Цветотени

Цветная металлургия

Цветная металлургия

Торговая война США и Китая, спад мировой экономики и вялый внутренний спрос — главные угрозы развитию российских производителей цветных металлов

2019 год российские медники начали на позитиве. УГМК на Уралэлектромеди подготовила к заливке фундамент под третью очередь цеха электролиза меди, работающего по безосно?вной технологии. Русская медная компания (РМК) на заводе Карабашмедь приступила к демонтажу первого из трех устаревших конвертеров в металлургическом цехе в рамках финального этапа модернизации химико-металлургического комплекса. Норникель запустил в эксплуатацию на медном заводе Заполярного филиала автоматизированную линию сборки основ.

Медные горки

Продолжение реализации инвестпроектов стало возможно в силу производственных и финансовых успехов российских медников на фоне благоприятной конъюнктуры мирового рынка в 2018 году. Стабильный спрос на медь весь год создавал небольшой дефицит. А вот динамика цен напоминала «американские горки».

— В начале года цены были подкреплены ожиданиями того, что пересмотр трудовых договоров на ключевых месторождениях Чили приведет к значительным перебоям в поставках (чего не случилось), а также информацией о дополнительных экологических проверках в Китае и закрытии неэффективных мощностей. Это позволило ценам на медь к июню подняться до четырехлетних максимумов, — описывает взлет главный аналитик Промсвязьбанка Роман Антонов.

Во втором полугодии ситуация развивалась уже под давлением торгового конфликта Китая и США:

— Китай является крупнейшим потребителем металлов в мире, поэтому участники рынка усмотрели в сложившейся ситуации ухудшение конъюнктуры. В результате цена на медь упала за 2018 год более чем на 20%, — объясняет аналитик QBF Денис Иконников.

В итоге по 2018 году производство меди в России выросло на 7%. Наиболее существенную динамику показал Норникель — 19%. Благодаря росту сырьевой базы и модернизации мощностей положительный результат сохранила и РМК: Кыштымский медеэлектролитный завод увеличил выпуск катодов на 8%. 

Потребление меди в 2018 году на российском рынке сократилось. В основном это связано с низкими темпами роста обрабатывающей промышленности и, как следствие, сокращением потребления товаров промежуточного спроса (используемых в производстве).

В этом году отраслевые эксперты не видят перспектив повышения емкости внутреннего рынка из-за слабой деловой и инвестиционной активности. Обычно в такой ситуации российские производители медных катодов компенсируют сокращение внутреннего спроса переориентацией потоков на экспорт. Успешной реализации такой стратегии в этом году может помешать замедление роста мировой экономики и сохраняющаяся неопределенность в отношениях США и Китая.

Кому война

— Возможное сокращение промышленного потребления из-за торговой войны США и Китая, а также ожидание снижения темпов роста мировой экономики — перво­очередные факторы влияния на все рынки цветных металлов, — констатирует аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева.

— Торговая война США и Китая как фактор сжатия промышленного потребления определяла ситуацию на всех рынках промышленных металлов, — соглашается Денис Иконников. — Именно по этой причине цены на цинк упали более чем на 30%, никель — на 18,5%.

Второй фактор — сокращение или увеличение предложения. Рынок никеля негативно реагировал на сокращение предложения от крупнейших производителей, рынок цинка — на закрытие или открытие шахт, приводит пример Оксана Лукичева.

В целом, по оценке Романа Антонова, производство промышленных металлов в прошлом году росло быстрее (или падало медленнее), чем потребление, и в 2019 году стоит ожидать похожей ситуации:

— По никелю и меди преимущественно сохранится дефицит предложения, рынок цинка, наоборот, перешел к профициту. Никель, который является компонентом при производстве нержавеющей стали, страдает от слабого спроса на этот вид стали. Слабость спроса остается главной проблемой и для цинка. По меди — производство на некоторых площадках из-за логистических проблем или природных катаклизмов снижается, но и в потреблении есть риски, и наибольший несет автомобильный сектор: продажи в Китае падают с сентября, хотя доля электромобилей увеличилась с 1,7% до 4%.

Денис Иконников уверен, что наибольший потенциал роста в 2019 году имеет рынок меди: дефицит увеличится в 2,7 раза до 320 тыс. тонн. Более скромные перспективы, по его оценке, у никеля: дефицит сократится в 2,6 раза до 50 тыс. тонн.

Драгоценные наши

Неустойчивая ситуация во внешней политике и мировой экономике отразилась и на рынке драгметаллов. Средняя цена на золото в 2018 году зафиксирована на уровне 1268,5 доллара за унцию против 1257,2 доллара в 2017 году. Значительное число центральных банков по всему миру стали активно скупать золото для пополнения резервов, в результате спрос со стороны государственного сектора, по данным WGC, вырос на 74%. Аналитики считают, что в 2019 году эта политика сохранится.

На фоне роста спроса аналитики обращают внимание на отсутствие новых проектов в золотодобыче. Роман Антонов: «В золотодобывающей отрасли выраженной тенденцией становится уменьшение содержания золота в руде, истощение крупных рудников и необходимость крупных инвестиций в новые месторождения. Мировое предложение золота сдерживается снижением добычи в Перу, США и Китае. Россия на этом фоне выделяется тем, что благодаря запуску крупных проектов здесь добыча растет, за 2014 год, например, прирост составил 4%».

