Я иду считать

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года

Государство решило навести порядок в отрасли аудита через ужесточение требований к саморегулируемым организациям. Они стоят перед выбором: переманивать друг у друга участников, добровольно объединяться или заняться воспитанием кадров

Суммарная выручка участников рейтинга, подготовленного аналитическим центром «Эксперт-Урал» по итогам 2014 года, приросла на 2% (годом ранее — на 4%, в 2011 — 2012-м в среднем по 15%). Заметим, что для объективности картины следует исключить из расчетов показатели компании РАСТАМ: ее выручка достигает половины от общей выручки участников рейтинга. В этом случае динамика доходов участников списка за прошедший год составит 13%. Это сопоставимо с общероссийской: по данным рейтинга ведущих аудиторско-консалтинговых групп России, подготовленного специалистами международной группы RAEX («Эксперт РА»), темпы роста выручки — 15%.

С задержкой

Основной драйвер рынка — консалтинг: суммарная выручка от услуг увеличилась на 18%. В сегменте аудита — плюс 6%. Доля аудита в общем объеме выручки участников рейтинга продолжает сокращаться: до 26% с 31% в прошлом году. Структура доходов по видам услуг свидетельствует: консалтинг все больше уходит в сферу финансов.

Самые высокие доходы среди консалтинговых практик уже много лет дает юридическое консультирование (доля в общей структуре выручки — почти 18%). Второе место заняло, потеснив ИТ-консалтинг, финансовое консультирование (17% в общей выручке; в 2013 году — третье место, в 2012-м — четвертое).

Участники рейтинга считают, что кризис на их отрасли отражается с некоторым запозданием, поэтому итоги года не выглядят критично. «Проекты, выполненные в 2014-м и в начале 2015 года, согласовывались с заказчиками еще в стабильной финансовой обстановке. С ноября по май традиционно в аудиторской профессии “горячий сезон”. Поэтому пока работы много. Наша компания впервые за семь лет даже позволила себе отказаться от некоторых контрактов в пользу наиболее рентабельных. Однако есть большие опасения относительно того, что будет дальше. Аудиторский бизнес это сервис, и его финансовая успешность сильно зависит от платежеспособности крупного и среднего бизнеса», — говорит директор компании «ЛА консалтинг» Юрий Симанков.

Кроме общеэкономических факторов на отрасль давят и внутренние вызовы, в частности связанные с недобросовестной конкуренцией. «Рынок душит демпинг. Согласно данным Минфина, в 40% аудиторских компаний работают по три аудитора, да и те в основном по совместительству. Аудиторы в этих «дюймовочках» проводят проверки в свободное от основной работы время: вечерами и в выходные дни; офис у них на дому, а о внутреннем контроле качества там и не вспоминают. Поэтому и цены на аудиторские услуги в разы ниже сложившихся на рынке. В нынешней ситуации, когда все СРО аудиторов озабочены проблемой увеличения численности, контроль качества аудита в таких «конторках» уходит на второй план. Демпинговые цены давят на рынок, и мы наблюдаем тренд на снижение выручки от аудиторских проверок», — формулирует проблемы генеральный директор компании «Екатеринбургский Аудит-Центр» Владимир Бойков.

Как известно, контроль за качеством в аудиторской отрасли возложен на СРО. И мы уже много лет говорим о том, что институт с этой задачей справиться не может. Государство несколько раз пыталось включиться в процесс, например, через введение дополнительного контроля со стороны Росфиннадзора. Однако в полной мере искоренить проблему не удается. Теперь власти решились на кардинальную реформу института СРО. Ее обсуждение и стало центральной темой ежегодного круглого стола аналитического центра «Эксперт-Урал», на котором был представлен рейтинг.

Три дороги

В конце 2014 года Госдума приняла поправки к закону «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми меняются количественные критерии для аудиторских СРО. Чтобы получить такой статус сейчас, организации нужно иметь в составе не менее 500 компаний или 2 тысяч аудиторов, с 2017 года потребуется 700 компаний или 10 тыс. физических лиц. Ни одна из действующих СРО до такого уровня недотягивает. Учитывая, что немало аудиторов уходит из профессии, а молодые кадры не пополняют рынок, шансов заполучить нужное число членов у действующих СРО просто нет. Таким образом, государство намерено искусственно стимулировать создание одной-двух СРО аудиторов на рынке, чтобы устранить конкуренцию между ними и усилить контроль над отраслью. То есть волевым способом разрешить накопившиеся проблемы.

