Учиться получать знания

Образование в банковской сфере

Образование в банковской сфере

За четверть века кафедра «Банковский и инвестиционный менеджмент» Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета сформировала модель подготовки специалистов, отвечающую современным запросам банковской и в целом финансовой индустрии

Одной из важнейших составляющих успешности любых компаний в современном мире является качество персонала. Это в полной мере относится и к финансовой сфере. На территории Большого Урала специалистов для этой области деятельности готовят многие университеты. 25 лет назад с созданием «Кафедры банковского дела» (сегодня — «Банковский и инвестиционный менеджмент» НОЦ «Инжэк» ВШЭМ УрФУ) начала формироваться новая модель подготовки кадров для этой отрасли. Об эволюции и будущем образования для банковской и в целом финансовой индустрии мы разговаривали с заведующим кафедрой, заслуженным экономистом России, профессором, доктором экономических наук, генеральным директором Группы Синара Михаилом Ходоровским.

— Михаил Яковлевич, как появилась идея создания кафедры банковского дела в УрФУ?

— В конце 80-х — начале 90-х уже прошлого ХХ века в России начала складываться новая банковская система. И я, придя в банковский бизнес, отчетливо осознал существование проблемы в классическом, традиционном подходе к подготовке специалистов для кредитных организаций. Тогда и возникла идея, которую поддержал ректор Уральского политехнического института Станислав Степанович Набойченко.

Сотрудники, работающие с клиентами, и прежде всего кредитные специалисты, при неплохих знаниях экономики и бухгалтерии значительно хуже понимали технологические аспекты деятельности заемщиков. Это, несомненно, генерировало будущие риски на стадииях как предкредитной работы, так и последующего сопровождения кредитных сделок.

Михаил Ходоровский: «Мы своих студентов пытаемся научить думать, где и как знания можно приобрести, не бояться разумного риска, понимать законы и тенденции общей экономической конъюнктуры, развития конкретных отраслей, функциональных сфер отечественной экономики»

Не очень высоки были и компетенции выпускников профильных вузов в области информационных технологий и соответствующей инфраструктуры. Классический политехнический вуз, а таким в то время и был УПИ имени С.М. Кирова, обладал уникальным набором факультетов и специальностей, которые при правильной интеграции могли заполнять эти пробелы. Так и возникла в 1994 году в УПИ кафедра «Банковское дело», студенты которой обучались по специальности «Информационные системы в экономике. Специализация Банковское дело». Через некоторое время к ней добавилась и классическая специальность «Финансы и кредит».

Сегодня количество выпускников нашей кафедры по всем формам обучения уже приближается к 1300. 

— Как шла эволюция учебного процесса?

— Финансовая система любого государства, в частности банковская, — тонкая и высокотехнологичная структура. И российская банковская система — не исключение. На этапе создания кафедры специальные дисциплины учебного плана были связаны с процессами становления новой банковской системы, с дифференциацией и особенностями ее развития. Необходимы были знания о новых банковских продуктах, подходах в управлении, банковских рисках, сущности банковского надзора.

Сейчас учебные курсы больше отражают актуальные тенденции: стремительное развитие цифровых и финансовых технологий; информационную безопасность; междисциплинарные исследования; проектное управление; новые аспекты в развитии международных стандартов финансовой отчетности; формирование мотивированных суждений в пруденциальном надзоре и др. Все это создает уникальный интегрированный комплекс профессиональных и общеобразовательных компетенций банковского менеджера.

Так что эволюция, о которой вы спрашиваете, объективно шла за историческим дрейфом: от детерминированной жесткой конструкции времен планово-командной экономики СССР 80-х годов до полноценной рыночной модели, соответствующей запросам хозяйствующих субъектов сегодня. Безусловно, такая динамика не могла не найти отражения в трансформации учебного процесса.

— Каков сейчас характер запроса на специалистов со стороны кредитных институтов?

— Мир изменился, кредитная организация, как, впрочем, и любое другое предприятие сегодня, — это открытая система. Она реагирует на изменение внешней среды, на новые рыночные риски и возникающие возможности. В условиях возрастающей конкурентной борьбы за клиента, потребителя банковских услуг, на рынке остаются только самые лучшие. И обеспечить это могут исключительно специалисты с широким диапазоном компетенций, способные перманентно развиваться, учиться новому. Мы должны дать нашему выпускнику не только базовые знания, но и соответствующий объем специальных знаний, в том числе и междисциплинарных. Это позволит будущему специалисту самосовершенствоваться, постоянно получать дополнительные навыки. Мы своих студентов пытаемся научить думать, где и как эти знания можно приобрести, не бояться разумного риска, понимать законы и тенденции общей экономической конъюнктуры, развития конкретных отраслей, функциональных сфер отечественной экономики.

 — Какие изменения произошли на кафедре с переходом на двухуровневую систему образования в России?

— Мы готовим бакалавров по направлениям «Экономика» (профиль «Прикладная экономика и финансы», траектория «Банковское дело»); «Менеджмент» (траектория «Инвестиционный менеджмент в высокотехнологичных отраслях»). Кафедра также выпускает магистров по направлению «Финансы и кредит» (программа «Банковский и инвестиционный менеджмент»). Это очень широкий спектр компетенций наших выпускников, который постоянно затачивается под запросы будущих работодателей — банков, финансовых и индустриальных компаний, других финансовых институтов. Такой гибкий подход обеспечивает практически 100-процентную востребованность наших студентов после завершения обучения. Да и во время учебного процесса подавляющая их часть участвует в практической деятельности предприятий, получая конкретные навыки и опыт прикладного использования полученных знаний.

— В дискуссиях о развитии образования много говорят о необходимости связи с практикой. Как этот вектор реализован на кафедре?

 — Мы идем по пути составления для каждого нашего студента индивидуальных траекторий будущего карьерного роста, программ научно-прикладного проектирования, освоения практического опыта. Предлагаем участие в уникальных мастер-классах топ-менеджеров крупных компаний. Сегодня обучение носит интерактивный характер с применением современных средств онлайн-взаимодействия, позволяющих трансформировать навыки в теоретические знания студентов в области современных концепций управления банковским бизнесом, финансовыми процессами.

Студенты выполняют практические задания, курсовые, дипломные работы по конкретным темам, опираясь на взаимодействие с ведущими компаниями региона, в том числе с предприятиями Группы Синара и Трубной металлургической компании. В рамках достаточно большого количества учебных курсов мы говорим о современных инновационных подходах, привлекаем практикующих специалистов высокого уровня для того, чтобы они вели семинары, читали лекции и делились опытом со студентами.

В частности, топ-менеджеры СКБ-банка очень активно участвуют в этом взаимодействии. К слову, многие из них являются выпускниками нашей кафедры. Так объективно сложилось, что, с одной стороны, у меня как руководителя крупной компании, то есть работодателя, есть возможность формулировать потребности в конкретных компетенциях для реализации современных производственных и управленческих процессов. С другой стороны, я как заведующий кафедрой могу имплементировать соответствующие изменения в учебный процесс. Это и помогает обеспечивать, на мой взгляд, необходимый баланс практики и методологии обучения. 

 — Как вы относитесь к тезису о том, что в банках скоро все заменят машины и не нужны будут ни люди, ни офисы?

— Я не люблю крайности. Несомненно, мы идем по пути радикального повышения технологичности получения банковской услуги. Но непосредственное взаимодействие банка и клиента — «faсe to faсe» отменять пока рано. Особенно по специальным продуктам, в частности в luxury-сегменте. Филиальные сети банков, несомненно, останутся как минимум в среднесрочной перспективе. И это не только мое мнение — почитайте интервью со многими действующими банкирами. Другой разговор, что новый формат банковских офисов, тотальная цифровизация операций, радикальное сокращение времени обслуживания — это все в актуальнейшей повестке дня для банков, которые намерены оставаться на карте российского бизнеса.

— Как бы вы сформулировали конкурентные преимущества используемой вами модели образования?

 — Я, конечно, субъективен, но для меня моя родная кафедра, несомненно, лучшая. Как и считаю одним из лучших в России Уральский федеральный университет. И это уже не субъективность — посмотрите на рейтинги. Сегодня отечественное образование стало достаточно конкурентным по отношению к образованию в лучших зарубежных учебных заведениях.

Это не значит, что можно почивать на лаврах. На кафедре прикладываются целенаправленные усилия по перманентному совершенствованию учебных планов, насыщению их новыми, актуальными с точки зрения практики и теории, дисциплинами.

Полагаю, что все эти обстоятельства вот уже много лет делают наших выпускников конкурентными на рынке труда. Ну а «Кафедру банковского и инвестиционного менеджмента» привлекательной для абитуриентов как Свердловской области, так и Уральского федерального округа.               

 

 

Материалы по теме

ВШЭМ УрФУ внедряет глобальные стандарты обучения

Качество экономического образования в УрФУ вновь подтверждено на мировом уровне

Группа Синара запустила в вузе корпоративную магистерскую программу

Первая онлайн-магистратура УрФУ поддержана Фондом Потанина

Одной идеи мало

Эх, раз. Еще раз?