Цветник на закате

Итоги и перспективы уральского цветмета

Итоги и перспективы уральского цветмета

В условиях отсутствия денег на развитие в промышленности и строительстве жизнеспособность цветмета, продемонстрированная в этом году, рискует обернуться спадом

Цветная металлургия Урала, в отличие от черной, прожила ушедший год ярко и насыщенно. На фоне снижения мировых цен и сокращения спроса крупнейшие предприятия продолжали наращивать производственные мощности, реализовывать масштабные инвестиционные проекты, заключать новые сбытовые контракты. Однако в ближайшей перспективе рост может обернуться спадом.

Алюминий: все самое-самое

В алюминиевом сегменте в 2015-м выдалась ударная весна. В апреле Русал завершил долгострой, введя на Северо-Уральском бокситовом руднике (СУБР) в эксплуатацию шахту Черемуховская-Глубокая. В мае на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ) запустили новый прокатный комплекс.

Строительство Черемуховской-Глубокой имеет долгую историю: проходка основного ствола началась 33 года назад, в 1990-х строительство было заморожено и возобновлено лишь в нашем веке в связи с интеграцией СУБРа в состав Русала. Ввод шахты — событие для металлургии Свердловской области и России в целом. Выход ее на проектную мощность, а это 1,2 млн тонн бокситов в год, обеспечит загрузку как СИБУРа, так и глиноземного производства Бого­словского алюминиевого завода, который в свою очередь снабдит сырьем предприятия Русала в Сибири. Инвестиции в сооружение Черемуховской-Глубокой составили около 6 млрд рублей.

Если ввод шахты мы можем назвать событием года в сфере добычи бокситов, то в производстве алюминия таким событием стал запуск первой очереди нового прокатного комплекса КУМЗа — цеха холодного проката тонких алюминиевых листов (подробнее см. «КУМЗ запустил уникальный прокатный комплекс»). Новый стан — самый широкий в мире, он позволяет производить сверхширокий прокат из термонеупрочняемых алюминиевых сплавов. Продукцию отличает безупречное качество поверхности и высокая точность геометрических размеров, она востребована авиастроителями и производителями вагонов и трамваев. Пуск второй очереди — цеха горячего проката и цеха термомеханической обработки плит и толстых листов — намечен на конец 2016 — начало 2017 года. Это позволит заводу выйти на рынок проката для производства широкофюзеляжных самолетов, авиакосмической, ракето- и судостроительной отраслей. Общая стоимость нового прокатного комплекса — около 40 млрд рублей. Потенциальные рынки сбыта — как экспортный (для Boeing, Airbus и Bombardier), так и внутренний (примерно на 70% его сегодня обеспечивают европейские меткомпании).

Медь: новые цели

В медном секторе основным поставщиком новостей стала Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, УГМК продолжает развитие минерально-сырьевой базы, вкладываясь в горнодобывающие активы. Так, в ноябре 2015 года были завершены проходческие и строительно-монтажные работы на новых подземных объектах: участках магистрального конвейера и дробильно-конвейерного комплекса, который будет доставлять руду с северного фланга Гайского месторождения. Как отмечают на Гайском ГОКе, в целом инвестиции в строительство подземных дробильно-конвейерных комплексов в 2015 году превысили 200 млн рублей.

А в сентябре в состав УГМК-ОЦМ (дочерней компании УГМК, управляющей прокатными предприятиями группы) вошла французская группа Gindre. Стоимость сделки компания не раскрывает. Эта покупка позволит УГМК-ОЦМ расширить сортамент за счет ряда видов продукции, среди которых — шины Maxiflex и сложные электротехнические профили, а также расширить экспорт продукции.

Заключенный годом ранее контракт между Ревдинским заводом обработки цветных металлов (РЗОЦМ) и немецким SMS Meer на поставку технологического оборудования общей стоимостью 80 млн евро стал важным шагом в рамках обновления производственных мощностей предприятий, входящих в состав УГМК-ОЦМ. Вся реализация программы модернизации общим объемом инвестиций около 5 млрд рублей займет около трех лет. К 2018 году РЗОЦМ должен выйти на плановый объем выпуска около 45 тыс. тонн круглого проката в год.

