Желто-серые металлические оттенки
Геополитическая напряженность остается главным фактором ценового ралли на мировом рынке золота
фото ЕЗ ОЦМ
Российский рынок драгоценных металлов использует благоприятную конъюнктуру для расширения мощностей и внедрения инноваций
В начале октября мировая цена на золото обновила исторические максимумы, поднявшись выше 3700 долларов за унцию, а к середине октября золото уже взяло рубеж в 4170 долларов за унцию.
Ценовые ралли
Главным фактором ценового ралли аналитики называют геополитическую напряженность.
«Интерес к золоту объясняется утратой глобального влияния американского доллара, а фундаментально котировки поддерживает политическая и экономическая нестабильность на фоне тарифной и санкционной политики США и торговых войн», — объясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.
Росту котировок способствует спрос со стороны как мировых Центральных банков, так и частных инвесторов.
«Для инвесторов золото традиционно остается «активом-убежищем», способным защитить капитал в кризисные периоды», — отмечает эксперт финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан.
Все факторы говорят в пользу роста цен. По прогнозу доцента кафедры Стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Хачатуряна, цена золота на мировом рынке может закрепиться к концу 2025 года на уровне 4150–4250 долларов.
Внушительную динамику показывает и серебро: к середине октября стоимость серебра на мировых биржах преодолела показатель в 52 доллара за унцию, достигнув рекордного в XXI веке уровня.
Важным фактором, толкающим цены на серебро вверх, по мнению Алексея Лоссана, помимо геополитики стал промышленный спрос: «Этот металл нужен производителям электроники, возобновляемой энергетики и многих других секторов».
Цены на платину в середине октября поднялись до 1660 долларов за унцию, достигнув максимума за последние 12 лет.
Серебро и платина используются не только в инвестиционных целях, они более широко, чем золото, применяются в промышленности. Рост спроса на эти металлы поддерживает увеличение производства комплектующих для «зеленой» энергетики и сетей 5G. Развитие микроэлектроники, особенно высокопроизводительных чипов, также увеличивает потребление серебра.
На глубине переработки
Общий оптимизм отражается на результатах работы производителей драгоценных металлов, в частности, золотодобывающей отрасли.
В России по итогам первого полугодия 2025 года производство золота выросло на 5,5% относительно аналогичного периода 2024 года.
Благоприятная конъюнктура поддерживает настроение всех участников производственной цепочки.
«Высокая цена делает добычу золота, в том числе на труднодоступных месторождениях, более рентабельной. Это стимулирует геологоразведку и разработку новых месторождений. Компании инвестируют в новые технологии и оборудование для увеличения объемов добычи», — объясняет Дмитрий Морковкин.
В частности, недропользователи продолжают реализацию запланированных проектов по расширению мощностей. Так, в августе компания «Полиметалл» начала в Свердловской области строительство золотоизвлекательной фабрики «Салдинской золоторудной компании». Запустить фабрику в эксплуатацию планируется в 2029 году.
«Предприятие станет надежной опорой экономического развития региона, это — один из самых масштабных горнодобывающих проектов Свердловской области, и крупнейший по производительности в компании «Полиметалл», — подчеркивает значимость инвестпроекта директор Уральского филиала компании «Полиметалл» Андрей Новиков.
По его словам, фабрика рассчитана на переработку 3 млн тонн руды в год, с производством до 4,5 тонны золота ежегодно: «Инвестиции в проект составят более 45 млрд рублей. Предприятие будет работать по технологии «уголь-в-пульпе» (CIP), итоговым продуктом станет сплав Доре, полуфабрикат золота и серебра».
Основой стабильной загрузки мощностей является наличие собственных источников сырья в Свердловской области. По словам Андрея Новикова, компания продолжает инвестиции в собственную геологоразведку: «Мы самостоятельно ведем весь комплекс работ по освоению рудных месторождений, от их разведки до строительства и эксплуатации. В данный момент компания готовит к освоению несколько новых месторождений, это «Галкинское», «Андрей», «Маминское», «Павловское» и другие. Все это дает уверенность в перспективах работы в регионе на десятилетия вперед».
Чтобы получать металл высокой степени чистоты, который используется в ювелирной промышленности, нужны аффинажные мощности. И Урал играет ключевую роль в удовлетворении этого запроса. В России действует 11 аффинажных заводов, из которых четыре расположены на Урале: Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов, Кыштымский медеэлектролитный завод, Уралэлектромедь, Уралинтех.
На уральские предприятия сырье поступает со всей страны, в том числе с месторождений Дальнего Востока. А на ДФО приходится 60% российский золотодобычи. Между тем на этой территории могут появиться свои мощности. Один из крупнейших золотодобывающих регионов страны — Хабаровский край планирует построить на своей территории аффинажный завод. С такой инициативой выступил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. Проект предусматривает мощность по переработке более 50 тонн золота и 100 тонн серебра в год. Власти региона уже подобрали площадку и занялись поиском инвестора.
Однако сейчас перерабатывающие предприятия работают далеко не на полную мощность: загрузка аффинажных заводов не превышает 30–50%. Чтобы обеспечить производства сырьем, Минфин в последние месяцы предложил две инициативы.
Во-первых, ведомство разработало законопроект, который усложняет доступ к переработке сырья. Предлагается выдавать лицензию на аффинаж только тем предприятиям, которые в течение трех лет изготовили из него не менее 9 тонн золота и не менее 20 тонн металлов платиновой группы. Сейчас лицензия доступна организациям, выпускающим ежегодно 3 тонны золота, 10 тонн серебра и 500 килограммов платины или металлов платиновой группы. Это может привести с сокращению количества игроков на рынке и загрузке мощностей оставшихся.
Во-вторых, Минфин предложил ввести нулевую ставку НДС для добывающих компаний, которые продают руду и концентраты с содержанием драгметалла на аффинажные заводы. Зачастую золотодобывающие предприятия самостоятельно занимаются аффинажем, а чаще всего продают концентрат в страны АТР.
По мнению экспертов, аффинажным заводам стоит не ориентироваться только на производство аффинированных драгметаллов, а наращивать мощности по производству на их основе технической продукции.
Платиновый горизонт
Впрочем, именно этой стратегии придерживаются некоторые предприятия: они развивают линейку инновационной продукции глубокой переработки из золота, серебра, сплавов промышленного назначения и металлов платиновой группы. Тем более что спрос на такую продукцию, по прогнозам, будет расти.
Сейчас, к примеру, металлы платиновой группы востребованы для выпуска изделий в автопроме, ювелирном и химическом производстве. Однако в перспективе появятся новые направления, стимулом для которых является развитие технологий. К их числу относятся технологии, связанные с водородом (топливные элементы и электролизеры), передовые каталитические системы на основе цветных металлов, легированных металлами платиновой группы. Будет расширяться и применение в стекольной промышленности, особенно в производстве стекловолокна и в электронике.
И предприятия отрасли инвестируют в создание инновационной продукции. Так, Центр палладиевых технологий «Норникеля» активно разрабатывает и коммерциализирует ряд проектов, направленных на расширение использования этих металлов в новых отраслях.
«По мере перехода этих технологий от пилотных решений к промышленному внедрению они должны стать важным фактором роста долгосрочного спроса на металлы платиновой группы», — полагают на предприятии.
|


Импортозамещение в металлургии способствует развитию российской промышленности