Желто-серые металлические оттенки

Геополитическая напряженность остается главным фактором ценового ралли на мировом рынке золота

Геополитическая напряженность остается главным фактором ценового ралли на мировом рынке золота
фото ЕЗ ОЦМ

Российский рынок драгоценных металлов использует благоприятную конъюнктуру для расширения мощностей и внедрения инноваций     

В начале октября мировая цена на золото обновила исторические максимумы, поднявшись выше 3700 долларов за унцию, а к середине октября золото уже взяло рубеж в 4170 долларов за унцию.

Ценовые ралли 

Главным фактором ценового ралли аналитики называют геополитическую напряженность. 

«Интерес к золоту объясняется утратой глобального влияния американского доллара, а фундаментально котировки поддерживает политическая и экономическая нестабильность на фоне тарифной и санкционной политики США и торговых войн», — объясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.    

Росту котировок способствует спрос со стороны как мировых Центральных банков, так и частных инвесторов.

«Для инвесторов золото традиционно остается «активом-убежищем», способным защитить капитал в кризисные периоды», — отмечает эксперт финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан.

Все факторы говорят в пользу роста цен. По прогнозу доцента кафедры Стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Хачатуряна, цена золота на мировом рынке может закрепиться к концу 2025 года на уровне 4150–4250 долларов.

Внушительную динамику показывает и серебро: к середине октября стоимость серебра на мировых биржах преодолела показатель в 52 доллара за унцию, достигнув рекордного в XXI веке уровня.

Важным фактором, толкающим цены на серебро вверх, по мнению Алексея Лоссана, помимо геополитики стал промышленный спрос: «Этот металл нужен производителям электроники, возобновляемой энергетики и многих других секторов». 

Цены на платину в середине октября поднялись до 1660 долларов за унцию, достигнув максимума за последние 12 лет.

Серебро и платина используются не только в инвестиционных целях, они более широко, чем золото, применяются в промышленности. Рост спроса на эти металлы поддерживает увеличение производства комплектующих для «зеленой» энергетики и сетей 5G. Развитие микроэлектроники, особенно высокопроизводительных чипов, также увеличивает потребление серебра.

На глубине переработки

Общий оптимизм отражается на результатах работы производителей драгоценных металлов, в частности, золотодобывающей отрасли.

В России по итогам первого полугодия 2025 года производство золота выросло на 5,5% относительно аналогичного периода 2024 года.

Благоприятная конъюнктура поддерживает настроение всех участников производственной цепочки.

«Высокая цена делает добычу золота, в том числе на труднодоступных месторождениях, более рентабельной. Это стимулирует геологоразведку и разработку новых месторождений. Компании инвестируют в новые технологии и оборудование для увеличения объемов добычи», — объясняет Дмитрий Морковкин.

В частности, недропользователи продолжают реализацию запланированных проектов по расширению мощностей. Так, в августе компания «Полиметалл» начала в Свердловской области строительство золотоизвлекательной фабрики «Салдинской золоторудной компании». Запустить фабрику в эксплуатацию планируется в 2029 году.

«Предприятие станет надежной опорой экономического развития региона, это — один из самых масштабных горнодобывающих проектов Свердловской области, и крупнейший по производительности в компании «Полиметалл», — подчеркивает значимость инвестпроекта директор Уральского филиала компании «Полиметалл» Андрей Новиков.   

По его словам, фабрика рассчитана на переработку 3 млн тонн руды в год, с производством до 4,5 тонны золота ежегодно: «Инвестиции в проект составят более 45 млрд рублей. Предприятие будет работать по технологии «уголь-в-пульпе» (CIP), итоговым продуктом станет сплав Доре, полуфабрикат золота и серебра».   

Основой стабильной загрузки мощностей является наличие собственных источников сырья в Свердловской области. По словам Андрея Новикова, компания продолжает инвестиции в собственную геологоразведку: «Мы самостоятельно ведем весь комплекс работ по освоению рудных месторождений, от их разведки до строительства и эксплуатации. В данный момент компания готовит к освоению несколько новых месторождений, это «Галкинское», «Андрей», «Маминское», «Павловское» и другие. Все это дает уверенность в перспективах работы в регионе на десятилетия вперед».

Чтобы получать металл высокой степени чистоты, который используется в ювелирной промышленности, нужны аффинажные мощности. И Урал играет ключевую роль в удовлетворении этого запроса. В России действует 11 аффинажных заводов, из которых четыре расположены на Урале: Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов, Кыштымский медеэлектролитный завод, Уралэлектромедь, Уралинтех.  

На уральские предприятия сырье поступает со всей страны, в том числе с месторождений Дальнего Востока. А на ДФО приходится 60% российский золотодобычи. Между тем на этой территории могут появиться свои мощности. Один из крупнейших золотодобывающих регионов страны — Хабаровский край планирует построить на своей территории аффинажный завод. С такой инициативой выступил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. Проект предусматривает мощность по переработке более 50 тонн золота и 100 тонн серебра в год. Власти региона уже подобрали площадку и занялись поиском инвестора.

