На передовой связи
Какие цифровые сервисы набирают популярность у бизнеса и населения
Фотографии предоставлены компанией «Ростелеком»
Являясь инфраструктурной компанией, «Ростелеком» прокладывает сети и развивает сервисы в самых удаленных точках нашей страны, в том числе в Уральском регионе
Насколько сложно прокладывать оптоволоконный кабель в труднодоступные районы, по каким причинам появляются сбои в работе интернета, как устраняются аварии, какие цифровые сервисы набирают популярность у бизнеса и населения, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал вице-президент, директор Екатеринбургского филиала компании «Ростелеком» Иван Пичугин.
Устраняя цифровое неравенство
— «Ростелеком» осуществляет коммерческую деятельность, в то же время это и социальная компания. Поговорим прежде всего об этом. Какие крупные социальные проекты удалось реализовать за прошлый год в Свердловской области?
— В части цифровизации «Ростелеком» является одним из основных исполнителей государственных заказов, и практически всегда это социально направленные проекты. В предыдущие годы мы выполняли очень масштабную программу, связанную с подключением к интернету по всей стране социально значимых объектов — школ, фельдшерско-акушерских пунктов, пожарных частей и др. В 2022 — 2023 годах в учебных заведениях наши специалисты установили более 1500 точек доступа Wi-Fi. Это серьезный прогресс не только в качестве предоставления услуг образования, но и в обеспечении безопасности учреждений.
Уже несколько лет совместно с Министерством цифрового развития работает программа по устранению цифрового неравенства. В первую очередь речь идет об обеспечении интернетом и связью очень удаленных населенных пунктов — небольших деревень и поселков с численностью населения от 100 человек. За последние два года по данной программе мы подключили к интернету порядка 50 отдаленных населенных пунктов в Свердловской области, преимущественно на севере региона. Там появились базовые станции, благодаря которым можно выходить в Сеть с любых устройств. Государство ставит задачу к 2030 году закрыть интернетом 99% территории нашей страны. От устранения цифрового неравенства мы постепенно переходим к цифровой трансформации и во всех уголках региона делаем доступной телемедицину, электронные государственные услуги, онлайн-образование и другие современные сервисы.
Нашу работу можно сравнить со строительством железных дорог в начале XX века. Тогда этот фактор являлся основным для развития территорий. Так же и мы сейчас, только вместо железнодорожных путей мы строим цифровые дороги.
— Интернет уже стал базовой потребностью современного человека. А вообще, насколько сложно обеспечить жителей дома или целого населенного пункта доступом в сеть Интернет?
— Если говорить про Екатеринбург, то охват оптическими сетями связи составляет 98-99%. Наверное, в региональной столице вообще не осталось домов, где бы не было никакого интернета, поскольку в любом случае есть мобильный. Но растет потребность в высокоскоростном оптоволоконном интернете, потому что потребляемый населением контент «тяжелеет», повышается качество фильмов, их загрузка должны быть максимально быстрой. И эту потребность в столице Урала мы закрываем.
Другое дело, удаленные населенные пункты. Когда мы проводим туда оптоволоконный кабель, приходится преодолевать естественные природные рубежи: реки, болота, скалы. Периодически разрабатываем сложные решения, например прокладываем оптоволокно даже по дну водоемов. Конечно, чем дальше находится населенный пункт, тем нам сложнее выполнять эту работу, в том числе и по финансовым затратам. Но мы все равно это делаем.
Иван Пичугин: «Нашу работу можно сравнить со строительством железных дорог в начале XX века. Тогда этот фактор являлся основным для развития территорий. Так же и мы сейчас, только вместо железнодорожных путей мы строим цифровые дороги»
— Из-за чего чаще всего происходят сбои в предоставлении услуг интернет-провайдеров для населения?
— Буду говорить прежде всего про нашу компанию. «Ростелеком» является основным инфраструктурным оператором в стране, имеет очень разветвленную сеть оптоволоконных магистралей. Есть два варианта их организации: оптоволоконный кабель либо лежит в земле, либо проходит по опорам, например, энергетиков.
Первая самая большая проблема, связанная со сбоями в работе интернета, — это порывы магистрального кабеля. Например, случаются дорожные аварии, когда фура сносит столб, из-за чего может остаться без связи целый населенный пункт. Или проводятся несогласованные земельные работы, в результате которых может произойти обрыв магистрали.
Вторая причина — вандализм. До сих пор злоумышленники считают, что в наших кабелях есть медь. Когда-то это действительно было так. Вандалы вырезали кабель, сдавали медь как цветной металл, зарабатывали на этом. Но сегодня наш оптический кабель для них абсолютно бесполезен, потому что оптику сдать невозможно.
— Ставьте таблички: «Здесь меди нет».
— Мы постоянно проводим профилактические мероприятия по защите и охране инфраструктуры. Злоумышленники лезут в канализацию или на крышу, обрывают кабель, но остаются ни с чем, а в итоге их ловят правоохранительные органы. Буквально недавно человек из Верхней Пышмы получил реальный срок 4,5 года за кражу нашего кабеля.
— Сколько у вас в среднем уходит времени на устранение сбоев в работе интернета?
— Если кабель имеет резерв, то трафик переключается на маршрутизаторе меньше чем за полсекунды. Пользователь даже не замечает, что произошел сбой. Но бывает, что на устранение уходят и сутки (если это удаленная территория). Но даже масштабные аварии мы стараемся устранить в пределах 24 часов, не более.
