями. Сравним со странами БРИКС: в Бразилии — 17,2%, Китае — 15,5%, Индии — 6,6%, ЮАР — 7%. Самые популярные сферы работы российского малого бизнеса — торговля и услуги. Средний бизнес представлен в основном в обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
Банковские кредиты являются основным источником заемного финансирования для МСП, но брали их или планируют брать лишь 32% представителей сектора
Посмотрим на МСП в территориальном разрезе. Урало-Западносибирский регион в 2015 году впервые с 2011 года показал положительную динамику по количеству малых предприятий (МП, к ним относятся компании с годовой выручкой до 800 млн рублей) — 6,4% (в целом по РФ зафиксирован трехпроцентный рост). Это более двух тысяч МП. Почти все они зарегистрированы на территории Свердловской области. Количество работников МП выросло на 5% (по сравнению с 2014 годом) до 233 тыс. человек. Прирост по числу МП показали шесть из десяти территорий, но существенным его назвать сложно: например, в Оренбуржье — это всего 62 МП. В антилидерах по показателю Челябинская область — минус 412 МП. Всего в макрорегионе зарегистрировано 34,2 тыс. малых предприятий.
Инвестиции в основной капитал МП на территории Большого Урала в 2015 году выросли на 2% (в целом по РФ сократились на 4,3%) и составили 59 млрд рублей (треть этой суммы, 20,1 миллиарда, приходится на Башкирию). В прошлые годы рост был динамичнее: в 2012-м — 18%, в 2013-м — 13%, в 2014-м — 14%.
Средняя численность штата МП по макрорегиону сократилась на 3% (минус 32 тыс. человек), а оборот вырос на 1,3% (в РФ почти в три раза больше). В передовиках — Средний Урал: оборот — плюс 9%, до 546,5 млрд рублей (по итогам 2014 года — минус 3,4%). В Челябинской области сохранилась отрицательная динамика оборота МП — минус 17 млрд рублей (5,1%). Следующая по масштабам потерь — Башкирия: республика в первый раз показала отрицательную динамику с 2012 года — минус 10 млрд рублей (2,3% к 2014 году).
Казалось бы, в целом по региону ситуация выглядит приемлемой, но если из статистики убрать Свердловскую область, придется покинуть зону роста. Значимость этой территории для средневзвешенных показателей Урала и Западной Сибири подтверждают замеры МСП Банка (принадлежит федеральной Корпорации по развитию МСП, на нее с середины прошлого года возложена координация оказания поддержки сегменту). Он исследовал деловую активность МСП в субъектах РФ. В основе анализа показатели численности занятых в секторе, оборот предприятий, инвестиции. По индексу деловой активности Свердловская область (0,88 пункта) возглавила список из 83 регионов, опередив Санкт-Петербург (второе место), Сахалинскую область (третье) и Пермский край (четвертое с показателем 0,7 пункта).
Оборот средних предприятий (СП, предельные значения годовой выручки — 2 млрд рублей) на Урале и в Западной Сибири в прошлом году увеличился на 0,4% (в РФ плюс 4,4%) — до 625,8 млрд рублей. Лидеры прироста — Башкирия (13,9 млрд рублей) и Челябинская область (10,1 млрд рублей). Существенные потери федеральная статистика зафиксировала в Удмуртии (13,4 млрд рублей) и Оренбургской области (12,2 млрд рублей).
В 2014 году (более свежими данными статистика пока не делится) на территории Урало-Западносибирского региона зарегистрировано 2,1 тыс. СП (минус 3,4% к 2013 году). Тогда на фоне общего спада прибавили Челябинская (9,4% — 28 предприятий) и Свердловская (4,6% — 15 СП) области.