Другой ведущий производитель меди в Свердловской области, Каменск-Уральский завод обработки цветных металлов (КУЗОЦМ, входит в группу «Ренова»), сделав ставку на экспорт высокомаржинальной продукции, такой как медно-никелевый прокат, сумел сохранить объемы производства, выпустив за девять месяцев текущего года чуть более 14 тыс. тонн, что сопоставимо с аналогичным показателем прошлого года. При этом выручка компании увеличилась на 31,3% до 4,8 млрд рублей, а чистая прибыль — в 5,3 раза до 27,6 млн рублей. Факторы роста — ослабление рубля и активизация работы с машиностроительными предприятиями, в том числе в русле импортозамещения. Так, завод начал выпускать аналог профильной проволоки, изготавливаемой в Германии для предприятий автопрома, освоил производство медных профилей для двигателестроения. Качество не хуже, говорят заказчики, а стоит дешевле.

Титан: сила и слабость

Корпорация ВСМПО-Ависма избрала путь укрепления и расширения сотрудничества с потребителями. В течение 2015 года корпорацией подписаны крупные внешнеэкономические контракты (хотя суммы не раскрываются). В августе компания объявила о заключении с китайской корпорацией AVIC соглашения о поставке ей титановых полуфабрикатов. В конце лета заключено соглашение с Boeing о продажах титановых штамповок для композитного крыла нового самолета Boeing 777X. Тогда же пришло сообщение о старте поставок Airbus мехобработанных деталей для шасси самолета A350-900. В ноябре ВСМПО-Ависма информировала о подписании долгосрочного соглашения с холдингом «Вертолеты России» и его Центром закупки и логистики вертолетной индустрии на поставку в 2016 — 2018 годах титановой продукции для новых проектов производства отечественных вертолетов.

Речь нужно вести об удержании на плаву, обеспечении оборотными средствами и работе если не на нулевой рентабельности, то с минимальной маржой

Не обошлось и без проблем. Традиционно практически 100% потребности корпорации в ильменитовом концентрате закрывала Украина. В условиях нестабильности выходом стало решение о диверсификации закупок и изучение возможности снабжения концентратами из Казахстана, Вьетнама, Шри-Ланки, Австралии, шлаком из Норвегии.

Вместе с тем в августе коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение обнулить ввозную пошлину на лом и отходы титана до конца 2016 года. Однако доля вторичного сырья в структуре потреб­ления корпорации незначительна, она преимущественно использует обрезь и стружку, образующиеся в собственном производственном цикле.

По итогам 2015 года ВСМПО-Ависма, скорее всего, удержит выпуск титановой продукции на уровне 2014-го — более 28,8 тыс. тонн.

Нет кредитов — нет экономики

За видимым благополучием уральской цветной металлургии скрывается спад отрасли в целом: по данным Росстата, за десять месяцев 2015 года производство в стране как первичного алюминия, так и продуктов из него сократилось (исключение составили сплавы из первичного алюминия). Схожее положение дел у медников. Выпуск необработанного титана сократился на 2,3%, полуфабрикатов на его основе (проволоки, прутков и профилей) — на 0,1%.

По мнению аналитиков, спад вызван повышением ставок по кредитам коммерческих банков и банальной нехваткой денежных средств в промышленности и строительстве, что привело к сокращению числа и тоннажа заказов, к росту неплатежей и просрочек за отгруженный металл.

В следующем году быстрое улучшение ситуации вряд ли возможно. Металлургическим предприятиям Урала, вероятней всего, не удастся сохранить загрузку мощностей на уровне 2015 года. Речь, скорее, нужно вести об удержании на плаву, обеспечении оборотными средствами и работе если не на нулевой рентабельности, то с минимальной маржой.

Рецепты выживания элементарны: минимизация объемов дебиторской задолженности и максимизация денежных поступлений, закрытие убыточных мощностей и концентрация усилий на активном продвижении рентабельной продукции.  

 

Автор: Борис Александров

Материалы по теме

Солнце еще высоко

Титан до Индии доведет

В одни руки

Медь вышла на публику

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов