Как вывести рубль из чужого поля
По итогам выступления на конференции «Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков»
В публичных выступлениях из года в год я слышу одни и те же проблемы, сдерживающие развитие российской экономики. Первая — финансовый блок: хроническое недофинансирование и недостаточная монетизация экономики, отсутствие долгосрочных, дешевых и доступных кредитных ресурсов. Как правило, дискуссии заканчиваются констатацией фактов. Почему? Потому что у нас нет субъекта власти, отвечающего за рост экономики. И это проблема номер два. К третьей я бы отнес дискуссии вокруг рубля, который часто попадает в «чужую игру». Так, на валютной бирже он находится под действием спекулятивных атак. Рубль то недооценен, то переоценен, и ставить вопрос «почему» при нынешнем способе оценки его стоимости по отношению к мировым валютам не имеет смысла.
В мировой практике рост экономики запускается за счет политики количественного смягчения, которая позволяет получить дешевые деньги. Практическая ее основа заключается в том, что поддерживается предпринимательская инициатива. У нас многие люди хотели бы начать или продолжать свое дело, но денег нет. ЦБ этим общепринятым правилам не следует, так как считает, что ему следует решать задачи,
поставленные перед ним законом: таргетирования инфляции, препятствия спекулятивному оттоку капитала и прочие. А для этого нужно сжимать денежную массу.
Можно ли сконструировать монетарную систему, работающую в интересах широких слоев населения и предпринимательских кругов? Я считаю, можно. Предлагаю ввести расчетный инвестиционный рубль (РИР).
В основе теории РИР лежат три концепции. Это наличие и существование замкнутых производственных циклов, внутренних и внешних денег и денег на средства коммуникации. Идея состоит в том, что цепочка вращения денег внутри замкнутого производственного цикла никогда не обрывается, поэтому внутри системы не всегда обязательно хранить деньги, это может быть резаная бумага: написать «десять рублей», «сто рублей», «тысяча рублей», и они будут крутиться по этому циклу. Наружу будет выходить продукция. РИР можно сделать внутренней денежной единицей Российской Федерации, которая выпускается и вращается только в безналичной форме. Принципы обращения следующие.
РИР принимается всеми юридическими лицами для расчетов и инвестиций на всей территории страны. Номинальная стоимость одного РИР равна рублю. РИР отражается в балансах предприятий и банков отдельной статьей, не может конвертироваться в иностранную валюту и обратно, и в этом его принципиальное отличие от существующего рубля. Таким образом, РИР представляет собой расчетный и инвестиционный инструмент, защищенный от использования в финансово-спекулятивных целях. Кредиты в РИР предоставляются банками только резидентам РФ. РИР нельзя разместить на срочный депозит в банке, то есть он не может служить в качестве средства накопления. РИР нельзя использовать для приобретения ценных бумаг, драгоценных металлов и любых других продуктов фондового рынка. РИР можно использовать только для приобретения специальных бумаг, эмитируемых ЦБ РФ или Минфином.
Этот инструмент позволит решить застарелые проблемы отсутствия долгосрочных внутренних источников финансирования. Мы получаем расчетный инвестиционный рубль, не зависящий от иностранной валюты, освобожденный от спекулятивных операций на фондовом рынке, обеспечивающий соединение производительного труда с действующими и вновь образуемыми средствами производства. РИР повышает спрос на рубль внутри страны и тем самым способствует повышению его курса на внешнем рынке, соответственно снижает инфляционные ожидания. Это позволяет регулятору в зависимости от показателя роста ВВП, исчисляемому по сумме РИР и рублей, сжимать и расширять объем РИР, находящихся в обороте.
По моим расчетам, мы можем эмитировать РИР на сумму 14 трлн рублей. Это позволит получить коэффициент монетизации экономики на уровне 65,5%, что дотягивает до уровня среднеразвитых стран. Так можно запустить финансирование и инфраструктурных проектов, приоритетных направлений промышленной политики, строительство жилья и так далее. Еще раз акцентирую внимание: РИР — это не капитал, его нельзя использовать в качестве источника рентного дохода, переместить в другую сферу извлечения доходов, так как, будучи изъят из производительных циклов, он немедленно снова становится тем, что он есть — простым средством коммуникации, ждущим следующего применения в очередных операциях.
Чем может быть привлекателен этот инструмент для бизнеса? Прежде всего это дешевый кредит. Нужно установить правило выдачи: кредит в РИР не должен превышать 3% годовых. При этом у банков не будет необходимости создавать резервы на потери по ссудам. Во-вторых, это возможность уплаты налогов. В данном случае налог на прибыль начисляется в обычном порядке по установленным ставкам, но поступает на счета ЦБ РФ и затем уже в консолидированном виде на счет Минфина. Важно, что при этом отсутствует НДС, он выключается сразу, потому что его наличие в цикле не имеет смысла.
Могут ли быть ошибки при реализации такой конструкции? Конечно, могут. Но, на мой взгляд, ошибки, сделанные из-за чрезмерной осторожности, будут больше, чем «ошибки риска». Деньги, как и любой другой инструмент, сконструированы людьми и могут по их здравому разумению приобрести те новые свойства, которые необходимы сейчас. Пройдет критический момент, исчезнут обстоятельства, потребовавшие новой конструкции, и деньги снова могут быть переформатированы без утраты их основных функций.
Я излагал эту теорию уже на нескольких конференциях, и все время ждал критики. Критика, к сожалению, пока сводится к следующему: это нельзя сделать никогда. Тогда я адресую аудитории другой вопрос. Что лучше: риски организационно-технического плана или рост экономики России?
Автор: Попков Валериан, директор АНО Институт имени Богданова