Вуз как точка бифуркации
Участие в треке «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» позволит Уральскому федеральному университету сформировать научно-образовательный и инновационный центр международного уровня и выступить инициатором глобальных технологических изменений
Уральский федеральный университет (УрФУ) вошел в первую группу российских вузов — участников трека «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030». Итоги конкурса объявили в Минобрнауки России. Размер гранта на реализацию пяти прорывных проектов УрФУ до конца 2022 года составит 994 млн рублей.
Грант позволит выполнить проекты в области цифровых технологий, новых материалов, экологически чистой и ресурсосберегающей энергетики, а также в сфере эффективного взаимодействия человека, природы и технологий. Тематические приоритеты соответствуют направлениям работы Уральского научно-образовательного и инновационного центра мирового уровня (НОЦ).
Всего по треку «Исследовательское лидерство» грантовую поддержку получат 18 российских университетов. Ранее УрФУ вошел в число 106 вузов-участников программы «Приоритет-2030» и получил базовую часть гранта в размере 100 млн рублей.
«УрФУ давно развивается как исследовательский университет, за последние годы он повысил научную продуктивность в десять раз. Участие в треке «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» — следующий этап в формировании на базе вуза научно-образовательного и инновационного центра международного уровня», — заявил ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
В ближайшие годы университет сконцентрируется на развитии исследовательских проектов и прикладных разработок совместно с ведущими предприятиями и научными организациями, на усилении программ магистратуры и аспирантуры. Подробно о проектах и стратегии развития университета ректор УрФУ рассказал «Э-У».
— Виктор Анатольевич, российские университеты защитили заявки для участия в программе «Приоритет 2030». Какие цели ставит для себя УрФУ?
— Ключевая цель — создание на Урале научно-образовательного и инновационного центра мирового уровня, сфокусированного на исследованиях и внедрении технологий.
Мы опираемся на три важнейших приоритета Стратегии технологического развития России: передовые цифровые, интеллектуальные производственные технологии и новые материалы; экологически чистая ресурсосберегающая энергетика; взаимодействие человека и природы, человека и технологий.
Отсюда наши стратегические проекты, их пять. Первый — «Материалы и технологии для водородной и ядерной энергетики» — станет базой для разработки новых технологий твердооксидных топливных элементов и электролизеров на основе высокочистых оксидов редких и редкоземельных элементов. Комплексные решения для производства и хранения водорода в промышленных масштабах будут созданы к 2030 году. Второй — «Дизайн и технологии функциональных материалов и систем» — направлен на серию исследований в трех областях: функциональные материалы для магнитной сенсорики, спинтроники и магнитомикроэлектроники; высокоселективные материалы для детекторной техники и медицины; органические и гибридные материалы для диагностики и терапии социально значимых заболеваний. Будут разработаны магнитная система для национального эталона единицы массы, технологии 3D-печати постоянных магнитов и магнитных систем, компактная система радионуклидной диагностики здоровья, портативные электрохимические биосенсоры бесферментного определения клинически значимых параметров здоровья, лекарственные препараты на основе оригинальных биоактивных молекул в отношении инфекционных, нейродегенеративных и онкологических заболеваний. Так, система радионуклидной диагностики благодаря компактности позволит даже в полевых условиях выявить патологические процессы в организме человека. Подобные комплексы существуют, но они импортные, дорогостоящие и большего размера. А, например, уже в 2022 — 2023 годах начнутся клинические испытания нового лекарственного препарата против диабета. У нас очень сильная фармацевтическая школа, школа органической химии, есть очень серьезные наработки.
Третий проект — «Благополучие человека в условиях цифровой трансформации». Будет создана тиражируемая модель цифровой трансформации субъекта федерации и специальные приложения, позволяющие сбалансировать внедрение передовых технологий, задачи устойчивого развития территории и психологическое благополучие населения. Этот проект объединяет усилия гуманитариев, экономистов и айтишников.
Четвертый — «Академическое превосходство» — объединит ресурсы УрФУ, академических и индустриальных партнеров для проведения исследований мирового уровня и создания технологических решений высокого уровня готовности. Главная задача — сделать так, чтобы результаты фундаментальных исследований с помощью инноваций трансформировались в конкретные технологии и продукты.
Пятый — «Кадры для научно-технологического прорыва» — направлен на обеспечение высококвалифицированными специалистами исследовательского и высокотехнологического секторов экономики. Таких специалистов университет будет готовить на основе проектного обучения и индивидуальных образовательных траекторий. Мы создаем открытую цифровую среду для студенческих проектов и образовательного контента. Цифровая трансформация сделает университет востребованным партнером. Уже сегодня компании через «личный кабинет партнера» могут предлагать студентам УрФУ проектные задания, прохождение практики, участвовать в образовательном процессе и получать необходимый результат.
