Никто не застрахован

Рейтинг страхования Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года

Рейтинг страхования Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года

На страховом рынке падение сборов и рост выплат. В 2015 году от стремительного пике его уберегут только страхование жизни и ОСАГО. В этих условиях компаниям стоит думать не о доле рынка, а о рентабельности

Аналитический центр «Эксперт-Урал» подготовил рейтинг страховых компаний по итогам работы в регионе в 2014 году. Суммарный объем премий по сравнению с 2013-м увеличился на 5,3% и достиг 100,5 млрд рублей (показатель 2013/2012 — 6,5%). На протяжении двух последних лет рынок растет лишь номинально, не в силах обогнать даже официальную инфляцию. Это первая плохая новость.

В целом по стране взносы в 2014-м приросли на 9,2% относительно 2013-го (годом ранее — 11,5%) и превысили 987 млрд рублей. Относительно высокие темпы объясняются особенностями московского рынка: здесь доля автострахования, премии по которому увеличились в 2014-м лишь на 3,3%, — только 26,5%. На Урале (как и в других регионах) — почти 50%.

Выплаты растут быстрее премий: по Уралу они в 2014-м увеличились на 9,3% (в целом по стране — 12,2%). Убыточность (отношение выплат к сборам без допзатрат) в регионе — 55%, в России — 48%. Показатели хуже рынок демонстрировал лишь в 2009 — 2010 годах: 64% и 58% по Уралу, 56% и 53% по стране соответственно. Это вторая плохая новость.

Лидером по приросту премий на Урале в 2014-м традиционно стало страхование жизни — 42,5% (8,7 млрд рублей против 6,1 миллиарда в 2013-м). Существенно увеличились взносы по страхованию имущества граждан (30%) и по ОСАГО — 10,2% (в автогражданке это связано с увеличением с октября базовых тарифов). Неплохо себя чувствовало сельхозстрахование — сборы приросли на 15,6%, а выплаты снизились почти на 35%. Хотя показатели этого вида не стоит воспринимать слишком серьезно — велика роль единичных сделок.

В крутое пике ушло страхование опасных объектов: добровольные премии уменьшились на 62%, обязательные — на 36,6%. Причина падения — переклассификация объектов (по закону, принятому в 2013 году) и рост максимальной скидки за отсутствие аварий (подробнее о судьбе этого вида см. «Пить не бросил, зато курю»). Плохи дела у ДСАГО (минус 27%) и страхования от несчастных случаев (минус 6,2%, на этом виде сказалось снижение объемов кредитования).

Как и в прошлый кризис, крупнейшие компании растут быстрее (за счет универсальности и финансовой подушки). В результате концентрация рынка, которая несколько лет падала, вновь усилилась. Доля топ-3 по итогам 2014 года — 42% (в 2013-м — 39%), топ-10 — 69% (годом ранее — 64%).  

Передышка

Одиозная тема 2014-го и начала 2015-го — автострахование. Мы писали о нем не раз (см., например, статьи «На сломе парадигм» и  «Сделай мне авто»). Страховщики, уставшие твердить, что тарифы по ОСАГО не поднимались с 2003 года, что убыточность по этому виду во многих регионах давно перешагнула планку в 100%, что территориальные коэффициенты не соответствуют реалиям, стали сворачивать бизнес в некоторых областях, навязывать клиентам допуслуги или под разными предлогами отказывать в заключении договора.

Апогея конфликт между бизнесом и властью достиг в июле, когда Госдума и Совфед одобрили поправки в закон об автогражданке. Согласно им, максимальная амортизация снижалась с 80% до 50%, штрафы за просрочку выплат вырастали в десять раз, но главное — лимит за вред имуществу с октября 2014-го увеличивался со 120 до 400 тыс. рублей, здоровью с апреля 2015-го — со 160 до 500 тысяч.

Летом 2014-го страховщики и сочувствующие им аналитики заявили: базовый тариф необходимо увеличить на 70 — 150% с одновременным пересмотром территориальных коэффициентов (ТК). ЦБ три месяца хранил молчание, а в конце сентября постановил: с октября в самых массовых сегментах базовые ставки увеличить на 23 — 30% (для водителей, обладающих правами категорий B и BE, тариф вырос с 1980 до 2440 — 2574 рублей; 134 рубля — тарифный коридор, которым управляет страховщик). Это решение регулятора вызвало негодование страховщиков, его расценили как насмешку.

— Правительство не сумело выработать адекватный тариф по ОСАГО, — сетовал директор филиала Росгосстраха в Свердловской области Вадим Каточиков. — Средний чистый взнос по автогражданке в регионе составляет 3,8 тыс. рублей, средняя выплата — 45 тысяч. Такой дисбаланс приводит к очевидным последствиям — отказ страховщиков от ОСАГО или их банкротство. Они открывают офисы в деревне Сажино Артинского района, чтобы формально выполнить нормы закона, но уберечь себя от продажи полисов. Да, это выглядит некрасиво. Но у нас два варианта: либо делать так, либо закрываться.

В феврале 2015-го Верховный суд принимает знаковое решение и относит к реальному ущербу, который должны по ОСАГО возмещать страховщики, утрату товарной стоимости. Это породило очередную волну негодования со стороны бизнеса.

В конце марта ЦБ принимает, казалось бы, невероятное решение — разом поднимает базовую ставку по автогражданке на 40 — 60% до 3432 — 4118 рублей (как видим, тарифный коридор увеличен с 5% до 20%). Кроме того, регулятор пересмотрел в сторону повышения коэффициенты на десяти территориях. Среди них оказалась Челябинская область (здесь комбинированный коэффициент убыточности по автострахованию давно превысил 100%): в Златоусте, Миассе, Копейске, Магнитогорске, Сатке, Чебаркуле и Челябинске ТК стал больше на 0,1 п.п. Страховка автомобиля мощностью 101 — 120 л.с., если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более трех лет, в столице Южного Урала будет стоить 8649 — 10 377 рублей.

— Мы признательны ЦБ за то, что регулятор глубоко погрузился в проблемы ОСАГО и стал применять решительные действия, направленные на ликвидацию кризиса в этом сегменте, — комментирует зампредседателя правления СОГАЗа Николай Галушин. — Тем не менее нынешнее повышение тарифов не будет в полной мере достаточным для ликвидации накопленного дисбаланса.

Это мнение разделяет гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев: «Повышение на 40 — 50% позволит год-полтора удерживать нормальный баланс рынка ОСАГО. Затем можно будет провести повторный мониторинг. На этом рынке очень отразился инфляционный фактор, рост стоимости ремонта автомобилей. Даже предыдущее повышение не сказалось положительно: убыточность ОСАГО почти сразу вновь начала расти. Повышение на таком уровне на время снимет вопросы с уходом страховщиков из регионов». 

— Уже понятно, что повышения на 50% будет недостаточно, — развивает тему замдиректора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгений Яненко. — Пересмотр тарифа нужно сделать ежегодным, ведь это инфляционный вид страхования, он зависит от многих макроэкономических факторов. Если бы это было сделано раньше, скорее всего, кризиса в ОСАГО не случилось бы. При проведении ежегодного мониторинга нужно смотреть не только на состояние этого рынка в целом, но и на то, как ведет себя ОСАГО в различных сегментах. Скажем, сейчас есть перекосы в возрастах, нужна детализированная разбивка и минимум пять возрастных групп. Стоимость страховки должна больше зависеть от стажа водителя.

Любопытно, что население не испытывает резкого негатива к росту тарифов.

— Буквально на днях мы завершили масштабное социологическое исследование, в котором изучили отношение граждан к предстоящему повышению тарифа, — комментирует генеральный директор независимого исследовательского холдинга «РОМИР» Ольга Горелова. —  Мы спрашивали автовладельцев, как они отнесутся к ежегодному пересмотру тарифа. 47% ответили, что это «должно зависеть от экономической ситуации в тот или иной момент времени». 26% респондентов уверены, что это необходимо, «поскольку все основные товары и услуги ежегодно индексируются». 19% считают, что тариф следует заморозить. 11% думают, что «только так можно обеспечить стабильность выплат пострадавшим».

Нам наиболее адекватной видится следующая модель: ежегодный пересмотр ставки и переход в среднесрочной перспективе к свободному тарифообразованию с регулированием нижней границы, дабы избежать демпинга и появления пирамид. К чему подобная политика приводит, мы видим на примере компании «Северная казна». При сокращении сборов по каско на Урале на 2% в 2014-м ей удалось нарастить премии на 180%, показатель по ОСАГО — 104% (в среднем по рынку — 10%). Из-за низкой стоимости полиса каско треть заявленных случаев «Казна», по данным АЦ «Эксперт-Урал», не урегулировала. В итоге ЦБ приостановил действие лицензии компании и назначил временную администрацию.

Без оптимизма

По прогнозу «Эксперт РА», стагнация страхового рынка (прирост на 5 — 8%) продолжится и в 2015 году. Прошлые драйверы — автокаско и страхование от несчастных случаев — замедлят развитие (базовый сценарий — увеличение сборов на 5% и 9%, негативный — падение на 5% и увеличение на 5% соответственно). Теперь отрасль будут двигать ОСАГО (из-за повышения тарифа сборы могут прирасти на 45%) и инвестиционное страхование жизни (17 — 20%).

В этих условиях основной задачей страховщиков станет не рост доли рынка, а удержание рентабельности за счет сокращения расходов на ведение дела и санации портфеля. В качественном разрезе, на наш взгляд, будет продолжаться слияние каналов продаж банковских и страховых услуг. Последнее подтверждение — соглашение между банком «Югра» и компаниями «АльфаСтрахование», «ВТБ Страхование» и «Райффайзен Лайф». Кредитная организация с марта начала продавать коробочные продукты — полисы со стандартным набором условий, рисков и страховых сумм.                  

Дополнительные материалы

Рейтинг страховых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года

Материалы по теме

Не застрахованы

Центробанк установил новые тарифы ОСАГО

Челябинские антимонопольщики уличили 18 страховых компаний в сговоре

«Эксперт РА»: региональные коэффициенты ОСАГО должны быть пересмотрены в 63 субъектах РФ, в том числе и во всех уральских