Югра возглавила рейтинг по доступу НКО на рынок соцуслуг
Чем вызвана позитивная динамика развития рынка услуг в социальной сфере и кто обладает лучшими практиками по работе с некоммерческим сектором
Минэкономразвития РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) представили рейтинг субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства за 2020 год.
С 2017 года, когда был подготовлен первый рэнкинг, Югра ни разу не уступала первенство другим регионам. Кроме Ханты-Мансийского автономного округа (итоговый балл — 52,8), в группу лидеров вошли Краснодарский край, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Башкирия, Хабаровский край и Ненецкий АО.
Субъекты РФ оценивались по нескольким направлениям работы: участие социально ориентированных НКО в предоставлении госуслуг по отраслям социальной сферы, внедрение конкурентных способов их оказания, муниципальные меры поддержки СО НКО и социального предпринимательства, меры налогового стимулирования.
— Рейтинг носит интегральный характер. Источниками данных являются само министерство экономического развития, ФАС, Росстат, а также отчеты из регионов. Основные показатели рейтинга — участие СО НКО в предоставлении услуг по отраслям, формирование инфраструктуры.
СО НКО (доля бюджетных ассигнований на субсидии), меры налогового стимулирования, муниципальные меры поддержки НКО и социального предпринимательства, внедрение конкурентных механизмов оказания госуслуг в социальной сфере, — рассказала заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
По ее словам, доступ негосударственных компаний в сектор означает быстрое реагирование на запросы общества, конкуренцию в предоставлении услуг, развитие самого сектора социально ориентированных некоммерческих организаций и расширение возможностей для социального предпринимательства. Как развивается ситуация на рынке социальных услуг?
Тенденции на рынке соцуслуг
Напомним, с сентября 2020 года НКО могут оказывать государственные и муниципальные услуги в соцсфере, а россияне — выбирать, где их получать: в бюджетных или частных организациях. Закон, на основании которого негосударственным компаниям и индивидуальным предпринимателям на конкурсной основе предоставляется доступ к бюджетным средствам, принят на пять лет. По данным Минэка, в различных отраслях соцсферы, несмотря на тенденции 2020 года, наблюдается положительная динамика по допуску и привлечению негосударственных организаций на рынок государственных соцуслуг. Так, в 2020 году на 28% выросло количество негосударственных организаций в сфере охраны здоровья. Доля негосударственных медицинских организаций, которые участвуют в территориальных программах ОМС, в 2017 году составляла 33%, в 2020-м — 36%. Изменилось и число регионов, где формируется инфраструктура поддержки СО НКО, например, Центры инноваций в социальной сфере: в 2017 году таких регионов было 57, в 2020-м — 67. Также за это время увеличилось количество территорий, реализующих и запускающих муниципальные программы в сфере поддержки СО НКО с 67 до 72.
По данным Минэкономразвития, на поддержку СО НКО и социального предпринимательства субъектами РФ в 2020 году было направлено 38,1 млрд рублей. Поддержку получили 4,5 тыс. СО НКО, которые оказали услуги более чем 44 миллионам человек.
Для чего нужно допускать СО НКО на рынок социальных услуг, рассказала председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО Елена Тополева-Солдунова: «Граждане не всегда довольны качеством услуг, которые они получают в различных сферах деятельности. Считаю, что важно предоставлять выбор получателям услуг, чтобы люди, имеющие право на получение той или иной услуги бесплатно либо на льготных основаниях, не направлялись в одну организацию, а могли выбрать ту, качество услуг которой их больше устроит. Нужно развивать конкуренцию в социальной сфере».
Общественница напомнила, что в сфере здравоохранения у человека сегодня есть выбор — обратиться в государственную поликлинику или в частный медицинский центр. В сфере социального обслуживания такая вариативность появилась совсем недавно:
— Еще пять-семь лет назад 99% всех поставщиков в сфере социального обслуживания составляли только государственные организации. Но за последние годы в сфере социального обслуживания идет стабильный прирост. У получателей услуг, таким образом, появляется выбор, а за счет увеличения конкуренции в предоставлении социальных услуг растет их качество.
— Несмотря на пандемию и закрытие многих отраслей социальной сферы, мы видим тенденцию к развитию и увеличению доли НКО и сокращению доли государственных организаций в секторе. Возможно, динамика не такая стремительная, как хотелось бы, но все же положительные изменения есть, — соглашается Татьяна Илюшникова.