Аудиторы еще на стадии подготовки законопроекта пытались возражать, но законодатель к их позиции не прислушался. Генеральный директор СРО НП «Аудиторская палата России» Татьяна Брагина считает, что невнимание к мнению профессионального сообщества заложено в самой конструкции СРО аудиторов, и именно это порождает многие проблемы.

— Руководители всех пяти СРО писали отзывы на проект, предлагали поправки. Ждали диалога. Вместо этого получили еще большее ужесточение требований. В изначальном варианте проекта предлагалось установить минимальное количество членов СРО 7 тыс. человек, на выходе имеем десять. И все потому, что законодательство устроено таким образом — у профсообщества нет возможности законодательной инициативы. Между тем в западной практике, с которой скопирована нынешняя модель, эта функция — одна из важнейших.

Старший партнер группы компаний «Авуар» Алексей Овакимян считает, что Минфин этим законопроектом вверг рынок в еще большую депрессию. «Очевидно, что каждая СРО как минимум попытается набрать нужное число членов, а сделать это можно только за счет снижения членских взносов и контроля качества. Мало того, аудиторы привыкли к некачественному законодательству и знают, как его обойти. Я не удивлюсь, если начнется просто дробление бизнеса со стороны действующих компаний. Только зачем это нужно отрасли, вот в чем вопрос».

Риски переходного периода беспокоят и генерального директора аудиторской фирмы «ЮриКА» Веру Ахманаеву: «При процедуре объединения произойдет исключение СРО из реестра. В рамках сегодняшнего законодательства аудиторы могут попасть в такие условия, когда нашу деятельность вне рамок СРО нельзя будет осуществлять. Я считаю, что нужно эти обстоятельства обязательно учесть заранее, внеся соответствующие нормы в нормативные акты РФ».

Смирившись с тем, что переломить ситуацию уже не удастся, некоторые СРО предлагают не конкурировать друг с другом, а начать добровольное объединение. Этой позиции в частности придерживается президент СРО НП «Российская коллегия аудиторов» Александр Руф:

— Видимо, профессия должна регулироваться по единым нормам, стандартам качества, иметь один уровень членских взносов. Нужно найти в себе силу и мужество, чтобы сказать: нам нужна одна организация. Я думаю, технически это возможно реализовать в рамках закона о некоммерческих объединениях, который предусматривает несколько форм реорганизации некоммерческих организаций.



Курс на добровольное объединение поддерживает и член правления СРО НП «Московская аудиторская палата» Михаил Егоров:

— Создав единую СРО, мы сможем решить весьма насущную проблему бегства от внешнего контроля качества, завуалированную переходом из одной СРО в другую. Сегодня осуществлять действенный и объективный внешний контроль качества очень сложно: в ситуации «к вам едет ревизор» компании просто приносят заявление на выход, и мы им не вправе отказать. В условиях единой СРО у недобросовестных участников рынка такой возможности не будет, и это положительно скажется на имидже профессии. Кроме того, объединив усилия, мы сможем принести гораздо больше пользы в области развития методологической базы аудиторской деятельности, в том числе и в свете ожидающегося перехода на МСА.

Между тем Татьяна Брагина считает, что провести такую процедуру будет непросто.

— Здесь очень много вопросов. Как, например, формировать единый компенсационный фонд — он у всех разный. Несмотря на то, что все пять саморегулируемых организаций выполняют требования государственного регулирования, ведут реестры, организуют контроль качества, следят за повышением квалификации своих членов, все равно членская база не одинакова. У нас, наконец, разная степень собираемости взносов. Чтобы объединиться по-честному, мне кажется, нужно провести сверку реестров. Это сложный вопрос. Да, переговоры идут, появляются информационные сообщения о договоренностях об объединении, но пока это только договоренности.

Есть и еще один вариант вывода профессии из кризиса. Его предлагает генеральный директор Международного центра консалтинга и аудита Ольга Ермолина:

— Мы все время говорим о старении профессии. Но у нас много талантливой молодежи. Надо ответить себе на вопрос, почему она не пополняет ряды аудиторов. Может быть, стоит пересмотреть подходы к аттестационным экзаменам, методы подготовки и обучения. Тем самым к 2017 году мы увеличим число аудиторов. Тогда и требования закона будут выполнены, и на рынке останется как минимум не одна СРО, и профессия помолодеет. 

Дополнительные материалы

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года

Материалы по теме

Рынок аудита в ожидании реформы

Движение замедляется

Аналитический центр «Эксперт» опубликовал график выхода рейтингов в 2016 году