Точки притяжения

Челябинский губернатор Алексей Текслер: «Внутрироссийский спрос на металл гарантирован»

Челябинский губернатор Алексей Текслер: «Внутрироссийский спрос на металл гарантирован»
Алексей Текслер: «Сегодня сложно назвать отрасли, где не развивались бы инновации. В приоритете, безусловно, робототехника, сфера информационных технологий, машиностроение, особенно транспортное, приборостроение, электроника, производство оборудования для нефтегазовой и химической промышленности» / Фото пресс-службы правительства Челябинской области

В Челябинской области реализуются крупные инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию производств и внедрение новых технологий

На втором Русском экономическом форуме (подробнее об итогах читайте на стр. 26) губернатор Челябинской области Алексей Текслер заявил, что базовые для региона отрасли — металлургия, машиностроение, металлообработка и ряд других, воспользовались окном возможностей, которое появилось, когда иностранные компании ушли с рынка. По его словам, предприя­тия активно занялись импортозамещением: «Показатели прошлого года — 11% рост ВРП, 13% — рост в обрабатывающем производстве. Это выше, чем в среднем по стране. Все базовые отрасли высокотехнологичные». Губернатор рассказал «Э-У», как обеспечить экономический рост в регионе.

— Алексей Леонидович, как вы оцениваете состояние ключевых для Челябинской области отраслей, в том числе металлургии? С какими трудностями столкнулись компании в последние 2–3 года и как с ними справляются?

— В Челябинской области стабильная экономическая ситуация. По итогам года объем ВРП прогнозируем порядка 2,9 трлн рублей с приростом к прошлому, замечу, очень благополучному в плане экономических показателей, году почти 11%. Актуальная статистика говорит о том, что почти все отрасли промышленного производства показывают положительную динамику. У металлургов есть определенные сложности. Но в этом плане мы ограничены в возможностях, приходится ждать благоприятной экономической конъюнктуры и рассчитывать в том числе на появление новых масштабных металлоемких проектов.

К числу негативных факторов, которые привели к снижению спроса на металл, эксперты относят повышение ключевой ставки. Понятно, что Центробанк повышает учетную ставку, чтобы снизить инфляцию. Но есть другая сторона этих мер: стоимость заемных средств растет, при этом рентабельность производства в промышленном секторе не столь высока, чтобы обслуживать дорогостоящие кредиты, которые нужны для реализации инвестиционных проектов. Влияет и тот факт, что с 1 июля этого года прекратила действие основная программа льготной ипотеки, которая стимулировала масштабное жилищное строительство. Дистрибьюторы и переработчики, опасаясь дальнейшего ухудшения рыночной конъюнктуры, начали активно сокращать запасы — это тоже фактор, который сдерживает рост.

Инвестиции в средства производства —ключевая задача

— Какие крупные проекты реализуются в регионе? Назовите объемы инвестиций, сроки завершения проектов. Сказываются ли на сроках их реализации неблагоприятная конъюнктура внешних рынков и санкционные ограничения?

— В регионе реализуется немало крупных инвестпроектов. Например, идет диверсификация производства на Магнитогорском заводе прокатных валков. Там же, в Магнитогорске, «Механоремонтный комплекс» организует производство кованых валков.

Миасский автозавод «Урал» завершает масштабный инвестиционный проект по строительству второго конвейера — нового сборочного корпуса с годовым объемом производства 5500 автомобилей. Он начнет работу в 2025 году. Предприятие создает свое производство автокомпонентов. Очень важные проекты, особенно в плане увеличения выпуска продукции специального назначения.

Для привлечения долгосрочных частных инвестиций в высокотехнологичные проекты и внедрения передовых технологий используются механизмы специальных инвестиционных контрактов — федеральных и региональных. Такими возможностями воспользовались, к примеру, компании «Интерпак-М», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Магнитогорский металлургический комбинат», «ММК-МЕТИЗ». Еще три наших компании планируют заключить специальные инвестконтракты в ближайшее время. Это «ДСТ-УРАЛ», «Модерн Гласс» и «Ашинский металлургический завод».

В сфере сельского хозяйства и переработки, несмотря на санкции, наши компании также активно расширяют производство. С 2019 по 2023 год аграрии привлекли только льготных инвестиционных кредитов на 31,6 млрд рублей. В этом году запустили селекционно-семеноводческий центр компании «Ситно» по производству семян зерновых культур мощностью свыше 10 тысяч тонн. Объем инвестиций — почти миллиард рублей. Центр обеспечит качественными семенами предприятия юга области, где производится основной урожай зерна.