Однако сейчас перерабатывающие предприятия работают далеко не на полную мощность: загрузка аффинажных заводов не превышает 30–50%. Чтобы обеспечить производства сырьем, Минфин в последние месяцы предложил две инициативы.  

Во-первых, ведомство разработало законопроект, который усложняет доступ к переработке сырья. Предлагается выдавать лицензию на аффинаж только тем предприятиям, которые в течение трех лет изготовили из него не менее 9 тонн золота и не менее 20 тонн металлов платиновой группы. Сейчас лицензия доступна организациям, выпускающим ежегодно 3 тонны золота, 10 тонн серебра и 500 килограммов платины или металлов платиновой группы. Это может привести с сокращению количества игроков на рынке и загрузке мощностей оставшихся.

Во-вторых, Минфин предложил ввести нулевую ставку НДС для добывающих компаний, которые продают руду и концентраты с содержанием драгметалла на аффинажные заводы. Зачастую золотодобывающие предприятия самостоятельно занимаются аффинажем, а чаще всего продают концентрат в страны АТР.

По мнению экспертов, аффинажным заводам стоит не ориентироваться только на производство аффинированных драгметаллов, а наращивать мощности по производству на их основе технической продукции.

Платиновый горизонт

Впрочем, именно этой стратегии придерживаются некоторые предприятия: они развивают линейку инновационной продукции глубокой переработки из золота, серебра, сплавов промышленного назначения и металлов платиновой группы. Тем более что спрос на такую продукцию, по прогнозам, будет расти.

Сейчас, к примеру, металлы платиновой группы востребованы для выпуска изделий в автопроме, ювелирном и химическом производстве. Однако в перспективе появятся новые направления, стимулом для которых является развитие технологий. К их числу относятся технологии, связанные с водородом (топливные элементы и электролизеры), передовые каталитические системы на основе цветных металлов, легированных металлами платиновой группы. Будет расширяться и применение в стекольной промышленности, особенно в производстве стекловолокна и в электронике. 

И предприятия отрасли инвестируют в создание инновационной продукции. Так, Центр палладиевых технологий «Норникеля» активно разрабатывает и коммерциализирует ряд проектов, направленных на расширение использования этих металлов в новых отраслях.

«По мере перехода этих технологий от пилотных решений к промышленному внедрению они должны стать важным фактором роста долгосрочного спроса на металлы платиновой группы», — полагают на предприятии.    

Импортозамещение в металлургии способствует развитию российской промышленности

Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов вносит существенный вклад в рост технологического суверенитета отечественных промышленных отраслей, считает генеральный директор ЕЗ ОЦМ Денис Репин

— Импортозамещение на сегодняшний день — один из ключевых трендов развития российской металлургической отрасли. Предприятия модернизируют производственные мощности и внедряют новые технологии, чтобы своими силами выпускать готовую продукцию и полуфабрикаты из драгоценных металлов, стратегически важные для многих других отраслей промышленности.

Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов проводит активную работу в данном направлении. Завод вкладывает значительные средства в развитие технологий и обновление парка оборудования, выпускает более 950 видов изделий из металлов платиновой группы, золота, серебра и сплавов промышленного назначения. Среди них — технически сложные и уникальные изделия, ранее в основном импортируемые из-за рубежа.  

 Таким образом предприятие способствует снижению зависимости ряда российских промышленных отраслей (включая электронную и химическую промышленность, приборостроение, машиностроение, медицину и др.) от импорта. Это позволяет наращивать долю отечественных комплектующих в производстве и содействует развитию технологического суверенитета страны.

К примеру, на площадке ЕЗ ОЦМ налажено производство маркерных колец из платиноиридиевого сплава, незаменимых при выполнении сосудистых хирургических операций; ленты из тантала, применяемой для производства танталовых конденсаторов, и другой уникальной продукции. 

Отдельного упоминания заслуживает новейшая собственная разработка — электрический провод с токопроводящим сердечником в виде проволоки из палладиевых сплавов с эмалированным покрытием на основе электроизоляционного лака ПИ-155. Стоит отметить, что производство теплостойких эмалированных проводов из драгоценных металлов и их сплавов было запущено в ЕЗ ОЦМ в 2020 году, а в 2024 году завод освоил технологию эмалирования всех типов провода электроизоляционным лаком ПИ-155.

Эмалированный провод из драгоценных металлов обладает высокой устойчивостью к коррозии, термостойкостью до 155°C и повышенным значением пробивного напряжения. Такой провод используется при высоких требованиях к надежности и бесперебойной работе приборов и электротехнического оборудования, которые не могут быть обеспечены при применении проводов из других металлов и сплавов, например из меди. Патент на данное изделие ЕЗ ОЦМ получил в апреле 2025 года.

В 2026 году в ЕЗ ОЦМ к реализации запланирован проект по расширению производства микронной проволоки из драгоценных металлов диаметром менее 0,03 мм для электронной промышленности.