Елена Тополева-Солдунова отметила, что получение статуса «исполнитель общественно полезных услуг» для НКО — путь непростой и тернистый: «Потому что необходимо систематически оказывать эти услуги, сдавать сложную отчетность, соответствовать всем требованиям и многое другое. Но те, кто осилил этот путь, остались довольны, потому что их существование стало более устойчивым».
Заместитель председателя правления Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России Александра Сукиасян говорит об интересе социальных предпринимателей к вхождению в реестр поставщиков услуг: «Развитие социального предпринимательства напрямую зависит от активности самого сообщества, а также от взаимодействия с региональными органами власти. Кроме уже упомянутых позитивных эффектов (в виде конкуренции и вариативности) от вхождения НКО и бизнеса в социальной сектор, происходит снижение бюджетной нагрузки, создание новых продуктов и сервисов, развитие социальной инфраструктуры, повышение привлекательности региона».
При этом Александра Сукиасян отмечает, что картина развития сектора в регионах России очень разная: «Уровень доступа напрямую зависит от качества взаимодействия региональной власти с предпринимательским сообществом. Такие меры государственной поддержки, как снижение бюджетной нагрузки, создание новых продуктов и сервисов, развитие социальной инфраструктуры, позитивно влияют на развитие рынка».
Югра — традиционный лидер
— подчеркивает Татьяна Илюшникова: «Коллеги из округа все время делятся с нами новыми практиками и форматами взаимодействия. Мы любим, уважаем и ценим их за идеи. Для многих регионов Югра — это двигатель и пример в работе».
Из года в год растет и количество баллов в рейтинге: с 42,84 за 2017 год до 52,80 за 2020-й. По данным Минэка, это стало возможным в основном за счет значительного увеличения доли бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры СО НКО в общих расходах региона по сравнению с остальными территориями.
Успешными практиками развития сектора СО НКО делится директор департамента экономического развития — заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Роман Генкель: «Основными механизмами являются эффективное взаимодействие региональной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований с некоммерческим сектором и представителями социального предпринимательства, а также внедрение общественного контроля в социальной сфере. Мы стремимся поддерживать социальные предприятия наравне с малым и средним предпринимательством, развивать грантовую поддержку, а также другие инструменты финансовой поддержки НКО в регионе. Настоящая увлеченность, высокий стандарт поддержки негосударственного сектора, приток новых технологий и желание предоставить потребителю широкий выбор организаций, где они могут получить услуги социальной сферы, позволяют региону сохранять лидерские позиции в рейтинге четвертый год подряд».
«За последние пять лет доля присутствия негосударственных поставщиков увеличилась в два раза — с 23% (2016 год) до 49% (2020 год). Общее количество — более 1,5 тыс. организаций. Они участвуют в оказании 57 услуг (в образовании — девяти, социальном обслуживании — 26, здравоохранении — пяти, физической культуре и спорте — шести, культуре — восьми, занятости — трех). Ежегодно из бюджета автономного округа передается более 2,5 млрд рублей негосударственным поставщикам услуг социальной сферы», — подчеркнула губернатор Югры Наталья Комарова в своем инстаграм-аккаунте, поздравляя округ с победой.
Напомним, по итогам двух конкурсов 2020 года на предоставление грантов губернатора округа на развитие гражданского общества победителями признаны 123 проекта СО НКО на общую сумму 89,2 млн рублей. По итогам конкурса 2020 года на предоставление губернаторских грантов физлицам-соцпредпринимателям оказана поддержка 94 югорчанам на общую сумму 18,2 млн рублей.
По итогам первого конкурса 2020 года на предоставление грантов президента РФ на развитие гражданского общества, проводимого Фондом президентских грантов, — 41 проект из Югры одержал победу и позволил привлечь в социальную сферу региона 42,1 млн рублей. По итогам второго конкурса поддержку получили 43 проекта СО НКО округа на сумму 40 млн рублей. Итого — 84 проекта СО НКО на сумму 82,4 млн рублей. Победителями специального конкурса, проводимого Фондом президентских грантов для поддержки СО НКО в пандемию, стали еще 22 югорских проекта на сумму 14,3 млн рублей.