В целом ситуация на рынках драгоценных металлов остается разнородной. Оксана Лукичева:

— Рынки золота, серебра и платины продолжают реагировать на решения ФРС США в области денежно-кредитной политики и общее состояние экономики, а также на геополитические факторы. Это обусловливает невнятную ценовую динамику в диапазонах консолидации. Рынок палладия остается под значимым влиянием роста спроса и сокращения предложения, что гонит цены вверх.

Российские производители цветных металлов стали основными бенефициарами санкционного ослабления рубля. В этом году сектор цветной металлургии имеет мало шансов на резкое увеличение динамики

Палладий в прошлом году подорожал из-за растущего дефицита более чем на 12%, а в этом дефицит вырастет еще на 25% до 800 тыс. унций, указывает, ссылаясь на прогноз крупнейшего производителя палладия в мире «Норильского никеля», Денис Иконников. Спрос обеспечивает автопром: в бензиновых двигателях палладий используется в качестве катализатора, растет производство электромобилей, особенно в Китае. Во многом благодаря этому цены на палладий в 2019 году уже достигли исторического максимума 1500 долларов за унцию, считает аналитик.

— Российские производители цветных металлов стали основными бенефициарами санкционного ослабления рубля, — подводит итоги 2018 года Оксана Лукичева. — Фактически они смогли сократить издержки, в том числе на рабочую силу, при этом глобальные цены на их продукцию либо оставались стабильными, либо умеренно росли.

В итоге рентабельность бизнеса резко возросла и таким образом они продемонстрировали радикальное увеличение свободного денежного потока.

В этом году сектор цветной металлургии имеет мало шансов на резкое увеличение динамики: внешние рынки сужаются из-за общего вектора на спад мировой экономики, а существенного увеличения спроса на внутреннем рынке не предвидится.  

2018 год промышленные металлы закончили на позитивной ноте

По данным The International Copper Study Group, объем мировой добычи меди составил в 2018 году 20 429 тыс. тонн (плюс 1,9% к 2017-му; здесь и везде — сравнение период к периоду прошлого года, если не указано иное). Производство меди выросло на 2,8% до 24 161 тыс. тонн. Потребление меди увеличилось на 2% до 24 253 тыс. тонн. Опережающий рост производства позволил сократить разрыв с объемом потребления до 92 тыс. тонн (0,4% потребления). Для сравнения: в 2014 году меди в мире потребили на 437 тыс. тонн больше, чем произвели. В России в 2018 году производство меди выросло на 7%, а потребление сократилось.

Средняя цена тонны меди на Лондонской бирже металлов в январе 2019 года составила 5932,02 доллара. С января 2017 года показатель упал на 16,2%, в сравнении с декабрем прошлого года — минус 2,7%. Среднегодовая цена тонны меди в прошлом году — 6525,3 доллара. При этом основной вклад в рост цены внесла динамика котировок в первой половине 2018 года: в июне был достигнут максимум в 7263 доллара. Во втором полугодии на фоне торговой войны США с Китаем цена снизилась.

Алюминия в прошлом году произвели на 1,5% больше, чем в 2017-м, — 64 336 тыс. тонн (по данным International Aluminium Institute), динамика мирового выпуска упала до наименьшего значения с 2012 года.

В России, по данным Росстата, в прошлом году производство алюминия в первичных формах выросло на 14,5%, выпуск конструкций и их деталей — на 1,4%, проволоки — упало на 5,8%.

Биржевая цена тонны алюминия составила 1845,9 доллара США, что на 16,6% меньше, чем в начале прошлого года. По сравнению с декабрем 2018 года в январе текущего цена снизилась еще на 4,4%, но это, скорее, фактор сезонности спроса. Среднегодовая цена в 2018 году достигла уровня в 2110,3 доллара за тонну.

Мировое производство цинка в 2018 году составило, по оценке International Lead and Zinc Study Group, 13 274 тыс. тонн (плюс 0,4%), добыча — 12 865 тыс. тонн (плюс 2%). Но рост затронул не весь мир. Так, в Китае добыча сократилась на 5,2%: в начале 2018 года работу приостановили ряд шахт, вызывающих нарекания экологов.

По прогнозам, в 2019 году потребление цинка в мире увеличится до 13,9 млн тонн. При этом в прошлом году объем потребления упал на 0,3% до 13 667 тыс. тонн, а в 2017 году не изменился в сравнении с 2016 годом. В 2017 и 2018 годах цинка в мире использовали соответственно на 393 тыс. и 442 тыс. тонн больше, чем произвели.

По итогам 2018 года российское производство цинка уменьшилось на 0,8% до 254,6 тыс. тонн. Причина — остановка производства на ОАО «Электроцинк» в результате пожара в октябре 2018 года.

Тонна цинка торговалась в январе текущего года по средней цене в 2559,2 доллара — на четверть меньше цены начала прошлого года. По сравнению с пре­дыдущем месяцем в январе 2019 года цена упала еще на 2,5%: сыграла сезонность спроса. Среднегодовая цена-2018 — 2925 долларов за тонну.

Свинца в мире в прошлом году добыли и произвели 4650 тыс. и 11 636 тыс. тонн соответственно: добыча ушла в минус на 1,3%, производство прибавило символичные 0,6%. Потребление за год почти не изменилось — 11 725 тыс. тонн. В 2013 — 2016 годах в мире наблюдалось перепроизводство металла.

Средняя цена свинца в январе составила 1994,16 доллара за тонну. Относительно января 2018 года котировки упали на 21,08%, но с декабря минувшего года приросли на 1,5%. Среднегодовая цена составила 2243,9 доллара. 

 

Материалы по теме

Красно-желтые отблески

Солнце еще высоко

Титан до Индии доведет

В одни руки

Медь вышла на публику

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов