Мы знаем, как вы проведете 2025 год

Мы знаем, как вы проведете 2025 год Обозначены контуры развития российских компаний в будущем году

Мы знаем, как вы проведете 2025 год	Обозначены контуры развития российских компаний в будущем году

Была такая философская шутка: «Что бы ни случилось, жить станет лучше. Или хуже, это же диалектика».

В ближайшей перспективе глобальная геополитика вполне способна повлиять на российские экономические реалии в позитивную или негативную сторону. Но если не рассматривать этот мощнейший фактор неопределенности, то можно очертить некие контуры развития национальной экономики в 2025 году на основе уже проявляющихся трендов.

Заметьте, экономисты и производственники в последнее время все меньше уделяют внимание мировым ценам на нефть и курсу доллара, при этом тщательно наблюдают за ключевой ставкой ЦБ и теми аспектами, которые влияют на ее динамику. «Россия не сердится. Россия сосредотачивается», — эта фраза министра иностранных дел Российской империи Александра Горчакова, написанная им в знаменитом циркуляре 1856 года, вполне характеризует и сегодняшнее развитие страны: внутренние факторы преобладают, несмотря на бушующий океан по периметрам наших границ.

Один из главных внутренних факторов — запредельная ключевая ставка, с помощью которой Центробанк борется с высокой инфляцией, но при этом замедляет экономический рост. Регулятор уже предупредил: резкого снижения ключевой ставки в 2025 году, как это произошло в 2022-м, не ждите. Значит, дорогие кредиты — это надолго.

Впрочем, панических настроений в бизнесе в связи с этим не наблюдается. Корпоративный сектор России за тридцатилетнюю историю рыночной экономики воспринимает развитие на собственные средства как некую национальную черту. А с учетом того, что в нашей стране экономические кризисы — явление перманентное, низкий уровень закредитованности — безусловное благо, надежная страховка от банкротства.

Тотальная господдержка всего и вся уходит в прошлое. Она становится адресной. В числе главных проигравших — отрасль жилищного строительства, поднявшаяся за последние годы на программах льготной ипотеки. С другой стороны, здесь снова возобладают рыночные факторы, госбюджет перестанет раздувать цены на квартиры, а застройщики смогут диверсифицировать свою деятельность, занявшись, например, возведением социальных объектов в рамках нацпроектов или производственных корпусов на льготных инвестиционных площадках и по программе промышленной ипотеки.

Промышленникам и субъектам МСП тоже хорошо бы пересмотреть свои планы развития, исходя из новых государственных приоритетов, обозначенных в 19 нацио­нальных проектах, которые рассчитаны до 2030 года. Помимо всего прочего, эти шестилетние программы содержат те самые адресные меры поддержки, на которые может рассчитывать как крупный бизнес, так и малый (компенсация затрат на НИОКР, поддержка экспорта, льготные займы, внедрение принципов бережливого производства и многое другое). Главное оперативно сориентироваться, в каком направлении вас толкает развиваться государство.

Еще одна гарантия активного развития бизнеса — цифровая трансформация, давно превратившаяся из модного тренда в реальный источник снижения издержек и увеличения доходов. В этом номере мы представляем ведущих игроков российского ИТ-рынка, предлагающих передовые решения для корпоративного сектора.

Вообще же, выезжая на предприятия, общаясь с предпринимателями Уральского региона, мы наблюдаем «движуху», связанную с поисками новых рыночных ниш, расширением производств, освоением новых направлений деятельности, новых каналов поставок, цифровизацией бизнес-процессов и т.д. Практически у каждого бизнесмена есть свой проект — если и не оформленный, то в голове. Бизнес стремительно адаптируется и развивается, почти не обращая внимания на правительственную дилемму: стимулировать экономический рост или сдерживать инфляцию.