О драйве без хайпа

О драйве без хайпа

Сектор информационных технологий растет. Факторы роста — новые запросы бизнеса на фоне пандемии и государственной политики. Главный ограничитель — дефицит кадров 

В последние два ковид-года индустрия информационных технологий оказала на развитие экономики особое влияние. Аналитический центр «Эксперт» возвращается к исследованию этого сегмента. 

Напомним, предыдущий рейтинг вышел по итогам кризисного 2014-го. Публикация тогда называлась «Драйв кончился» (см. «Э-У» № 23 от 01.06.2015). Короткая цитата: «По данным Минэкономразвития, объем российского ИТ-рынка в 2014-м по отношению к 2013-му увеличился на 6% до 698 млрд рублей (годовая инфляция — 11,4%). По оценке IDC, в долларовом эквиваленте он сократился на 16% до 29,7 миллиарда. Это означает рублевый прирост на 1,5 — 2%. Индустрия информтехнологий второй год демонстрирует спад. “С 1990 года вендорам в России приходилось иметь дело с периодами нестабильности, — пишут аналитики IDC. — Тем не менее связанные с этим падения объемов продаж быстро восстанавливались, поэтому к периодам волатильности в России было принято относиться легко. Но все изменилось в 2014 году: похоже, российская экономика, а соответственно и ИT-рынок, вошли в долгую полосу спада”». 

Сравните: за 2020 год российский ИТ-рынок вырос, по данным той же IDC, на 14% (сравнение здесь и далее — период к периоду) и оценивается в 1,8 трлн рублей. 

Драйв умер? Да здравствует драйв

Безусловно, подъем индустрии в значительной степени стимулировали расходы правительства на обеспечение возможности удаленной работы в период жестких ограничений. По статистике оператора федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг», госзакупки в сфере ИТ (компьютеры и периферийное оборудование, прог­раммное обеспечение и лицензии) в рамках федерального закона 44-ФЗ («О конт­рактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») выросли за 2020 год почти на 16% и достигли 245 млрд рублей. ИТ-закупки в рамках 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), сократившись на 6%, составили 334 млрд рублей. 

В ИТ-рейтинг Урала и Западной Сибири по итогам 2020 года вошли 25 компаний. Их суммарная выручка за 2020 год увеличилась на 1,2% до 385,3 млн рублей. 

Для большинства участников регионального рейтинга год оказался успешным: суммарная выручка первой десятки по итогам 2020 года составила 32,99 млрд рублей, что на 19,1% выше, чем годом ранее. Первую позицию занимает компания «СКБ Контур»: на ее долю приходится 50% совокупной выручки топ-10 рейтинга. Тройку лидеров составили УЦСБ и тюменская компания «Сибур Диджитал», входящая в контур крупнейшей в России нефтехимической группы: 11,8% и 11,3% выручки первой десятки соответственно. Топ-5 дополнили уфимская группа компаний «Форт Диалог» (8,8% совокупной выручки) и челябинская компания «Компас Плюс» (5%). Вторая половина топ-10: группа компаний «ПЛМ Урал» (доля выручки 3,8%), уральский филиал компании «Инфосистемы Джет» (3,3%), ITPS (представленная ООО «ИТ Профессиональные Решения» и ООО «Парма-Телеком»; 2,4%), ижевский «Директум» (2,1%) и пермская «Гриндата» (1,5%). Последняя стала лидером по динамике, нарастив выручку в 2,5 раза. Также лучшую динамику — рост почти вдвое — показала вошедшая в топ-15 рейтинга челябинская компания «Наполеон ИТ».

Госдрайвер и ковид-стимул 

Как показывает статистика, региональные компании активно включились в реализацию государственной политики в области цифровизации. Среди участников исследования наибольшее количество заключенных контрактов в рамках ФЗ-223 и ФЗ-44 за последние три года у «СКБ Контур» (1042), «Айдеко» (142), УЦСБ (54), ГК «Форт Диалог» (48) и «ПЛМ Урал» (43). 

Лидеры по доле госконтрактов в совокупной выручке за 2020 год — НПО «Сапфир» (30,1%), «Промобот» (16,6%) и «Айдеко» (13,9%). 

Вторым фактором, позволившим нарастить выручку, стал ответ на запрос потребителя: в связи со специфичными условиями деятельности в условиях пандемии появилась масса задач, которые можно решить только с помощью технологий. 

Так, по словам CEO «Napoleon IT» Павла Подкорытова, компания в этот период переключила 50% ресурсов на создание сервисов и продуктов, помогающих бизнесу в условиях жестких ограничений. В запрос потребителя, например, точно попал no-code конструктор мобильных магазинов Napsy (подробнее см. «Как стать Наполеоном», «Э-У» № 37 — 38 от 13.09.2021). «Конструктор для многих оказался реальным помощником в этой ситуации. Он позволяет предприятиям из сферы ритейла и электронной коммерции собрать собственное приложение за три дня», — рассказывает Павел Подкорытов. Функционал сервиса стал критически важен для малого бизнеса на пике пандемии, когда малым предприятиям пришлось быстро развернуть офлайн-торговлю в дистанционные каналы. В этот же период компания запустила несколько продуктов для термометрии с помощью компьютерного зрения. 

Самым распространенным запросом от бизнеса в период пандемии стали сервисы, позволяющие поддерживать высокий уровень безопасности удаленных коммуникаций, говорит заместитель генерального директора по научно-технической работе УЦСБ Николай Домуховский. Многие предприятия, по его наблюдениям, также всерьез занялись модернизацией собственной ИТ-инфраструктуры: «Наши клиенты поняли, что должны отвечать требованиям новых систем и решений, внедряемых в процессе цифровой трансформации».

В целом на рынке растет спрос на любые решения, включающие машинное обучение и искусственный интеллект, отмечает эксперт: «Один из популярных запросов — системы предиктивной аналитики, позволяющие своевременно обнаруживать сбои в работе различного оборудования и проводить планово-преду­предительный ремонт до того, как оборудование прекратит работу и производственный процесс остановится».

На рост значимости цифровых технологий в промышленном производстве указывает генеральный директор ГК «ПЛМ Урал» Владимир Жураховский. Спрос на программное обеспечение поступает от предприятий, нацеленных на проектирование новых изделий: «В частности участники рынка двигателестроения сейчас работают над созданием нового авиадвигателя и замещением двигателей, ранее производимых на Украине. И везде необходимо современное программное обеспечение». 

По словам эксперта, стабилен спрос на САПР и PLM-системы, «при этом мы все больше видим интерес потребителя к системам для инженерного анализа, что соответствует мировым тенденциям, хотя и с некоторым опозданием. Кроме того, растет интерес к системной инженерии. Цифровые двойники позволяют создать виртуальную копию реального изделия, связать его датчиками с изделием, за счет чего оптимизировать параметры работы, осуществлять предиктивное техническое обслуживание, избегать аварийных ситуаций». 

О влиянии политики импортозамещения говорит и технический директор ГК «ПЛМ Урал» Владимир Власов:

— Вышестоящие органы требуют внедрения отечественного программного обеспечения, особенно внимательно к этому критерию относятся предприятия ОПК. 

Импортозамещение считает определяющим для отрасли фактором и Николай Домуховский. По его словам, предприятия стремятся создавать новые ИТ-системы с максимальной долей компонентов отечественного производства. При этом компании убедились в важности вопросов информационной безопасности, поэтому запрос на программно-технические средства обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) будет только расти. 

Прогнозы и угрозы 

Предпосылок для значительного снижения динамики рынка по итогам этого года участники исследования не видят. Генеральный директор компании «Интерсвязь» Эдуард Калинин среди ключевых тенденций выделяет замещение человеческого труда машинным, цифровизацию промышленности и внедрение бережливого производства.

Технологических решений потребует изменение моделей организации труда, к которым компании пришли в результате ковид-ограничений, а затем внедрили их на постоянной основе.

Меняется и инструментарий повышения эффективности бизнеса.

— Еще 10 — 20 лет назад промышленные компании основной упор делали на закупки современного оборудования, а сегодня именно компьютерные технологии, программное обеспечение и цифровизация являются ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому основным ресурсом повышения эффективности является снижение издержек, рост качества продукции, сокращение сроков ее вывода на рынок, — замечает Владимир Жураховский.

Это заставит даже самый консервативный бизнес искать выход в технологиях, а значит, рынок может рассчитывать на стабильный поток заявок на решения для оптимизации промышленных производств за счет ИТ-сервисов.

«Сеть без границ — не хайповый тренд, а реальная необходимость современного предприятия» — вот вывод, который бизнес сделал во время пандемии, уверен Николай Домуховский. Производство не должно останавливаться, даже если люди вынуждены сидеть дома. И это, по прогнозу эксперта, формирует постоянный запрос на решения в области цифровой трансформации: 

— Очевидно, что от индустрии ИТ экономика продолжит ждать эффективных проектов в области автоматизации производства, потребуются решения в области компьютерного зрения для контроля за процессом производства и персоналом, цифровые двойники отдельных процессов и целых производств для повышения эффективности процессов, системы искусственного интеллекта, которые все больше заменяют людей на рабочих местах.

Такие решения на рынке предлагают многие компании. «ИТ-рынок в последние годы динамичен, появляется все больше компаний с собственными технологиями, меняющими повседневную реальность», — подтверждает Павел Подкорытов.

Следовательно, ужесточится конкуренция. В том числе — за кадры как главный актив индустрии. Об актуальности этого вызова говорят все участники исследования. 

— Основные проблемы рынка заключаются в дефиците высокопрофессиональных кадров. Компании справляются по-разному с этим, мы, например, ведем широкую образовательную деятельность для подготовки специалистов в ИТ, — рассказывают в «Наполеоне ИТ». 

— Нашему рынку требуются высококвалифицированные кадры, и эта потребность растет быстрее, чем система образования успевает ее удовлетворять. Как следствие, начинается борьба за специалистов, которую нередко выигрывают московские и зарубежные компании, — говорит и Николай Домуховский.

В отличие от других сегментов экономики индустрия информационных технологии сталкивается с высоким уровнем мобильности рынка труда, подтверждает 

Эдуард Калинин: 

— На рынке ИТ постоянно формируются свои «центры притяжения», и именно в них стремятся попасть разработчики. Многие ИТ-специалисты покидают регион и уезжают работать в столицы или за рубеж. 

Встретимся в 2025-м?

По итогам этого года IDC прогнозирует рост российского ИТ-рынка на уровне 14%. Предполагается, что наибольший покажут ИТ-услуги, сегменты персональных компьютеров, а также оборудования для печати и обработки изображений.

В среднесрочной перспективе спрос на решения, вызванные COVID-19, скорее всего, пойдет на спад. Вероятно, к тому времени рынок и потребитель уже отработают технологии, связанные с удаленной организацией труда, считает Николай Домуховский: «Тренды импортозамещения и безопасность КИИ набрали темп, пока проекты в этой сфере будут идти примерно на одном уровне из года в год, а возможно, через три-пять лет объем этих проектов также начнет спадать». Ставку, по его мнению, можно делать на подъем экономики, на этом фоне цифровая трансформация будет набирать обороты за счет восстановления промышленности после пандемии, развития технологий в этой сфере и активной господдержки.

Эдуард Калинин среди факторов, влияющих на развитие, выделяет повышение спроса на ИТ-решения среди частных лиц, предприятий и властей, а также внимание правительства к отрасли, сопряженное с господдержкой.

Владимир Власов в следующем году ожидает совершенствования ИТ-инструментов в инженерных службах предприятий: «Мы увидим обновление версий, закупку новых лицензий». Но взрывного роста, по его мнению, не будет.

— Несмотря на широко обсуждаемые новые идеи Индустрии 4.0, наш рынок инженерного ПО для машиностроения отличается большой консервативностью, и мы рассчитываем на стабильное эволюционное движение, что является вполне приемлемым сценарием в этом сегменте, — итожит эксперт.

Рейтинг ИТ-компаний, работающих в Урало-Западносибирском регионе по общему объему выручки в 2020 году

Ме­сто Компания Регион присутствия Год
основания
Выручка за 2020 год, млн рублей Изменение выручки за год, % Изменение кол-ва сотрудников за год, % Количество заключенных контрактов 2018-2020 гг (ФЗ 223, ФЗ 44) Доля госконтрактов в выручке, 2020
1 ПФ СКБ КОНТУР, АО Свердловская область 1992 16 501.5 17.0 н/д 1042 0.4
2 УЦСБ, ООО Свердловская область 2007 3 891.2 28.0 5.7 54 3.33
3 СИБУР ДИДЖИТАЛ, ООО Тюменская область 2017 3 743.5 -5.8 -17.3 н/д н/д
4 ГК ФОРТ ДИАЛОГ Башкортостан (Республика) 2002 2 918.0 8.8 10.0 48 2,2 (2019)
5 КОМПАС ПЛЮС, ООО Челябинская область 1997 1 661.1 10.3 1.4 5 4,66 (2018)
6 ГК ПЛМ Урал Свердловская область 1993 1 240.8 28.3 9.1 43 3.85
7 ИНФОСИСТЕМЫ ДЖЕТ. Уральский филиал Свердловская область 2003 1 076.2 н/д н/д н/д н/д
8 ITPS (ООО «ИТ Профессиональные Решения»,
ООО «Парма-Телеком»)
Пермский край 2004 786.4 6.5 -6.4 0 н/д
9 ДИРЕКТУМ, ООО Удмуртская Республика 2003 688.8 53.9 20.4 8 1.29
10 ГРИНДАТА, ООО Пермский край 2014 487.1 97.9 в 2,5 раза 4 н/д
11 ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ООО Челябинская область 2003 455.2 -11.5 -5.7 2 3.36
12 СИСТЕМ ПРОДЖЕКТС, ООО Пермский край 2015 397.0 17.9 11.2 0 н/д
13 NAPOLEON IT Челябинская область 2011 355.3 95.7 50.0 2 н/д
14 ЛАНИТ-УРАЛ, ООО Челябинская область 2010 343.6 в 2 раза -2.6 34 61,61 (2019)
15 ЭКСТЕНСИВ-СЕРВИС, ООО Свердловская область 2016 273.6 55.2 25.5 н/д н/д
16 ИТ-ПАПИЛОН, ООО Челябинская область 2017 260.9 86.2 2.0 н/д н/д
17 ИБС ПЕРМЬ, ООО Пермский край 2006 238.8 -22.8 -24.0 н/д н/д
18 ПРОМОБОТ, ООО Пермский край 2015 203.6 6.0 42.3 26 16.58
19 ДЖЕМС ДЕВЕЛОПМЕНТ, ООО Тюменская область 2017 178.9 21.6 -24.3 23 11.49
20 СМАРТ АНАЛИТИКС, ООО Пермский край 2016 163.4 12.9 5.4 1 н/д
21 НПО САПФИР Свердловская область 2008 142.8 -18.4 -2.3 40 30.1
22 БРАЙТ СОФТ, ООО Пермский край 2019 141.2 11.3 в 2,3 раза 2 н/д
23 ФОРМУЛА ЛАЙН, ООО Удмуртская Республика 2019 133.9 в 4 раза 89.5 н/д н/д
24 АЙДЕКО, ООО Свердловская область 2008 110.2 17.6 н/д 142 13.86
25 ТРИВИУМ, АО Пермский край 2019 92.9 2.6 45.5 0 н/д

Источник: СПАРК, АЦ «Эксперт» по результатам анкетирования ИТ- компаний.

О Методике

Рейтинг рассчитан на основе данных СПАРК, его основу составили компании с видом деятельности «Разработка компьютерного программного обеспечения». В качестве основного критерия для ранжирования компаний принят показатель, характеризующий совокупную выручку компании за 2020 год.
Для оценки мы выбрали компании, официально зарегистрированные на территории Урала и Западной Сибири (в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан и Удмуртия, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах). Если головная компания зарегистрирована за пределами региона, то учитывались данные по филиалам и представительствам на его территории.