ДНК Schneider Electric
Качественные продукты, комплексные решения, сервис и цифровые технологии закладывают основу для успешного развития компании Schneider Electric на российском рынке
История Schneider Electric в России наилучшим образом иллюстрирует возможности построения взаимовыгодного экономического сотрудничества двух стран. Компания была основана во Франции в 1836 году, на российском рынке работает более 100 лет. Философию бизнеса один из руководителей Schneider Electric сформулировал так: «Наша культура и исторические корни во Франции, но наше богатство и разнообразие — в тех странах мира, где мы присутствуем. Мы хотим быть необходимы той стране, где есть наши филиалы».
О настоящем и будущем Schneider Electric в России и на Урале мы разговариваем с заместителем генерального директора по стратегии, инновациям и региональному развитию Schneider Electric в России и СНГ Арменом Бадаловым и управляющим директором региона «Урал» Натальей Штейнберг.
Полноценная экосистема
— Армен, как отрасль электроэнергетики переживает коронакризис?
— Я бы не называл текущую ситуацию в экономике кризисом в общепринятом смысле этого слова. Сейчас, после трудностей 2020 года, наоборот, спрос существенно превышает предложение, и задача заключается в том, чтобы найти правильные ответы на этот вызов. Это касается большинства отраслей промышленности.
Наша компания занимается как электрораспределением, так и решениями для комплексного управления промышленными объектами и инфраструктурой, и мы видим, что спрос на наши технологии существенно увеличился, мы показываем двузначные темпы роста. Основная проблема — правильно распланировать производственные мощности, НИОКР, работу с поставщиками, выстроить логистику.
— Какие элементы производства и управления в компаниях требуют решений в области автоматизации?
— Пандемия показала, что цифра — это не далекое будущее, это уже сейчас, а лучше — вчера. В период жестких ограничений выиграли компании, у которых уже есть полная автоматизация производства, удаленный мониторинг, системы управления технологическими циклами, складами и закупками, внутренними процессами. Но жизнь не стоит на месте. И новые решения компаниям из нефтегазовой, пищевой промышленности, металлургии, машиностроения, строительной отрасли требуются постоянно.
— Вместе со спросом выросла и конкуренция. В чем ваши сильные стороны?
— У нас очень четкая стратегия работы с рынком, она фокусируется на четырех ключевых элементах. Первое — это качественные продукты, мы каждый год обновляем линейки, порядка 5% всего глобального оборота компании направляется на НИОКР. Это очень большая сумма, и далеко не у всех наших конкурентов есть такие возможности. Это означает, что мы регулярно выводим на рынок новые продукты, следим за потребностями рынка, а иногда и сами задаем тренды. Это стало нашим ДНК.
Второй фокус стратегии — мы работаем с рынком комплексно. Мы не только продаем отдельные компоненты заказчикам, а предоставляем системы. Это сегодня гораздо более важно, потому что многим заказчикам нужно не просто купить продукт, им необходимо решение проблемы, например, повышение эффективности производства или снижение выбросов. За счет комплексности мы можем найти ответ на такой запрос.
Третий элемент — сервис. Сегодня уже недостаточно вывести хороший продукт на рынок, потребитель хочет получить полноценные услуги на всех стадиях, начиная от планирования и заканчивая гарантийной и постгарантийной поддержкой. У нас в России работают 200 сервисных инженеров, такого мощного коллектива ни у кого нет. И мы можем оказывать сервисную поддержку для любой отрасли в любой точке России: выехать на объект, предоставить услуги, отправить запчасти, провести диагностику. Все это мы можем делать быстро, а сейчас еще и с использованием цифрового инструментария. Потому что цифровизация — четвертый элемент стратегии. Все наши продукты и решения подключены к системе управления, увязаны с аналитикой. То есть мы предоставляем нашим заказчикам не только железо, но и комплексный цикл всего цифрового обслуживания. Например, при строительстве завода наш заказчик получает помощь в проектировании, закупках, на уровне инвестиционной фазы, а также при переходе проекта в стадию эксплуатации.
— Какое место в долгосрочной стратегии занимают принципы устойчивого развития?
— Это элемент стратегии, с которым мы сталкиваемся каждый день. Компания Schneider Electric всегда делала ставку на энергоэффективность, экологичность, устойчивое развитие. Мы всегда были адвокатами «зеленой» энергетики, чистых производств, экологичных материалов. Мы искренне в это верили еще тогда, когда эта тематика не была такой востребованной. Вот поэтому наши лучшие практики и используются в различных отраслях по всему миру. Мы были и остаемся активными сторонниками Парижского соглашения. Это еще одна неотъемлемая часть нашего ДНК и фактически база, на которой строится НИОКР. Сейчас экологическая устойчивость для многих компаний оказалась вопросом номер один, потому что компании находятся под серьезным давлением со стороны регуляторов, государства, общества, финансовых организаций. И очень многие компании в России этой проблематикой не просто интересуются, а серьезно в нее инвестируют и пытаются найти свой путь. Особенно это актуально для таких отраслей, как металлургия, химия, нефтехимия. У нас внутри российской компании создано подразделение, которое занимается экологическим консалтингом. Продукты и решения, которые мы предоставляем, имеют «зеленый» лейбл. Поэтому приобретение наших продуктов и решений дает заказчикам не только уверенность в их качестве, но и дополнительные репутационные и рейтинговые преимущества.
— Schneider Electric работает на многих континентах. Какова доля российского рынка в общем бизнесе?
— Россия входит в топ-7 географических территорий в компании Schneider Electric. Это очень существенно. Но что особенно важно, мы представлены на этом рынке полноценно. В России работает не только коммерческая организация, здесь размещено пять производственных активов компании: завод «Потенциал» в Республике Марий Эл, «ЭлектроМоноблок» в Ленинградской области, НТЦ «Механотроника» в Санкт-Петербурге, «ГК «Электрощит» — ТМ Самара» и «Русский трансформатор» в Самаре. Кроме того, в Технополисе «Москва» нами открыт крупнейший в отрасли сервисный и учебный центр по направлениям автоматизации и распределения электроэнергии. Мы имеем два больших логистических центра, сеть партнеров-дистрибьюторов, системных интеграторов и промышленных партнеров. Таким образом, у нас полноценная экосистема, которая имеется далеко не в каждой стране присутствия Schneider Electric.
— Какие знаковые проекты были реализованы в последнее время?
— Один из последних наиболее важных проектов реализован в партнерстве с компанией Сибур, где Schneider Electric выступила в качестве комплексного поставщика по электрораспределению и автоматизации для Амурского газохимического комплекса. Это один из крупнейших инвестиционных проектов в России.
Мы много работаем с самыми разными отраслями экономики. У нас очень хорошая история сотрудничества с компаниями Росатом, Сбер, Knauf, Т Плюс, LEROY MERLIN. Есть проекты в области пищевой промышленности. Например, Schneider Electric внедрила инновационные технологии при строительстве винодельни Chateau de Talu в Краснодарском крае. Не так давно мы подписали очень большое соглашение о поставках с компанией «Еврохим».
— Какой видит себя компания на российском рынке в долгосрочной перспективе?
— Мы прорабатываем сейчас новую инвестиционную стратегию, которая предполагает расширение наших производственных мощностей в России. Активно инвестируем в образование, выстраиваем модели работы с молодежью. Поэтому видим себя как серьезного надежного партнера для бизнеса и общества, как крупнейшую компанию в своей отрасли, являющейся неотъемлемой частью российской экономики.
Решения для прогрессивных
— Наталья, на чем фокусируется компания Schneider Electric в Уральском регионе?
— Предприятиям сегодня необходимо качество, комплексность, новые технологии, сервис. Поэтому наши решения используют компании базовых отраслей промышленности региона: металлургия, нефтедобыча, строительный сектор. В последнее время мы получаем запрос от предприятий пищепрома Свердловской и Челябинской областей. Компании в Уральском регионе очень прогрессивные, они часто идут впереди коллег из других регионов, любят приобретать у нас решения с использованием новых технологий. Они смотрят вперед и позитивно воспринимают инновации.
Характер наших партнерств иллюстрируют два знаковых проекта.
В конце прошлого года был завершен первый этап перевооружения системы складирования отходов обогащения на Качканарском ГОКе группы Евраз. Здесь были в полной мере использованы современные решения, которые сократили потребление электроэнергии и воды. Цифровые технологии позволили вести мониторинг, управлять оборудованием и процессом, сократить затраты на техническое обслуживание и ремонты.
Второй пример — сеть клиник «УГМК-Здоровье» привлекла нас к построению системы управления зданием в своем медицинском комплексе. На объекте были реализованы системы управления энергоснабжением, климатом, освещением, система контроля и управления доступом, охранной и пожарной сигнализациями, видеонаблюдение. Внедренные технологии позволили организовать удаленный контроль и собрать информацию о клиниках сети в едином диспетчерском центре. Это позволило повысить уровень комфортности для пациентов и снизить эксплуатационные расходы.
— Не так давно Schneider Electric подписала соглашение с Уральским федеральным университетом. В чем суть такого партнерства?
— Мы активно сотрудничаем с вузами по всей стране. В нашей компании работает около 8 тыс. сотрудников, и вопрос в подготовке качественных инженерных кадров для нас очень важен. Schneider Electric готова помогать преподавателям актуализировать теоретическое обучение, привязывать его к практике. Одно из направлений сотрудничества с Уральским федеральным университетом — создание центра компетенций по автоматизации зданий, энергоэффективности, где будут готовиться квалифицированные инженеры в этой перспективной сфере.
Schneider Electric — лидер рейтинга самых устойчивых компаний мира, по версии Corporate Knights, и помогает заказчикам и партнерам достигать их целей в области устойчивого развития. Чтобы сотрудники и студенты УрФУ имели возможность использовать современный экологичный транспорт, мы передаем для установки на территории УрФУ зарядную станцию для электромобилей.
— Каков вектор дальнейшего развития компании на Урале?
— Мы уверены, что экономика Уральского региона будет активно развиваться. У нас уже есть решения для того, чтобы сделать это развитие эффективным. Прежде всего это востребованные решения в области цифровизации: системы управления энергоэффективностью, системы оперативного управления производством, системы прогнозирования состояния технологического оборудования. Мы видим для себя большой рынок и возможности роста в регионе.