Практически завершен масштабный экспортно ориентированный проект компании «Ресурс» (ТМ «Увелка») по созданию крупнейшего в России производства овсяных хлопьев и увеличению в три раза производства гречневой крупы. Инвестиции составили 8 млрд рублей.

В регионе множество примеров социально значимых инвестиционных проектов, меняющих городскую среду и облик наших городов. Одним из таких проектов является создание спортивно-зрелищного комплекса «РМК-Арена». В Магнитогорске по инициативе Виктора Рашникова и при поддержке области реализуется приоритетный инвестпроект «Притяжение». Проект предполагает комплексное развитие территории огромной площади, на которой будут сконцентрированы современные спортивные, медицинские, музейные, образовательные и культурные объекты.

Внутрироссийский спрос на металл гарантирован, мы рассчитываем, что федеральное правительство будет поддерживать металлоемкие проекты 

— Одним из негативных факторов, оказывающих влияние на темпы развития промышленности, является высокий уровень износа производственной базы. На некоторых предприятиях уровень износа составляет 50–70%. Как вы оцениваете модернизацию действующих крупных производств? Удалось ли предприятиям заместить импортное оборудование?

— Прежде всего отмечу, что 50% износа — это нормальный показатель. Как они возникают? Если на предприятии есть два станка: один, который только что куплен, и один, который пора заменить, в среднем это ровно 50% износа. Поэтому показатели в 50% не являются критичными. Вместе с тем обновление станочного парка, развитие в целом производственной базы, инвестиции в средства производства, повышение уровня роботизации и автоматизации сегодня — одна из наших ключевых задач. В этой связи отрадно, что именно в нашем регионе начал работу завод роботов. Это первое в России предприятие по серийному производству и сборке промышленных роботов-манипуляторов. И освоение в целом на территории России данного направления призвано снизить зависимость отечественной промышленности от импорта.

На сегодняшний момент, несмотря на все сложности, выстраиваются также альтернативные каналы поставок необходимого оборудования из-за рубежа. Конечно, есть определенные трудности, связанные с ключевой ставкой, которые затрудняют инвестиции. А масштабное обновление оборудования — это инвестиционные процессы. Предприятиям приходится все это учитывать, но в целом на сегодняшний день в силу своей загруженности, оживления спроса на многие ниши, которые до санкций были недоступны для наших предприятий, у них появились перспективы, и они готовы, и вкладываются в развитие своих производств.

Рассчитываем на внутренний спрос

— Уральская металлургия всегда была ориентирована на экспорт. В какие страны поставляется продукция челябинских предприятий? На какие рынки смогут переориентироваться южноуральские производители? Как компании решают логистические проблемы?

— Сейчас многие предприятия сталкиваются с санкционным давлением и дискриминацией со стороны недружественных стран. Поэтому многие избегают лишний раз говорить о том, с кем и как сейчас они торгуют. По понятным причинам для наших металлургов сейчас закрыты рынки стран Запада, но в последние годы, по правде говоря, мы привыкли не рассчитывать на европейских и американских партнеров. Внутрироссийский спрос на металл гарантирован, мы рассчитываем, что федеральное правительство будет поддерживать металлоемкие проекты, в том числе в рамках мероприятий национальных проектов. Есть спрос в дружественных странах, и мы сейчас активно работаем с нашими партнерами в других странах с динамично развивающейся экономикой. По поводу логистики — да, сперва были определенные трудности, но наши промышленники выстроили новые логистические цепочки, и сегодня проблем с транспортировкой товарной металлопродукции нет.

— Каким образом в Челябинской области реализуется политика в сфере развития новых технологий? Каким направлениям уделяется основное внимание? Какие действия, мероприятия со стороны правительства будут способствовать достижению регио­ном статуса технологического лидера?

— Финансово поддерживаем промышленные предприятия в сфере обрабатывающих производств. Меры поддержки самые разно­образные. Возмещаем компаниям часть затрат на приобретение нового оборудования, на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования с российскими организациями. Эта работа ведется через регио­­нальный Фонд развития промышленности.