— Слабая, а в некоторых субъектах РФ и отрицательная динамика развития МСП является следствием высоких процентных ставок по займам и нехватки ликвидности, — прокомментировали в «Опоре». — Это ударило по инвестпланам и финансовой устойчивости. Банки не могут кредитовать МСП из-за высоких нормативов ЦБ по формированию резервов. Их издержки в работе с этим сектором в разы превышают издержки по кредитованию крупного бизнеса. Пока нормативы не будут смягчены, ситуация не изменится.
Еще один негативный тренд: если раньше МСП брали кредиты в основном для открытия или расширения бизнеса, то сейчас средства нужны по большей части для рефинансирования уже существующих обязательств.
По оценкам «Секвойи», объем кредитования малого и среднего бизнеса сократился с начала года на 2,4%: «В предыдущие пять лет сектор активно развивался. В кризис же банки стали отказывать половине предпринимателей, их подход к оценке рисков заемщиков стал еще консервативнее».
Не верят
Банковские кредиты являются основным источником заемного финансирования для МСП, но брали или планируют их брать лишь 32% представителей сегмента. Об этом свидетельствуют результаты исследования уровня доступности финансовых услуг для малого и среднего бизнеса, проведенного аналитическим центром НАФИ совместно с МСП Банком и «Деловой Россией».
— Если с точки зрения инфраструктуры рынки финансовых услуг для МСП в целом сформировались (физическая доступность и качество обслуживания не вызывают у предпринимателей нареканий), то в плоскости стоимостной доступности ситуация остается довольно сложной, — прокомментировал результаты исследования заместитель руководителя аналитического центра МСП Банка Александр Шамрай. — Уровень процентных ставок в сегменте МСП постепенно снижался с 2010 по 2014 год, в конце которого произошло резкое повышение на фоне увеличения Банком России ключевой ставки. Размер портфеля и объем выданных кредитов на рынке кредитования МСП росли с 2009 года до середины 2014 года, затем началось постепенное снижение.
По данным МСП Банка, в первом квартале 2016 года среднее значение кредитной ставки для малого бизнеса составило 18,1%. Это на 2,6% ниже, чем было в первом квартале 2015 года. В других странах из-за более низкой инфляции ставки в сравнимый период были кратно ниже: в Швеции — 3,3%, в США — 3,5%, в Италии — 5,4%, в Китае — 7,9%. Высокие ставки отпугивают предпринимателей: только каждый пятый опрошенный (21%) обращался за кредитом за последние полгода, хотел бы взять кредит каждый десятый. При этом лишь треть из желающих взять заем планирует сделать это в течение ближайшего года. Наиболее высокий индекс доступности заемных средств — в центральной и восточной частях России. Предприниматели Поволжья чаще отмечают недостаток информации о финансовых организациях. Высокие оценки по этому компоненту дали МСП в УрФО.
Другие формы заемного финансирования — лизинг и факторинг — также менее распространены в России, чем за рубежом. К услугам лизинговых компаний прибегали лишь 13% опрошенных малых компаний, к факторингу — 5%. Для сравнения: в Германии — 59% и 6%, в Польше — 57% и 12% соответственно.
Надзорная деятельность превратилась в огромный неэффективный механизм, ориентированный на самовоспроизводство
Согласно исследованию, снижение доступности заемных ресурсов прогнозирует половина опрошенных (всего проинтервьюировано 1,5 тыс. руководителей малых и средних предприятий в девяти федеральных округах) и только 23% представителей малого бизнеса ожидают ее роста. Для сравнения, в ЕС доля оптимистов составляет 58%, хотя и она сильно варьирует: от 73% в Испании и 65% во Франции до 29% в Греции (данные взяты из исследования ОЭСР). В аналитическом центре МСП Банка считают, что улучшить ситуацию могло бы увеличение объемов гарантийной поддержки, а также внедрение современных технологий оценки рисков и заемщиков.
По словам Александра Шамрая, многое для исправления делается уже сейчас, и основные надежды связаны с рефинансированием Банка России и Национальной гарантийной системой, которую развивает Корпорация МСП.
