Полиграфический маркетплейс: как получать заказы от Санкт-Петербурга до Владивостока
Екатеринбургская типография вложила в софт почти 200 млн рублей
Уральская типография разработала программу управления заказами, которая позволяет работать с клиентами по всей России
Компания «Гуд Принт» была создана в Екатеринбурге Игорем Галыгиным и Алексеем Сосновских в 2012 году как компактная цифровая типография, когда эта технология только зарождалась. Тогда в офисе «Гуд Принта» на 70 квадратных метрах располагалась одна печатная машина, резак и минимально необходимый для работы набор китайского оборудования. Сейчас только производственные площади компании составляют полторы тысячи «квадратов», где работает более 30 печатных машин. Также 400 кв. метров составляет офис типографии.
— В 2012 году существовало два вида полиграфической деятельности. Во-первых, это копировальные салоны, которые работали с клиентами сегмента b2c. Среди потребителей их услуг были студенты, а также физические лица, которые заказывали сувенирную продукцию типа надписей на кружках и футболках. Как правило, печать была невысокого качества, и главная задача была поддерживать высокий трафик. Во-вторых, существовали офсетные типографии — они печатали рекламные листовки. В этом бизнесе нужно было добиваться больших тиражей. А тех, кто может делать сложные и уникальные продукты с высоким чеком (типа меню для ресторанов или дизайнерскую упаковку), не существовало. Мы подумали тогда, что за такими продуктам может быть будущее — и не прогадали, — вспоминает Игорь Галыгин.
С первых дней основания «Гуд Принт» специализируется на продукции для бизнеса, и руководству компании удалось собрать в типографии все технологии, которые есть на текущий момент в полиграфической индустрии — это офсетная печать, и цифровая, и широкоформатная, и интерьерная, и сувенирная, а также довольно редкая DTF-технология печати на тканях, УФ-печать на пластике и картоне, машинная вышивка… Помимо этого, «Гуд Принт» является одной из пяти типографий в России, способной накладывать 3D-фольгу и 3D-лак на изображение, благодаря чему оно становится фактурным и его можно ощутить наощупь. Например, на рисунке апельсина можно сделать апельсиновую корочку, на изображении баскетбольного мяча — нанести пупырышки, на цветке можно сделать фактуру листика.
Сделать рывок в своем развитии «Гуд Принту» помог Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства в пандемийные 2019 — 2020 годы, когда компания получила льготный заем по программе Минэкономразвития под 8,5% годовых.
— Порядка 30 миллионов мы брали на покупку производственной площадки, еще около 10 млн рублей — на приобретение печатного оборудования. Рыночная стоимость кредита тогда была 11,25%. При суммах, которые мы брали по льготной ставке, вышла значительная экономия. В итоге у нас получилось создать супермаркет печатной продукции на одной производственной площадке. В нашей работе есть сезонность, и обилие технологий позволяет ее сглаживать, — пояснил Игорь Галыгин.
Основные заказчики «Гуд Принта» — крупные и средние компании, для которых полиграфическая продукция является частью маркетинговой стратегии, либо малые предприятия, нуждающиеся в этикетке и упаковке. Среди клиентов типографии также банки (Сбер, Точка), автодилеры («Оками»), продуктовые сети («Жизнь Март»), рестораны («Своя компания»), производственные компании («БиоМикроГели») и компании из других сфер.
60 — 70% продукции приходится на печать этикеток, упаковок, коробок, наклеек. Остальное — открытки, сувениры, журналы, каталоги, меню, баннеры, наружная реклама, текстиль, 3D-фольга, 3D-лак…
Спасительный софт
Однако почти сразу стало понято: чтобы управлять заказами, нужно иметь специальный программный продукт, которого на рынке в 2012 году не существовало.
— Нам пришлось написать такую программу самим. Она представляет собой несколько объединенных программных модулей: модуль заказа, в котором менеджер делает расчет его стоимости, модуль склада, в котором учитываются необходимые материалы для создания продукта, а также модуль, в котором виден весь трекинг заказа: кто, когда, какую операцию совершил, с какой полки нужно готовый продукт взять и куда доставить. Программа также интегрирована с 1С, куда загружаются бухгалтерские документы. Вокруг этой программы сейчас строится работа всей типографии. Без нее мы не смогли бы вообще работать, — говорит соучредитель.
По словам Игоря Галыгина, стоимость программного продукта, который постоянно улучшается на протяжении 11 лет, можно оценить примерно в 200 млн рублей: «Приходится постоянно перестраивать процессы, адаптировать к ним людей, это достаточно сложно, но мы вроде бы научились работать в системе постоянных изменений — появляются новые технологии, продукты становятся все сложнее — наши клиенты соревнуются со своими конкурентами, и мы им в этом помогаем. Буквально на днях мы обновили сайт, интегрировались с транспортными компаниями и автоматами по выдаче заказов. Теперь клиенты со всей России могут отправить нам макет, который без участия менеджера упадет на печатную машину, и готовый продукт мы можем доставить в любую точку страны. Получается такой полиграфический маркетплейс».
Стоимость программного продукта, который постоянно улучшается на протяжении 11 лет, можно оценить примерно в 200 млн рублей
Однако пока «Гуд Принт» считает себя базовой региональной компанией. Ее сотрудники выполняют 200 — 250 заказов в день. В пиковый период (под Новый год) — 350 — 400 заказов. Из других регионов набирается около сотни заказов в месяц — клиенты при этом оказывались в Кемерово, Санкт-Петербурге, Ульяновске и даже Владивостоке.
— Мы окончательно выйдем на всероссийский рынок, когда у нас будет 50 — 100 заказов в день из разных регионов, — озвучил ближайшую цель компании Игорь Галыгин.
5 шагов к успешному бизнесу от Игоря Галыгина• Сначала мы осознали, что строим производственную компанию. Производственная и торговая компании управляются по-разному. • Без прозрачности в электронной системе учета производственная компания работать не может. Поэтому мы написали программу управления и учета одновременно с созданием предприятия. • В 2013 году, когда поняли, что можем управлять 50 заказами в день, мы решились на увеличение производственных мощностей — с 70 до 300 кв. метров. • Мы отделили офис от производства, что позволило расшить производственные площади до 650 кв. метров. Менеджеры перестали участвовать в производственном процессе. Производство стало четко работать по бланкам заданий, что увеличило точность и скорость выполнения заказов. • Расширение производства до 1500 «квадратов» и покупка цифровых машин с помощью Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Это позволило открыть новые участки, например, поставить офсетную машину, уделять больше времени изготовлению упаковки — твердой, для продуктов. |
Автор: Мария Кобер