Для понимания: в кабеле может быть в среднем до 96 волокон. В случае обрыва их нужно соединить. Но сначала необходимо определить место. Если кабель в земле, его надо найти и выкопать, а затем сварить и проверить наличие сигнала. Конечно, благодаря автоматизации сегодня мы можем быстро находить место разрыва, там, где затухает сигнал. Кроме того, имеются сварочные машины, которые позволяют ускорить процесс. Ну и, конечно, основные герои — наши сотрудники. Все те, кто находится на передовой связи в любую погоду и без выходных.
— В развитие темы современных технологий. Кроме сервисов, ставших уже традиционными (интернет, телевидение, телефония), какие еще услуги для жителей набрали популярность за последний год?
— Одной из актуальных наших разработок является облачная платформа для управления многоквартирным домом «Ключ». Это умный домофон, видеонаблюдение в подъездах, умные шлагбаумы, система контроля удаленного доступа и приборы учета с автоматической передачей показаний. Важно, что цифровой сервис «Ростелеком. Ключ» — это на 100 % российский ИТ-продукт, созданный внутри компании с учетом нашего опыта взаимодействия с большим количеством клиентов по всей стране.
Другим полностью отечественным продуктом является видеосервис Wink. Он активно показывает себя на рынке. Например, сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», многих не оставивший равнодушными, эксклюзивно вышел именно на Wink и пополнил линейку Wink Originals.
В целом в 2023 году мы уверенно растем по ключевым показателям. Нам доверяют наши действующие абоненты, нас выбирают все больше новых клиентов. Объем новых подключений интернета в 2023 году вырос почти на 7,3% по сравнению с 2022 годом.
Для бизнеса мы предлагаем виртуальное видеонаблюдение, платформы хранения данных, специализированное программное обеспечение, которое устанавливается на инфраструктуру клиента для обеспечения кибербезопасности. Это ключевые направления, которые набирали обороты за последние годы.
В единой связке
— За всеми вашими проектами стоят в первую очередь люди. Какие ИТ-специалисты были востребованы за последний год и продолжают быть актуальными сегодня?
— На рынке труда мы активно ищем сотрудников отдела продаж в сегментах В2С и В2В, то есть те, кто работает в массовом сегменте и с бизнесом. Также актуальны вакансии работников технического блока: инсталляторы и универсальные специалисты связи, которые напрямую работают с абонентами.
«Ростелеком-ЦОД», крупнейший поставщик услуг дата-центров и наша дочерняя компания, набирает в команду DevOps-инженеров, администраторов баз данных, инженеров по эксплуатации систем холодоснабжения и инженеров-энергетиков. В зависимости от выбранной специальности сотрудники будут заниматься обслуживанием ЦОДов, выработкой требований к базе данных, ее проектированием, реализацией, эффективным использованием и сопровождением.
Мы готовы брать студентов на подработку и неполную занятость с перспективой попадания в штат. Компания предоставляет большой спектр возможностей, который позволяет сотрудникам даже после трудоустройства проходить обучение и профессионально расти. Кстати, «Ростелеком» занял первое место в номинации «Компания, поддерживающая молодых профессионалов» REFORUM Awards.
— Помимо Екатеринбургского филиала, вы курируете работу компании по всему Уральскому региону. Это очень большая территория. Как удается совмещать и что входит в ваши обязанности?
— В Свердловской области создана и уже многие годы успешно работает сильная профессиональная команда. Растут бизнес и лояльность наших клиентов. Поэтому мы делимся наработанным опытом с соседними регионами Урала, где также работают высокопрофессиональные сотрудники.
«Ростелеком» работает практически во всех российских регионах. Любой проект нашей компании — федерального масштаба, реализуется во всех субъектах РФ. Поэтому взаимодействие региональных команд происходит в такой единой связке.
Стоит отметить, что компания прошла огромный путь от корпорации, которая в свое время следовала, а иногда и пыталась догнать тренды, до флагмана телеком-отрасли. Многие направления, такие как кибербезопасность, импортозамещение и т.д., мы стали развивать задолго до того, когда это стало острой необходимостью для всей страны.
— Работа, постоянные командировки, общественная деятельность в Союзе промышленников и предпринимателей Свердловской области… Находите свободное время на себя, на семью? Какие любимые места в Екатеринбурге?
— В Екатеринбурге я живу и работаю уже пять лет. За это время врос в регион, полюбил город, полюбил Урал. Перевез семью. Поэтому могу сам проводить экскурсии. Приезжающих в гости друзей и коллег вожу в Верхнепышминский музей автомобильной и военной техники. Считаю, что это музей мирового уровня, способный удивить любого.
С точки зрения архитектуры Екатеринбург — очень красивый город. Городской пруд, Плотинка, Дендрологический парк не оставляют равнодушными ни горожан, ни гостей города. Производит впечатление север Свердловской области, где я бываю в командировках. Уральские горы там предстают во всей красе.
Вообще, и как житель области, и как руководитель крупного предприятия хочу отметить, насколько динамично развивается наш регион. Тут есть на что посмотреть, но главное богатство Свердловской области и всего Урала — люди. Открытые, с крепким внутренним стержнем, всегда готовые прийти на помощь в трудную минуту. Стараюсь им соответствовать.