Не работает…
Поддержка МСП и увеличение его доли в ВВП стали одной из приоритетных задач государства. Например, по программе ЦБ и Корпорации МСП введены льготные кредиты для малых и средних предприятий по ставкам 10 — 11% годовых. ЦБ с января 2016 года снизил нормы резервирования по кредитам для малого бизнеса со 100% до 75%. Регулятор ввел для банков дополнительные механизмы рефинансирования для поддержки МСП.
По словам замминистра экономического развития РФ Олега Фомичева, сформирована многоканальная система финансовой поддержки МСП:
— Программа позволяет получить субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаем, гарантию по кредиту, имущественную или информационно-консультационную поддержу. Реализуется так называемый закон о малой приватизации, предоставивший МСП преимущественное право выкупа арендуемых ими помещений, и им уже воспользовались свыше 40 тыс. бизнесменов. В 2014 году до 15% увеличена квота государственных и муниципальных заказов, размещаемых напрямую у малых предприятий. С 1 июля 2015 года вступило в силу постановление правительства, которое определяет особенности участия МСП в госзакупках. Создан единый реестр проверок, введены надзорные каникулы. Для дополнительной финансовой поддержки увеличен предельный размер микрозайма до 3 млн рублей. Кроме того, по предложению Минэка в антикризисный план 2015 года был включен перечень мер по снижению налоговой нагрузки (специальные налоговые режимы) для микробизнеса.
В числе последних инициатив — привлечение МСП к программе импортозамещения. С таким предложением выступил премьер Дмитрий Медведев. Минпромторгу, Минэнерго, Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития поручено изучить вопрос до 15 июня. Еще одна инициатива — внести в экономическое законодательство «правило о включении МСП в работу крупных корпораций». «Это позволит им получить заказы на 1 трлн рублей, — заявил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. — В первом квартале 2016 года объем таких заказов достиг уже 280 млрд рублей».
— Все эти меры, безусловно, важны, но в реальности на положении МСП не сказались и вряд ли скажутся, пока во всех структурах власти не изменится отношение к этому сегменту экономики, — утверждают в «Опоре». — Установка «малый бизнес прежде всего» — не более чем декларация. Не верите, проанализируйте выполнение поручений президента РФ, которые он дал на Госсовете по улучшению бизнес-среды для малого бизнеса в апреле 2015 года.
… и не выполняется
Большая часть — 16 из 21 — этих поручений не выполнена. Месяц назад это констатировала рабочая группа под руководством помощника президента Игоря Левитина. Реализованными эксперты считают только пять поручений: создана Корпорация МСП; повышена до 3 млн рублей предельная сумма займа, предоставляемая малому бизнесу микрофинансовыми организациями; продлено до июля 2018 года право выкупа у государства арендованной недвижимости; введен мораторий до 2019 года на повышение неналоговых платежей МСП. В «Опоре» выполнение последнего пункта, впрочем, считают частичным: выявлено более 70 неналоговых платежей, а заморозка коснулась лишь нескольких из них.
Среди невыполненных обещаний остались принятие стратегии развития МСП до 2030 года; создание упрощенных условий ведения бизнеса для самозанятых граждан; формирование реестра субъектов МСП (срок — 1 октября 2015 года, но де-факто он будет запущен в августе 2016 года). Не разработаны и не утверждены правила подключения МСП к коммунальным сетям, не представлены предложения по увеличению размера ущерба для возбуждения уголовных дел по экономическим статьям. «Нарушение сроков исполнения поручений связано с отсутствием механизма согласования позиций органов власти и бизнес-объединений при подготовке решений», — говорится в протоколе.
Недовольство предпринимателей нынешними условиями ведения бизнеса зафиксировано в ежегодном докладе уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова. 26 мая он будет представлен Владимиру Путину. Ключевой раздел документа — «Книга жалоб и предложений российского бизнеса-2016». В нее после обработки 25,4 тыс. обращений от предпринимателей включены 231 системная проблема и 460 предложений по их решению. Проблемы сгруппированы по 30 направлениям, в их числе, например, борьба с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, противодействие коррупции, защита прав иностранных инвесторов.