Посмотрим в атомный реактор
— Вы согласны с тем, что архитектура высшего образования в России меняется, центр тяжести смещается в сторону построения проектных университетов, вовлечения студентов в решение конкретных задач с первого курса?
— Вокруг проектов формируются студенческие команды, которые решают важные для предприятий задачи, не только в сфере бизнеса, но и в социальной сфере. Проектная среда меняет отношение к обучению самих студентов. Они начинают анализировать, какие курсы и модули им необходимы для успешного выполнения того или иного проекта. В УрФУ уже сегодня количество проектов приближается к полутора тысячам. Число студентов, которые работают в этой логике проектного обучения, в прошлом году составило 4,5 тысячи. Надеюсь, в этом году мы сможем удвоить цифру. Это стратегическое направление и наше преимущество, потому что мы находимся в ведущем промышленном регионе, где работают крупные корпорации, средние и малые предприятия.
Мы хотим, чтобы к 2030 году 35% студентов всех уровней образования активно участвовали в исследованиях, разработках и публикациях. Одна из целей — минимум сто стартапов в форме дипломов ежегодно. А что такое стартап? Это ведь не просто идея — это серьезная работа. Это механизмы поддержки, патентная защита, создание малого инновационного предприятия. Контингент магистрантов и аспирантов у нас будет практически удвоен к 2030 году. Сейчас это — около 4,6 тыс. человек, а будет около 8 тыс. человек. Причем пятую часть из них должны составлять иностранцы. В российских вузах в течение года после завершения аспирантуры защищаются только 13% специалистов. У нас 16%, а мы ставим задачу — 35%. Амбициозно, но посильно.
— Университет впервые вошел в мировой рейтинг трудоустройства выпускников QS. По его данным, большинство выпускников УрФУ находят работу в первый год после окончания вуза. Агентство QS оценило такой показатель в 85,1%. Насколько это важный критерий для работодателей, университета, молодых специалистов? Является ли он мерилом качества университетского образования?
— Это, скорее, мерило востребованности выпускников. Для чего мы работаем? Чтобы выпускник был востребован, чтобы он получил необходимые знания, компетенции, применил их на практике.
В этом смысле рейтинги — некий инструмент оценки верности траектории нашего движения. Есть еще один рейтинг, который составляется агентством HeadHunter. И оно поставило УрФУ на первое место среди всех российских университетов.
В рейтинге Forbes мы, благодаря показателям по трудоустройству выпускников, тоже занимаем ведущие позиции. А если это так, значит, мы правильно работаем с работодателями и учим студентов.
— А как часто университету дает обратную связь реальный сектор?
— Довольно часто. Например, Группа Синара, ТМК, Уральская горно-металлургическая компания, «СКБ Контур», многие другие предприятия положительно оценивают выпускников нашего университета. Именно поэтому работодатели охотно идут на сотрудничество с нами через проектное обучение, базовые кафедры, через привлечение сотрудников предприятий непосредственно к процессу преподавания. Более того, они создают с нами партнерские программы. Например, «СКБ Контур» совместно с УрФУ реализует несколько образовательных программ, в том числе программу «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Она пользуются большим спросом у абитуриентов.
Со Сбером мы запустили программу по прикладному анализу данных. Примеров таких проектов много.
— Базовые кафедры, совместные программы — это то, что нам уже хорошо знакомо. Возможны новые форматы взаимодействия?
— Форматы, которые начали развиваться, это — онлайн-магистратура. Мы запустили две онлайн-магистратуры. Это «Умный регион», и уже сейчас в реализации этой программы заинтересован «Росатом». И «Инженерия машинного обучения», которую мы сделали со «Skill Factory». Будут развиваться форматы с применением дистанционной формы и методов обучения, виртуальные лаборатории и симуляторы. Поэтому мы ставим перед собой задачу к 2025 году перевести на дистант около 30% всего нашего образовательного контента. Кстати, больше половины студентов и подавляющее большинство родителей выступают за то, чтобы обучение проводилось с помощью дистанционной формы. Более того, виртуальные технологии помогают нам заглянуть внутрь действующего атомного реактора или плавильной печи. Но и живое общение с преподавателем, который является носителем знаний, опыта и компетенций, необходимо, как и живые лабораторные работы в здании университета, где есть соответствующее оборудование и условия.
Создадим кампус
— Новые проекты требуют новой инфраструктуры. И она будет построена: проект кампуса УрФУ победил в федеральном конкурсе и одобрен правительством РФ. Он включает учебные корпуса для специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) УрФУ, а также инфраструктуру для обучения студентов в области ИТ, экономики и управления. Как будут организованы новые пространства?
— У кампуса очень много проекций. Это, конечно, и место проживания значительной части наших студентов, а к Универсиаде-2023 будет построен жилой городок на 8,5 тыс. человек, и новые образовательные пространства. Исходя из потребностей индивидуализации образования, проектного обучения, требуется не просто наличие определенного числа больших или малых аудиторий. Нужны трансформируемые пространства, удобные для работы в группах, для обсуждения проектов с представителями реального сектора экономики и социальной сферы. Особенно это важно для ИТ-сферы и технологического предпринимательства. Поэтому новые объекты будут строиться для двух институтов — Института радиоэлектроники и информационных технологий и Института экономики и управления. Именно там, на базе нового кампуса мы создадим площадку для обмена мнениями, выращивания талантов, индивидуализации обучения, развития технологического предпринимательства, тем более что мы выиграли очень серьезный грант на создание Центра трансферных технологий.
Кампус станет базой и для СУНЦ. Мы же говорим о том, что талантам нужно помогать на самой ранней стадии. Нужно их отбирать, сопровождать. В СУНЦ приезжают талантливые дети не только из Свердловской области, но и из других регионов России. Но сегодняшняя площадка не позволяет ему в полной мере решать эти задачи.
А кампус даст эти возможности. Он станет местом взаимодействия студентов, преподавателей. И очень хорошо, что жилой городок, учебные корпуса, спортивные помещения будут расположены рядом. Кампус также станет зоной инициации социальных проектов, там будут проходить серьезные культурные мероприятия. Создается некая точка бифуркации, где студенты общаются фактически двадцать четыре часа в сутки, новая точка жизни для всего города.
Посчитаем эмиссию
— В Уральском НОЦ будет шесть новых лабораторий, в том числе две в УрФУ: лаборатория перспективных технологий комплексной переработки минерального и техногенного сырья цветных и черных металлов и лаборатория водородной энергетики. Объем финансирования каждой составит 14,9 млн рублей в год. Как вы считаете, позволят ли они ускорить исследования в интересах промышленности?
— Эти лаборатории и создаются, чтобы ускорить внедрение технологий. Мы построим с помощью этих лабораторией сквозную цепочку от фундаментальных научных исследований до разработки и внедрения технологий. Неслучайно эти две лаборатории создаются именно у нас: мы для себя ставим задачу стать мировым лидером в области водородной энергетики, в области создания твердооксидных топливных элементов и электролизеров на основе высокочистых оксидов редких и редкоземельных элементов.
— Почему именно водородная энергетика?
— Переход человечества к водородной энергетике и экономике уже происходит. В начале XXI века 15 наиболее развитых стран, в том числе Россия, учредили Международное партнерство по водородной экономике. По планам, к 2050 году водород должен полностью заменить бензин. Сегодня 85% водорода получают из природного газа. Ученые УрФУ создают топливный элемент, который будет преобразовывать химическую энергию водорода в электроэнергию. Они первыми в мире создали электролит с заданным комплексом свойств путем модификации кислорода анионом (отрицательно заряженным ионом) фтора.
— На базе Уральского федерального университета идут работы по созданию карбонового полигона. Как развивается ситуация?
— Мы вместе с ТМК и «Синарой» проводим дооборудование полигона. Он будет располагаться на базе Коуровской астрономической обсерватории под Билимбаем. Создан научный коллектив, который имеет опыт работы. Причем этот коллектив работает в тесном взаимодействии с партнерами, которые фактически являются соучредителями полигона. Это Институт промышленной экологии и Институт экологии растений и животных УрО РАН, Уральский лесотехнический и Уральский аграрный университеты. Совместно с ними мы будем считать эмиссию парниковых газов. И, самое главное, изучать поглощение CO2 существующими экосистемами, растениями, которые распространены именно на нашей территории.
У нас уникальное местоположение: есть светлохвойные и темнохвойные леса. Они по-разному поглощают парниковые газы и выделяют кислород в атмосферу. Это все можно посчитать: сколько парниковых газов у нас поглощается, с помощью каких растений, какие из них наиболее активны и наиболее перспективны, выделить эту группу растений и предложить ее для распространения. Хорошо, что такой полигон создается именно на Урале, где присутствует мощнейший промышленный комплекс, который заинтересован в подобных проектах.