Есть целая линейка грантов, возможность получения инвестиционного налогового вычета, для участников специальных инвестиционных контрактов предусмотрены сниженные ставки налогов на прибыль и на имущество организаций. Специалисты регионального Минпрома и фонда развития промышленности активно работают с компаниями, заинтересованными в господдержке, формируя индивидуальные и комплексные решения из различных мер поддержки.

В этом году ММК завершил крупнейший инвестиционный проект — строительство новой коксовой батареи

В приоритете робототехника

— В каких отраслях преимущественно развиваются инновации? Насколько высока потребность в высоких отечественных технологиях со стороны промышленности?

— Сегодня сложно назвать отрасли, где не развивались бы инновации. В приоритете, безусловно, робототехника, сфера информационных технологий, машиностроение, особенно транспортное, приборостроение, электроника, производство оборудования для нефтегазовой и химической промышленности.

Конечно, проведение специальной военной операции дало мощный толчок развитию инноваций в сфере оборонной промышленности, причем я уверен, что часть новых технологий будет впоследствии обязательно использована в мирных целях, при производстве продукции гражданского назначения. Что касается потребности в высоких технологиях на производстве, то она была и есть, тем более сейчас, когда против нашей страны применены довольно серьезные санкции, ограничивающие именно импорт технологий.

— Одним из главных направлений развития в регионе является формирование инновационной инфраструктуры. Планируется ли дальнейшее развитие существующей инфраструктуры, создание новых технопарков, научно-технических центров и инкубаторов?

— В Челябинской области уже сегодня сформирована инновационная инфраструктура для развития технологических и инновационных компаний на базе Фонда развития предпринимательства Челябинской области — Центр «Мой бизнес», который выступает «единым окном» для начала работы со всеми институтами поддержки, бизнес-инкубатор, предоставляющий в аренду помещения, в том числе инновационным стартапам.

Финансовую и гарантийную поддержку технологическим и инновационным компаниям предоставляют региональные Фонд развития промышленности, Фонд финансирования промышленности и предпринимательства (микрокредитная компания), Центр предоставления гарантий Фонда развития предпринимательства Челябинской области.

Высокотехнологичным субъектам МСП оказывает поддержку в получении инжиниринговых услуг Центр инжиниринга и сертификации Центра «Мой бизнес», а региональное Агентство международного сотрудничества содействует развитию и продвижению высокотехнологичных компаний на внешние рынки.

На территории региона действует 12 индустриальных парков и промышленных технопарков, пять территорий опережающего развития. Развивается инфраструктура преференциальных налоговых режимов. Активно работаем над созданием особой экономической зоны в Красноармейском районе. Заявка уже находится на рассмотрении в Минэкономразвитии России. Рассчитываем в ближайшее время выйти на постановление Правительства РФ и активно на этой территории формировать комплекс новых современных, в том числе роботизированных производств.

— Регион является одним из лидеров в стране по реализации проектов в сфере информационных технологий. Нуждаются ли эти предприятия в поддержке продвижения своих продуктов на экспорт?

— Действительно, в регионе есть целый ряд сильных ИТ-компаний, с которыми мы плотно взаимодействуем. Среди них можно отметить «Папилон», «Стендап инновации», «Наполеон-ИТ», «Интерсвязь». Представители этих компаний активно участвуют в наших бизнес-миссиях, а также в составе делегаций от региона презентуют свои возможности на крупнейших российских и международных мероприятиях. Совместно мы продвигаем их продукцию на экспортные рынки.

Но самое главное — мы видим большой потенциал ИТ-сектора в Челябинской области. Поэтому последовательно занимаемся формированием соответствующей инфраструктуры для его развития. Ведущую роль в этом процессе играет кадровый потенциал. Порядка 10 челябинских школ входят в российский ТОП-200 школ, специализирующихся по ИТ-направлению, физике и математике. Семь вузов и 24 колледжа и техникума занимаются подготовкой по ИТ-направлениям. Активно развиваются высокотехнологичные промышленные компании, где ИТ-навыки очень важны. Наконец, в этом году в регионе открылся кампус Школы 21 от Сбера, где на бесплатной основе будут обучаться будущие и настоящие профессионалы ИТ-сферы. Это важный для региона проект, реализованный на базе Южно-Уральского государственного университета. Уверен, что учащиеся Школы 21 будут создавать стартапы, которые станут известны не только в нашей стране, но и по всему миру.