Омбудсмен собирается рассказать президенту, что 2015 год стал самым тяжелым для предпринимательства с момента последней гуманизации УК РФ, которую провел Дмитрий Медведев в 2011 году. Количество случаев уголовного преследования предпринимателей, снижавшееся с 2008 года, в прошлом году выросло на 20%. В документе говорится, что надзорная деятельность превратилась в огромный неэффективный механизм, ориентированный только на самовоспроизводство. В 2015 году правоохранительные органы выявили больше 250 тыс. экономических преступлений — это максимум с 2010 года, возбуждено 230 тыс. уголовных дел. Растет и число уголовных дел по налоговым статьям — после того как в конце 2014 года изменился порядок их возбуждения. Раньше поводом для заведения дела являлись исключительно материалы налоговых органов, теперь к ним добавились заявление о преступлении и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.
За 2015 год число возбужденных в налоговой сфере уголовных дел увеличилось на 62%, тогда как число приговоров — только на 16%. При этом около 80% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес.
Авторы документа предлагают сократить количество проверок в два раза и вдвое снизить размер административных штрафов для субъектов МСП. Для надзорных органов предлагается установить ключевые показатели эффективности, а для инспекторов ввести персональную ответственность за незаконное вмешательство в работу компаний. Массовые внеплановые проверки предлагается проводить только с санкции президента или Генпрокуратуры.
С 2016 года наложен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Но сфера его применения существенно ограничена: он действует только в отношении малого бизнеса и только в отношении плановых проверок, к тому же под действие подпадают далеко не все виды предпринимательской деятельности. Предложение — расширить сферу применения надзорных каникул, в частности, распространить их на СП.
В российском кабмине, где сейчас дорабатывается Стратегия МСП, утверждают, что многие из предложений омбудсмена будут отражены в готовящемся к принятию документе. В числе приоритетов — предсказуемая фискальная политика (планируется повысить предельный размер стоимости основных средств в целях применения УСН, продлить действие льготных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для МСП после 2018 года), закрепление предельных значений количества проводимых в 2016 — 2018 годах проверок МСП. Еще одно новшество — обязательная идентификация личности заявителя при рассмотрении органами контроля жалоб, в том числе направленных в форме электронного документа.
Дополнительные материалы:
С 1 августа 2016 года относить ИП или организацию к субъектам МСП будут по новым правилам (постановление правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 265). Определять, может ли фирма или ИП претендовать на господдержку в качестве субъекта МСП, станут в зависимости от их годового дохода от реализации товаров, работ и услуг. Сейчас критерием для придания предпринимателям статуса субъекта МСП служит показатель годовой выручки. Сами значения предельного дохода за предшествующий календарный год не изменятся. Напомним, они составляют для микропредприятий — 120 млн рублей, для малых предприятий — 800 миллионов, для средних предприятий — 2 млрд рублей. Нововведения позволят автоматически присваивать статус субъекта МСП юрлицам и ИП — без прохождения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов, и совершения других действий для подтверждения соответствующего статуса. |
Минэкономразвития России завершило конкурс по предоставлению в 2016 году субсидий субъектам РФ для финансирования мероприятий в рамках оказания господдержки МСП. Рассмотрено 613 заявок из 85 регионов. Принято решение о распределении 9,6 млрд рублей. Наиболее востребованы мероприятия по модернизации производства (поддержаны в размере 3,23 млрд рублей), созданию и развитию инфраструктуры поддержки МСП (1,8 миллиарда). Подобные программы поддержки принимаются не в первый раз. В 2015 году было выделено 16,9 млрд рублей, в 2014 году — 18,1 миллиарда. |